«Обучение и социализация детей с тяжелыми ментальными нарушениями развития в условиях школы-интерната».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Обучение и социализация детей с тяжелыми ментальными нарушениями развития в условиях школы-интерната».
Автор: Наталья Павловна Новикова

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»ДОКЛАД«Обучение и социализация детей с тяжелыми ментальными нарушениями развития в условиях школы-интерната».Учитель: Новикова Наталья ПавловнаОсновной целью обучения детей с ТМНР является развитие социального интеллекта и индивидуализация образования детей данной категории в условиях школы-интерната.Основная идея проекта состоит в том, что дети с тяжелыми ментальными нарушениями, которые содержатся в учреждениях системы социального обслуживания и по отношению, к которым используется термин «необучаемый» в обществе, не являются таковыми и способны к развитию своих социальных возможностей не только в рамках специальных индивидуализированных программ развития, но и в рамках адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми ментальными нарушениями. Дети обучаются по адаптированной основной образовательной программе для дистанционного обучения детей с тяжелыми ментальными нарушениями развития. Программа утверждена Экспертным советом Международной академии информатизации 27 июля 2016 года. До сентября 2018 года наш коллектив обучал детей Кропоткинского дома - инвалидов дистанционно. Нашим научным руководителем являлась Микляева Н.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной дефектологии Института детства Московского государственного педагогического университета. Именно она помогала нам в профессиональном подборе методов и средств обучения детей с тяжелыми ментальными нарушениями. В 2018 году приемные семьи нашего сельского поселения взяли на воспитание детей Кропоткинского дома-инвалидов. Обучаться они начали в нашей школе по этой же программе.А с сентября 2019 года наш коллектив пошел дальше, мы приняли к себе на обучение и воспитание группу детей Кропоткинского дома-инвалидов. Все дети с тяжелыми ментальными нарушениями развития. Опираясь на результаты мониторинга, связанные со способностью детей к эмоциональному общению, степенью готовности к действию и взаимодействию, способности к предметно-игровой деятельности, социально-бытовой адаптации, для детей сформирован образовательный маршрут. Его задача найти такие параметры в структуре социального интеллекта, которые будут способствовать созданию условий для включения ребёнка в общение с другими в ситуации педагогического взаимодействия, а затем стремиться к тому, чтобы увеличить «откликаемость» на педагогическое воздействие.Дети с тяжелыми ментальными нарушениями развития характеризуется не только значительным недоразвитием мыслительной деятельности, не позволяющим овладеть предметными учебными знаниями, но и нарушениями базовых психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления. У 6 детей координация движений незначительно нарушена. У двоих детей общая и мелкая моторика грубо нарушены. У всех отмечается своеобразное развитие структурных компонентов речи. В классе 2 детей имеют системное нарушение речи легкой степени, 3- средней степени, 1 - тяжелой степени. Темп учебной деятельности детей замедлен. При усвоении учебного материала испытывают затруднения, связанные с неустойчивой памятью. Психофизическое недоразвитие детей характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование и развитие не только точных и тонких движений, мелкой моторики, но часто и простых физических и трудовых действий. Внимание отличается крайней непродуктивностью, неустойчивостью, истощаемостью. Дети очень отвлекаемые, неусидчивые.  Нуждаются в постоянной смене деятельности. В обучении и развитии детей с тяжелыми ментальными нарушениями развития специалисты нашего учреждения учитывают индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка. Помимо учебных предметов сдетьми занимаются педагоги-психологи, дефектолог и логопед. Учебный план содержит следующие предметные отрасли:-язык и речевая практика, математика, искусство, технология, окружающий мир.оррекционные занятия: развитие психомоторики и сенсорных процессов, логопедические занятия и занятия по дефектологии.Особые образовательные потребности детей с тяжелыми ментальными нарушениями развития обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).В обучении мы используем принцип "от простого к сложному" и здесь нам помогает авторская программа развития социального интеллекта обучающихся «Растем вместе», разработанная под ред. Н.В. Микляевой (М.: Директ-Медиа, 2017). Хотя эти дети по возрасту уже школьники, но их развитие намного отстает от своих сверстников. Поэтому свои уроки учитель старается разнообразить и включать игровые задания. Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза. Объем и характер практической работы соответствуют возрасту. Все этапы урока взаимосвязаны. Четко соблюдается разнообразие видов учебной деятельности: физминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика. Учитель создает на уроке доброжелательную и раскрепощенную атмосферу. Дети обучаются по безоценочной системе. Но педагог поддерживает и мотивирует детей одобрительной оценкой и похвалой.Основными задачами обучения детей с тяжелыми ментальными нарушениями являются:
  • формирование у детей представлений о себе,
  • формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения,
  • формирование представлений об окружающем мире и ориентировка в нем,
  • развитие способности общаться и взаимодействовать с окружающими людьми,
  • формирование навыков предметно-практической, обучающей, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности.
  • Используется определенная структура занятия:
  • Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с детьми для создания положительного настроя на работу, создание мотивации успеха и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
  • Пальчиковая гимнастика и артикуляционная гимнастика.
  • Повторение изученного.
  • Основной этап. Подача нового материала
  • Гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика.
  • Двигательная гимнастика.
  • Итог занятия.
  • Учитель и специалисты, работающие с этими детьми, оценивают уровень знаний, представлений, действий, операций обучающегося. Выполняет ли он учебную задачу, включенную в специальную индивидуальную программу развития самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции. Если в начале обучения дети не умели писать в тетрадях, знали только некоторые буквы и цифры. То к концу первого года обучения дети овладели следующими навыками:-научились правильно держать ручку и карандаш;- знают и называют числа от 1 до 10 и в обратном порядке;- решают элементарные задачи на сложение и вычитание;- соотносят цифру и число предметов;- ориентируются на листе бумаги в клетку (графический диктант)- научились писать буквы и слоги в прописях;- списывать текст по образцу;-знают алфавит, складывают и читают слоги;- классифицируют и обобщают предметы;- находят сходство и различие предметов;- складывают фигуры из частей;- вырезают из бумаги поделки;- рисуют по отдельным образцам;- лепят, как отдельные образы, так и целые композиции из пластилина. Из 6 детей, которые обучаются по данной программе, 3 ребенка выполняют учебную задачу, включенную в специальную индивидуальную программу развития самостоятельно, по образцу с частичной помощью взрослого. И 3 ребенка нуждаются в значительной помощи педагога.В основе психолого-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые ментальные нарушения развития лежат основные принципы: коррекция и компенсация недостатков развития и рассматриваются они не как самоцель, а как средство обеспечения ребенку с ограниченными возможностями максимальных возможной для его самостоятельности и приспособленности в социуме. Н.М. Аксарина, рассматривая вопрос об адаптации детей к новым условиям, приводила пример: «садовник, пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, любовно ухаживает за ним, но, приживаясь на новом месте, оно всё равно болеет». То же происходит и с ребёнком. Нельзя неожиданно рушить его сложившиеся стереотипы, разлучать с уже привычным для него социумом и оставлять это беспомощное существо в незнакомой обстановке без поддержки и любви. Поэтому весь наш коллектив создает все условия, чтобы вновь прибывшие дети были окружены заботой и любовью.Хочется отметить то, что с момента поступления этих детей в наше учреждение, весь наш коллектив просто полюбил их и вкладывает всю душу в их обучение и социализацию. На начальном этапе адаптации специалисты нашего учреждения старались разнообразить учебные занятия, досуг детей и их развитие. Поэтому процесс адаптации детей прошел без осложнений. Дети постепенно привыкали к тому, что они такие как все: посещают занятия, школьные мероприятия, кружки, спортивные мероприятия. Для расширения социума дети по возможности совершали прогулки в общественные места. Интересный эпизод из жизни: совершая очередную прогулку дети возле двора станичников увидели домашнюю птицу: утку с маленькими утятами, для них это было практическое познание окружающего мира. Сколько было эмоций и рассказов от увиденного! К концу первого полугодия дети уже активно посещали кружки, участвовали в общественных мероприятиях школы, получая грамоты и похвалу окружающих. Летом они, под руководством взрослых, активно участвуют в посильных трудовых десантах на территории нашей школы. В результате проводимой работы, у детей воспитываются навыки культурного поведения, коммуникабельности, умения выразить свою просьбу. Отрабатываются навыки самообслуживания и подготовки к посильным видам хозяйственно - бытового труда. И все это способствует нормализации и улучшению качества ежедневной жизни ребенка-инвалида. На период каникул педагоги нашего учреждения берут детей к себе домой. Положительный опыт дети получают, проживая в семье, который в последствии пригодится им для успешной социализации в обществе.Итогом образования и воспитания детей с тяжелыми ментальными нарушениями развития в образовательном учреждении является нормализация их жизни, ведение образа жизни, присущего подавляющему большинству людей: жизнь дома, а не в интернате, участие в решении бытовых вопросов; посильная трудовая деятельность вместе с другими людьми; возможность самостоятельно проводить свободное время. Конечно же, человек с тяжелыми ментальными нарушениями развития все-таки будет нуждаться в пожизненном сопровождении, но в результате специального образования он станет менее зависимым от посторонней помощи и сможет выполнять доступные ему социальные роли. Наш опыт работы с детьми с тяжелыми ментальными нарушениями развития подтверждает теорию, что необучаемых детей в России нет.