«Формы и методы работы с одарёнными детьми»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формы и методы работы с одарёнными детьми»
Автор: Старовойтова Татьяна Ивановна
«Формы и методы работы с одарёнными детьми»Подготовила: учитель технологии МБОУ «СОШ №5»Старовойтова Т.И. «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод». В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход. Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей. Одарённые дети – это дети, которые выделяются яркими очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Проблема развития одарённости в нашей школе актуальна, у нас есть условия для развития обучающихся и существует необходимость выявления их способностей. Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Лично для себя я определила основные качества, которыми должен обладать учитель. Учитель должен быть:- увлечён свои делом, непременно талантлив;- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;- профессионально грамотным;- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;- проводником передовых педагогических технологий;- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;- знатоком во всех областях человеческой жизни;-владеть современными педагогическими технологиями;-иметь позитивную концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным. Конечно, каждый учитель в работе с одарёнными детьми должен использовать дифференцированный подход, который позволяет расширять и углублять образовательное пространство предмета, учитывать индивидуальное продвижение каждого одаренного ученика из какой бы категории он не был. Использовать индивидуальные, парные, групповые формы работы, различного рода задания, формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Применять технологию проблемного обучения, метод проекта, творческие и нестандартные задания, что является хорошим стимулом к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Формы работы с одаренными учащимися:творческие мастерские;групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;кружки по интересам;конкурсы;научно-практические конференции;участие в олимпиадах;работа по индивидуальным планам; Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.Обычно у одаренных детей можно наблюдать:- любознательность (познавательная потребность);- богатый словарный запас;- изобретательность;- настойчивость;- способность рассуждать и мыслить логически;- требовательность к результатам собственной деятельности. Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая - рано развивающие дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.При работе с одаренными детьми необходимо уметь:обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;стимулировать познавательные способности учащихся;работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;принимать взвешенные психолого-педагогические решения;анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса.