Педагогические основы организации самостоятельной учебной работы младших школьников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогические основы организации самостоятельной учебной работы младших школьников
Автор: Алентьева Анастасия Андреевна

СОДЕРЖАНИЕВВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ учебной РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....................................…………….5 1.1 Понятие самостоятельной работы в психолого-педагогической литературе...................................................................................................…………….....5 1.2 Особенности развития самостоятельности в обучении младших школьников..............................................................................................…………………..9 2. ДИАГНОСТИКА ПЕАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ........……………13 2.1 Анализ методов и показателей развития самостоятельности детей младшего школьного возраста.............................................…………………………………………….13 2.2 Разработка практических рекомендаций по формированию педагогических основ организации самостоятельной учебной работы младших школьников..........……....17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ....………………………………………………………………………24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....………………………………..24ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................26ВВЕДЕНИЕПроцесс развития самостоятельности младших школьников во всех видах деятельности образовательного процесса на сегодняшний день считается актуальной проблемой современной педагогической теории и практики.Актуальность данного исследования для теории и практики работы начальной школы в периоды кризиса и реорганизации образовательных систем, во-первых, заключается в потребности самостоятельных людей, имеющих собственный взгляд на проблемы. Во-вторых, в организации учебной деятельности для развития самостоятельности, формирования определенной мотивации и личностных черт. В младшем школьном возрасте складываются благоприятные предпосылки для развития самостоятельности и преобразования собственного опыта деятельности как важного источника личностного роста и саморазвития. Большинство исследователей подчеркивают, что младший школьный возраст является наиболее сензитивным для развития самостоятельности, так как именно в этот период происходит становление новообразований, от которых во многом зависит успех или неуспех взрослого человека.Одной из главных задач учителя в рамках начальной школы должна быть работа по внедрению иллюстративного, интерактивного материала, выстраивание обучения в форме задач и игр, которые развивают мышление и память. Именно поэтому нужно применять новые образовательные технологии, регулярно менять методику обучения с целью заинтересовать ребенка в самостоятельном обучении. Те факторы и методы обучения, которые выберет учитель, в своей образовательной программе, напрямую окажут влияние на успешный исход усваивания детьми материала, желание самостоятельно закреплять школьную программу и обращаться к дополнительным источникам (книги, пособия, учебные материалы, сборники и Интернет). То, какой правильной и производительной будет самостоятельная работа учеников, зависит от условий, которые создала школа, методов ведения уроков со стороны учителя, характера проведения занятий, доступности изложенных материалов. Одним из эффективных условий развития самостоятельности является череда различных методов, используемых в учебной деятельности. Данные методы должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию по формированию мотивации к учебной деятельности и развитию самостоятельности обучающихся.В данном исследовании очень важны те, настоящие концепции образования, в которых наглядно показано, что в большей степени целесообразной стратегической идеей построения процесса развития.Цель курсовой работы: исследовать педагогические основы организации самостоятельной учебной работы младших школьников. Исходя из поставленной цели данной работы, мною были выделены и сформированы следующие задачи: 1. Раскрыть Понятие самостоятельной работы в психолого-педагогической литературе; 2. Провести эмпирическое исследование самостоятельности младших школьников и проанализировать его результаты; 3. Провести диагностику самостоятельности младших школьников, представить анализ результатов исследования; 4. Разработать методические рекомендации для развития самостоятельной учебной работы детей младшего школьного возраста.Объект курсовой работы: учебная деятельность младших школьников. Предмет курсовой работы: организация самостоятельной работы младших школьников. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (опрос, тестирование, наблюдение). Практическая база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №53, находящаяся по адресу: г. Мурманск, ул. Папанина, дом 3. В исследовании приняло участие 8 детей младшего школьного возраста.Представленная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и два приложения.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  • Понятие самостоятельной работы в психолого-педагогической литературе
  • Уже в глубокой древности ученые-философы основали школу, в основе которой был заложен принцип общения учителя и учеников в неформализованной обстановке. Ее передовые представители Сократ, Платон и Аристотель. В течение трех поколений они считали основными ценностями подхода к педагогической деятельности – душу, личность, свободу, выбор, самостоятельность, самоопределение. В современном обществе самостоятельность школьников – важное качество личности, которое характеризуется совокупностью знаний и умений, отношением индивида к процессу, результату и условиям деятельности, а также возникающими связями с другими людьми, которые позволяют осуществлять деятельность по конструктивному преобразованию действительности без вмешательства со стороны.Чтобы корректно и профессионально оценить суть рассматриваемого процесса обучения, нужно провести исследование термина «самостоятельность». Современному обществу нужны образованные, предприимчивые, инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозировать возможные последствия, способные к сотрудничеству. В различных источниках термин «самостоятельность» определяется по-разному. В энциклопедии по психологии самостоятельность трактуется как «волевое качество личности, заключающееся в умении ставить перед собой цели по собственной инициативе, находить пути их достижения и выполнить принятые решения без посторонней помощи». В словаре по социальной педагогике Воронин А.С. термин «самостоятельность» определяется, как «обобщенное качество личности, которое проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке, чувстве ответственности за свою деятельность и поведение» [9, c. 20]. Так же в словаре-справочнике по педагогике дается следующее определение: «Самостоятельность – свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне» [9, с. 103].Академик И.С. Кон определяет самостоятельность как свойство личности, предполагающее, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых, ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих, убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально правильно [16, с. 118].По мнению И.Э. Унта, самостоятельность является результатом большой внутренней работы человека, его способности ставить не только отдельные цели, задачи, но и определять направление своей деятельности [21, с. 72]. М. С. Клевченя в своей книге «Психологические проблемы дифференцированного обучения», исследуя труды венгерского учёного И. Молнар, указывает, что, по мнению автора, самостоятельность – это интегральное выражение многих эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, направленности и воли [15, с. 82].Ценные мысли об активизации познавательной деятельности учащихся также изложены в трудах Алексеева, П. С., Бариновой, О. В., Коменского Я.А.Проблема самостоятельной деятельности обучающихся и средств ее организации имеет свою историю. Она обсуждалась представителями передовой педагогической мысли на протяжении многих веков развития педагогики и школы. От Я.А. Коменского и до наших дней, встречаются указания на то, как важно, чтобы были созданы условия для воспитания самостоятельности учащихся, подчеркивается значимость самодеятельности в учении и развитии учеников [17, с. 86].Так, Алексеева, П. С. высказала важную мысль: воспитание имеет целью не только совершенствование человека само по себе, но и подготовку его к усовершенствованию окружающей жизни [1, с. 18]. В «Великой дидактике» он направлял современную молодежь против обучения «чужим умом». «Не уметь хорошо выражать свои мысли недостаток, но не иметь самостоятельных мыслей еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают из самостоятельно же приобретенных знаний». Только таким образом можно подготовить людей к самостоятельной деятельности в различных областях жизни.Значение воспитания самостоятельности для развития подрастающего поколения подробно раскрываются в работах Бариновой, О. В., заявляя, что школа не будит самодеятельности обучающегося, она писала о необходимости создания новой, свободной школы [3, с. 47]. С опорой на исследования Л.С. Выготского были выделены следующие уровни продуктивной самостоятельности школьника на основе критерия участия взрослого в деятельности учащегося:Уровень 1 – уровень полного контроля,Уровень 2 – уровень усиленного контроля,Уровень 3 – уровень ослабленного контроля,Уровень 4 – уровень присутствия,Уровень 5 – уровень самостоятельного выполнения работы.Обучение учеников происходит от выполнения деятельности под жестким руководством до полной самостоятельности в действиях. Особенно важным можно выделить «Уровень присутствия». Срок этого этапа так же очень важен. Если очень быстро оставить ребенка одного, то он может не справиться, а если наоборот очень долго мешать проявлению самостоятельности, ребенок может потерять интерес что-либо делать [9, с.26].Большинство ученых рассматривали понятие «самостоятельность», как важнейшее качество личности. Когда говорят о самостоятельности, заводят речь об инициативе, уверенности в принятии решений, умении находить выход из трудного положения, правильно оценивать себя, выделять главное, исправлять ошибки. Самостоятельность напрямую связана и с волевыми процессами. Чтобы принять самостоятельное решение, нужны не только знание, опыт, мотивация, но и волевые усилия. Таким образом, можно выделить три признака: умение – мотив – воля, характеризующие самостоятельность как свойство личности и деятельности. Они тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Особенно «популярной» является классификация видов самостоятельной работы по источнику знаний. К таким можно отнести работу с учебной книгой, газетой дополнительной литературой, иллюстрацией, картой, атласом, гербарием, коллекцией минералов, компасом и т.д. В наиболее завершенном виде такая классификация разработана В.П. Стрекозиным (1968). Он выделяет следующие виды самостоятельной учебной работы школьников [19, с. 54-61]: 1) работа с учебной книгой (разновидности - составление плана отдельных глав, ответы на вопросы учителя, анализ идейного содержания или художественных особенностей произведения по вопросам учителя, характеристика действующих лиц, работа над документами и другими первоисточниками и т.д.); 2) работа со справочной литературой (статистические сборники, справочники по отдельным отраслям знаний и народного хозяйства, словари, энциклопедии и пр.); 3) решение и составление задач; 4) учебные упражнения; 5) сочинения и описания (по опорным словам, картинам, личным впечатлениям);6) наблюдения и лабораторные работы (работа с гербаризированным материалом, коллекциями минералов, наблюдение природных явлений и их объяснение, ознакомление с механизмами и машинами по моделям и в натуре и др.). 7)работа, связанная с использованием раздаточного материала (комплекты картинок, фигур, кубиков и т.д.; 8) графические работы. Эти качества формируются с помощью познавательной задачи, подготовки учеников к активному восприятию и осознанию нового материала, проблемного изложения материала. Одна из первых попыток классифицировать самостоятельную работу на такой основе принадлежит М.И. Моро (1963), в которой выделяются следующие виды самостоятельной работы [18, с. 47]: а) основанные, главным образом, на подражании, на воспроизведении школьниками действий учителя и его рассуждений; б) требующие от учеников самостоятельного применения знаний, умений и навыков, приобретенных ранее под руководством преподавателя в условиях, аналогичных тем, в которых они формировались; в) то же, но в условиях, в большей или меньшей степени отличающихся от тех, которые имели место при формировании знаний, умений и навыков, применяемых школьниками в ходе выполнения задания; г) творческие работы, требующие от учащихся проявления самостоятельности в постановке вопроса и поисках пути его решения, самостоятельного проведения необходимых наблюдений, самостоятельного получения вывода. Самостоятельность также включает в себя следующие показатели: инициативность, независимость и ответственность. В толковом словаре Д.Н. Ушакова инициативность определяется, как качество предприимчивой личности, способной самостоятельно и активно действовать [20]. Независимая личность в этом же словаре толкуется как самостоятельная, не находящаяся в подчинении или в зависимости от кого-либо. Ответственность рассматривается как положение личности, в ситуации, когда лицо выполняет какую-либо работу, отдает полный отчет в своих действиях и берет на себя вину за все возможные последствия. Таким образом, из рассмотренных нами определений понятия «самостоятельность», данных психологами и педагогами, видно, что она является одним из важнейших качеств человека, без нее невозможно полноценное развитие личности. Она включает в себя, систему саморегуляции деятельности, то есть способствует формированию поведения в будущем. Обобщить понятие самостоятельности можно так: самостоятельность – это качество личности, которое заключается в умении независимо, без подсказки извне, принимать и воплощать в реальность важные решения. Уметь систематизировать и регулировать свою деятельность, быть готовым отвечать за вои поступки.
  • Особенности развития самостоятельности в обучении младших школьников
  • Психологи считают, что стремление к самостоятельному, лишенному давления извне, изучению и освоению окружающего мира это естественная потребность, заложенная в ребенке самой природой. По их мнению, фраза «Я сам» означает начало становления личности. Но самостоятельность не рождается сама по себе, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Особое место в этом деле занимает школа. С поступлением в школу ребенок начинает играть новую социальную роль: он – ученик, он – ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние требования к самому себе. Для этого необходимо технически грамотно выстроить процесс воспитания. А начинать воспитание следует с диагностики, с учета возрастных особенностей и возможностей детей данного возраста, при этом следует учитывать, что самостоятельность связана с личностными качествами.В традиционном понимании ребенок младшего школьного возраста - это ребенок 6-10 лет, который обучается в 1-4 классе.Это очень важный период в жизни будущего подростка, так как происходит физическое и психическое развитие, которое позволяет обучаться в школе и в дальнейшем выходить во взрослую жизнь.Если говорить о физическом развитии в этот момент, к 7 годам кора больших полушарий мозга считается достаточно зрелой. В это же время совершенствуется работа нервной системы ребенка и развитие головного мозга.Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям этого возраста особенностях поведения, организации деятельности эмоциональной сферы.Дети часто отвлекаются, бывают рассеяны и невнимательны. Сам процесс учебной деятельности очень важен для младших школьников, ведь благодаря нему у детей формируются новые нейронные связи, которые являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Познавательные процессы начинают приобретать целенаправленный, осознанный характер. Дети учатся управлять такими свойствами как память, внимание, мышление.По утверждению Керимбекова, М. А. и Жунисбекова, Ж. А. утверждают, что «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» [14, с.163]. В этом же возрасте у детей начинают складываться новые отношения с окружающими их людьми, авторитет смещается со значимых взрослых на друзей, популярных людей, а также на компании, в которые хочет влиться ребенок. На ряду с этим ребенок осваивает качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий.Для младшего школьного возраста характерен ряд противоречий. Главное из них заключается в том, что ребенок в одно время тяготеет к противоположным позициям: ребенка и взрослого человека. В одном случае, он все еще остается ребенком – человеком, без тягостных обязанностей, живущий ради своего удовольствия, окруженный вниманием и заботой, ведомый, зависимый материально и эмоционально от взрослых, не несущий настоящей ответственности за совершенные поступки и т. д. С другой стороны, для него очень важно быть школьником, т. е. человеком ответственным, трудящимся, самостоятельным, старательным, имеющим своей обязанностью исполнять долг перед взрослыми и своим будущим, преобладающим над текущими желаниями, и пр. Это главное столкновение проявляется и в целом ряде других, возникающих противоречий в связи с приходом ребенка в образовательное учреждение (школу).Приведем наиболее характерные из них, вызванные изменением внешних условий жизни ребенка: • интерес младшего школьника в интенсивной двигательной активности сталкивается с неизбежностью проводить сидячий образ жизни, в буквальном смысле не двигаться на уроке, при выполнении домашних заданий и даже на перемене; • влечение к игре вступает в противоречие с неизбежностью отказываться от нее в угоду образовательной деятельности; коммуникабельность должна сопровождаться необходимостью дисциплинированного поведения на уроке, во время которого нельзя разговаривать и положено заниматься самостоятельно; • однообразность школьной жизни, неполнота ярких, живых событий в ней, упор на интеллектуальный рост вступают в конфликт с умением ребенка бурно проживать происходящее, эмоционально проявлять свое отношение на все события; • отсутствие единства между потребностью обучающегося в личностном, лишенном формальности общения со взрослыми и доминировании делового, функционального общения с одним из самых значимых взрослых – с учителем и пр. [13, c. 167].В процессе самостоятельной работы ученик является активной творческой личностью. Главное вовремя раскрыть индивидуальные особенности и таланты, которые могут помочь ученику. В этот период так же развивается критичность по отношению к себе и к окружающим, дети развивают свои навыки общения с ровесниками и выстраивают социальные контакты.В начальной школе формируются простейшие приемы абстрактного мышления, которые раскрывают причины наблюдаемых явлений и дают им объяснение. Чем сильнее ребенку будет нравится учеба, чем активнее он будет стараться получить новые знания, завести новые знакомства и преуспеть в учебе, тем легче ему будет в дальнейшем.Хороший результат в воспитании самостоятельности, уверенности и способности может быть получен в ходе организации форм работы с детьми в условиях школы, которые представлены в Приложении 1. В зависимости от того, как учащийся может приобретать и использовать знания, можно выделить три принципа самостоятельности в учебной деятельности:Низкий - когда ученик может выполнять действия в соответствии с готовым образцом (копирование). При данной работе межпредметные связи у ребенка еще недостаточно выражены. Средний (активный поиск) – это когда ребенок может применить знания в уже знакомой, привычной ситуации. Ученик, используя данный принцип, уже может самостоятельно выстроить план своей работы. Высокий (интенсивно-творческий) - Ученик умеет применять знания в совершенно новой, нестандартной для него ситуации. Ребенок способен оценить и даже спрогнозировать результат своей деятельности. По мнению И. К. Глушкова самостоятельная работа - это не форма организации учебных занятий и не метод обучения [10, с.82]. Его лучше оценивать, как возможность учащихся вовлечься в самостоятельную познавательную деятельность.Различают четыре вида самостоятельной деятельности, в зависимости от дидактической цели:- самостоятельные работы по образцу, которые необходимы для закрепления полученных ранее навыков;- самостоятельная реконструкционная работа учит анализировать события, явления, факты и создает условия для развития умственной активности школьников. Такие работы очень полезны для формирования творческой активности ученика в будущем [10, с.84].Так же за формирование творчества отвечает постоянный поиск новых решений, особенно в нестандартных ситуациях. Важно чтобы решение было именно нестандартным, тогда это будет очень полезный опыт. По мнению О. В. Бариновой очень много возможностей для развития самостоятельности может дать ученикам именно преподаватель, как на уроках, так и во время внеклассной работы. Ребенку будет намного легче участвовать в совместной деятельности, если он не может выполнить что-то сам. Примером такой самостоятельности для ребенка является вопрос ребенка к взрослому. В этом случае стоит говорить о самостоятельности как проявлении инициативы ребенка в построении образовательных отношений с учителем. Самостоятельность выступает инициативным действием ребенка навстречу педагогическому воздействию [3, с. 49].Существуют, как минимум три основных типа совместной деятельности учителя и учащихся:Первый тип строится на том, что ребенок видит в учителе носителя определенных навыков и знаний, которой ребенок в свою очередь должен успешно усвоить.При втором типе совместной деятельности сама учебная задача стоит в форме проблемы, которая требует решения от ребенка. При этом происходит имитация поиска и принятия решений.Третий вид совместной деятельности кардинально отличается от первых двух: ребенок не знает принципа решения поставленной перед ним задачи, а учитель не знает, как ребенок будет решать поставленную задачу, поэтому с интересом наблюдает. В рамках третьего вида совместной деятельности появляется возможность приобщить ребенка к деятельности и при этом позволить ему действовать самостоятельно.Подводя итог вышесказанного, хотелось бы отметить, что младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований в личностном развитии учащихся. Если в учебной деятельности ученик не испытывает радости от учебы, не приобретает способности учиться, дружить, находить контакт со сверстниками, взаимодействовать с учителем, то развить самостоятельность в будущем ему будет очень сложно.Возрастные особенности младших школьников характеризуются формированием таких волевых качеств как самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность. Внешними признаками самостоятельности учащихся являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, усилия школьников, направленные на достижение цели без посторонней помощи.Находясь в поиске методов в развитии самостоятельности, позволяющих успешно учить всех, уделяя должное внимание каждому ученику, учитель должен уметь с одинаковым успехом работать с детьми разного уровня развития самостоятельности. Необходим дифференцированный подход для развития самостоятельности младших школьников.2. ДИАГНОСТИКА ПЕАГОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ2.1 Анализ методов и показателей развития самостоятельности детей младшего школьного возрастаЦелью данного исследования выступает анализ педагогических основ организации самостоятельности младших школьников в учебном процессе. Выявление и оценка формируемых качеств самостоятельной деятельности у детей исследуемого возраста.Практическая часть исследования была проведена с группой учащимися 3-го «В» класса в количестве 8 человек в МБОУ г. Мурманска СОШ № 53 по адресу: город Мурманск, улица Папанина, дом 3. Для того, чтобы проанализировать уровень развития самостоятельной работы у младших школьников мы будем использовать несколько научных методов: «Графическое задание» и эмпирический опрос с последующей оценкой самостоятельности исследуемой группы младших школьников (адаптированный вариант к методу Н.Джонсона) [11, с. 6].На основании анализа психолого-педагогической литературы мы выявили следующие показатели самостоятельности: инициативность и ответственность. На основании данных факторов будут использованы два метода для анализа, которые раскроют данные стороны личности младшего школьника.Представим краткое описание используемых методов диагностики. Подробное описание имеется в Приложении 2. Название метода: «Графическое задание». Данный метод анализа направлен на изучение уровня ответственности. Детям раздаются карточки с заданием, учитель обращает внимание, что при выполнении нужно четко следовать очередности пунктов задания. При анализе результатов обращают внимание не только на выполненную работу, но и на ход решения. Самостоятельно ли выполнена работа или же обучающийся обращался за помощью к учителю. Высокий уровень самостоятельности у детей, выполнивших задание верно и полностью самостоятельно. Средний уровень – обучающийся задавал уточняющие вопросы, задание выполнено верно. Низкий уровень – не может справиться самостоятельно, нуждается в помощи педагога. Дополнительным методом изучения стало анкетирование. Цель анкетирования: оценить степень выраженности обучающихся. Детям выдается бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов. Предлагается выбрать из предъявленных ответов один. При обработке данных: ответы а) свидетельствуют о высоком уровне самостоятельности; ответы б) уровень самостоятельности средний и ответы в) о низком уровне самостоятельности (Приложение 2).Проанализировав результаты диагностического исследования самостоятельности в совокупности двух методик. Результаты, полученные в ходе практического анализа, представлены в таблице 1.Таблица 1 Результаты диагностического исследования уровня самостоятельностиЗадание выполняли с интересом и умеренной активностью. Большинство детей смогли справиться, но им требовалось некоторое время для обдумывания ответов, у некоторых обучающихся были трудности, и, без помощи учителя выполнить работу не получалось. Результаты диагностического исследования младших школьников, на предмет диагностируемой темы, показали, что из опрошенной группы детей 2 ребенка имеют низкий уровень развития самостоятельности, что составляет 25% исследуемой группы, 4 человека – средний уровень, что составляет 50% от общего количество опрошенных, 2 обучающихся (что составляет 25% исследуемых школьников) – высокий уровень. Таким образом, большинство детей показали средний уровень развития самостоятельности. Для наглядности представим результаты исследования на диаграмме.Диаграмма 1. Результат исследования уровня самостоятельности младших школьников Исходя из проведенного анализа методов и показателей развития самостоятельности детей младшего школьного возраста, а также диагностики самостоятельности на уроках младших школьников дадим характеристику изученной группе детей. Разделим исследуемых ребят на три группы:1 группа – высокий уровень развития самостоятельности (25%). Ребенок с успехом использует знания в новых, необычных условиях. Вместе с тем наблюдается их системность, способность ученика устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Обнаруживается на высоком уровне прогнозирование своей деятельности: обучающийся в силах самостоятельно ставить перед собой цель, может находить и формулировать учебную проблему, планировать пути по ее решению. Также может быть достаточно развита оригинальность мышления, способность пользоваться разными средствами обучения. Интенсивно прослеживается самостоятельная деятельность, на протяжении которой всегда выполняется самоконтроль. Процесс решения задачи все время сопоставляется с ее условиями. Проявляется мотивация, зачастую относящаяся к жизненным планам и профессиональными задумками учащихся. Вместе с этим как следует выражены и общественно-значимые мотивы: активно демонстрируется отношение к работе одноклассников, стремление взаимодействовать с учителем, товарищами, сотрудниками библиотеки и других объектов, находящихся вне образовательного учреждения. Можно отметить высокую ответственность за достижения индивидуального и коллективного труда. 2 группа со средним уровнем развития (50%) – у детей исследуемой группы применение знаний без труда происходит в знакомой, привычной ситуации. Цель работы, учебную задачу ставит учитель, но ее планирование и решение обучающийся может произвести сам. Выполняя типовые задания, упражнения, излагая текст, ребенок подвергает учебный материал частичной реконструкции, содержание вопроса может раскрыть, интерпретируя его своими словами, без копирования учебника и слов учителя. Становится заметной интерпретирующая деятельность. Тем не менее плохо развиты навыки систематизации, обобщения материала и межпредметные умения. Когда учебная задача имеет усложненные условия или есть необходимость творческого ее решения то чаще всего возникают трудности и неудачи. Взаимоконтроль и самоконтроль выполняется с успехом, но в большинстве случаев по завершению работы. Сам по себе процесс деятельности подвергается контролю слабо. Для данного уровня развития самостоятельности свойственен чаще один, но устойчивый мотив (желание узнать новое, чувство долга и др.). 3 группа – низкий уровень развития – (25%). Ребенок может действовать по заданному образцу (копирование). Это – подражание, постоянный и необходимый спутник учения. По мнению психологов Л.С. Выготского - подражание есть свойство растущей и развивающейся личности, но также является средством познания действительности. Ведь каждое действие человека, в особенности ребенка, в той или иной степени связано с деятельностью окружающих. Впрочем, чтобы подражать, говорил Л.С. Выготский, ребенку необходимо уметь переходить от того, что он уже умеет, к тому, чего не умеет. Ценность такой самостоятельности зависит от полученных учеником образцов для подражания [9, с.80]. Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что исходя из проведенного анализа, было установлено, что самостоятельность детей младшего школьного возраста оказалась на среднем уровне. Впрочем, у конкретного ребенка каждый компонент качества самостоятельности выражается индивидуально. В связи с этим группировать обучающихся класса по степени развития самостоятельности было достаточно нелегко. Все же стратегия обучения, направленная на развитие личности, вынуждает творчески работающего учителя по возможности производить для себя такую дифференциацию. Дифференциация обучения обусловлена тем, что уровень подготовленности и развития способностей к учению не у всех детей одинаков. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по развитию самостоятельности с помощью дифференцированного подхода, т.е подхода при котором максимального учитываются возможности и запросы каждого ученика.2.2 Разработка практических рекомендаций по формированию педагогических основ организации самостоятельной учебной работы младших школьниковЭффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Организация самостоятельной работы учащихся требует от учителя особого мастерства, такта, умения видеть всех и каждого, учитывая индивидуальные особенности учеников. Поэтому в процессе обучения учащихся необходимо обучить методам и приёмам самостоятельной работы, т.е. научить учиться самостоятельно.Поскольку уровень знаний и познавательных способностей у детей разный, на уроках педагогом при организации коллективной формы взаимодействия должен использоваться дифференцированный подход в подборе заданий. С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.Самостоятельную деятельность ученика в виду осуществления дифференцированного подхода необходимо организовать на разных уровнях ее сформированности: начиная от выполнения действий по заданному образцу, до создания примера и алгоритма действий в привычных и нестандартных условиях. Во время составления заданий для самостоятельной работы необходимо учитывать, что степень сложности должна отвечать учебным возможностям детей.Исходя из вышесказанного, разработаем практические рекомендации для формирования педагогических основ организации самостоятельной учебной работы младших школьников, которые будут использоваться в рамках дифференцированного подхода.1. Самостоятельная работа с предварительным разбором. Обучающимся представляется подробный образец разбора задания со всеми теоретическими обоснованиями. После этого в самостоятельной работе дается сперва подобное задание, а затем упражнение уже с усложнённым условием. 2. Решение задач с последующей проверкой. После того, как обучающиеся выполнят задание самостоятельно, они проверяют выполненную работу по заданному образцу, вместе с тем учитель поэтапно обнаруживает степень осмысленности решения с помощью постановки соответствующих вопросов. 3. Многовариантные задания с готовыми ответами по типу перфокарт. Выполнение таких работ помогает быстрому установлению ответной реакции, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций. 4. Предметные диктанты с самопроверкой и взаимопроверкой. 5. Самостоятельная работа с показом. Этот вид работы дает возможность ребятам увидеть, как следует решать определенное задание и самостоятельно устанавливать логические связи между увиденным и тем, что необходимо выполнить. 6. Работа по заданному алгоритму. Такая работа приучает учеников к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно.Учитель, который за основу своей педагогической деятельности будет брать дифференциацию, необходимо принимать во внимание несколько следующих условий: 1. Необходимо провести диагностику класса по выявлению уровней самостоятельности; 2. Распределить учеников в группы по итогам данной диагностики; 3. Подобрать и создать разноуровневые варианты упражнений для сформированных групп обучающихся; 4. Осуществление дифференцированного похода к младшим школьникам на разных этапах урока в процессе самостоятельной работы; 5. Постоянный контроль деятельности учащихся диагностикой, предложенной в параграфе 2.1 курсовой работы, согласно которому можно отслеживать динамику изменений умственных способностей и корректировку состава групп. Первую группу составляют учащиеся с высоким уровнем самостоятельности и хорошей успеваемостью, сюда же можно включить учащихся с возможностью действовать частично самостоятельно и с высоким уровнем развития познавательного интереса. Данная группа главным имеет организацию обучения в подходящем для нее темпе. Важным моментом будет ориентация на самостоятельность учащихся. Разрабатываются индивидуальные задания и упражнения. Вторая группа формируется из учащихся со средним уровнем самостоятельности и успеваемости по предмету. Важным для группы является деятельность, нацеленная на формирование произвольной внутренней мотивации обучающихся, поддержание школьных интересов и личностной ориентированности на самостоятельный интеллектуальный труд. Третья группа комплектуется из учащихся с низкими познавательными способностями и уровнем сформированности самостоятельности ниже среднего. Большие усилия необходимо приложить для работы с детьми последней группы. Различия индивидуальных особенностей обучающихся предполагают осуществление дифференциации в обучении внутри самой группы.Дифференцированную работу организуют различными способами. Чаще учащимся с низким уровнем самостоятельности и обучаемости (3 группа) предлагаются репродуктивные задания. Например, подобрать проверочные слова, объяснить написание орфограммы, а ученикам со средним (2 группа) и высоким (1 группа) уровнем самостоятельности и обучаемости – творческие задания.Дифференциация учебных заданий по уровню трудности Такой способ дифференциации предполагает следующие виды самостоятельных заданий для наиболее подготовленных учащихся: - для 3 группы это: самостоятельное выполнение заданий по отработанному алгоритму; - для 2 и 1 групп: к базовому самостоятельному заданию добавляются дополнительные – группировка слов, подбор своих примеров, задания творческого характера. Дифференциация заданий по объёму учебного материала Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1 и 2 групп самостоятельно выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем самостоятельности обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.Обычную работу можно организовать следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 1 группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2 группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3 группы, с низким уровнем самостоятельности), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся – этот способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.Обычную работу можно организовать следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 1 группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2 группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3 группы, с низким уровнем самостоятельности), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся – этот способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.- справочные материалы: теоретическая справка в виде правила; - наглядные опоры, иллюстрации (например, схема предложения, схема разбора слова по составу и др.); - дополнительная конкретизация задания (разъяснение отдельных слов, указание на существенную какую-нибудь деталь); - вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания; - начало выполнения упражнения; - различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом.Данный подход в развитии самостоятельности младших школьников также должен быть использован при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.Домашнее задание не должно дублировать классную работу. Это должна быть самостоятельная работа по применению тех знаний, которые ученик получил в классе. Домашние задания распределяются по группам (по степени сложности), или учащиеся выбирают эти задания самостоятельно – каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даются опережающие задания творческого или поискового характера (подобрать материал по теме..., найти в словарях, составить предложения к заданным схемам, написать сказку с использованием группы словарных слов, написать письмо какому-то литературному персонажу, написать отзыв о прочитанной книге (в таких заданиях прослеживается связь с уроками литературного чтения и др.Делая вывод по разработанным практическим рекомендациям, хотелось бы отметить основную идею данной концепции: Реализуя групповую дифференциацию, учитель следует главному требованию: создать благоприятную атмосферу для учащихся, так как учебный процесс должен быть мотивирован, а ребёнок, обучаясь в силу своих индивидуальных возможностей и особенностей, будет точно представлять себе и понимать, чего от него ждут. ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что воспитанию самостоятельности младших школьников способствуют разнообразные виды педагогических основ. Исходя из проанализированной научно-педагогической литературы и проведенного практического анализа, становится понятным, что в сложившейся методике обучения младших школьников доминирующим методом является неосознанное копирование обучающимися всех трудовых действий вслед за учителем. При такой тактике в обучении внутренняя, ориентировочная часть действия остается от ребенка нераскрытой, самостоятельность при этом формируется незначительно, а в некоторых случаях и не достигается вовсе. Именно благодаря этому, разработка решений данной проблемы привлекла к себе большое внимание психологов и педагогов. По результатам проведенного нами практической работы можно твердо утверждать, что процесс формирования и развития трудовой самостоятельности у детей младшего школьного возраста осуществим с помощью эффективных методик обучения и специально разработанных заданий и упражнений. В процессе диагностики группы учащихся нами было доказано, что самостоятельность младших школьников будет успешно сформирована, если в общей системе обучения будет соблюден ряд важных условий: - использование дифференцированного подхода, как педагогической основы;- содержание учебных заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве; - система учебных заданий должна строиться таким образом, что сотрудничество с учителем постепенно перерастает в самостоятельную деятельность; - на уроках необходимо мотивировать обучающихся, создать атмосферу, позволяющую придать поисковым действиям обучающихся личностный смысл.Положительные стороны от предложенных рекомендаций: 1) поход выступает как средство развития самостоятельности учащихся; 2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному; 3) повышение уровня Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; 4) повышение уровня мотивации учения в сильных группах; 5) в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться; 6) исключение "уравниловки" и "усреднения" детей. Отрицательные аспекты от предложенных рекомендаций:1) Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует системного подхода, огромной работы над содержанием и методикой преподавания, а это. Как следствие большие временные и физические затраты.Цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены. Представленные в работе рекомендации по формированию педагогических основ организации самостоятельной учебной работы младших школьников, сформулированные на основе анализа литературы и результатов проведенного исследования, могут быть использованные в научно-исследовательской деятельности, а также в практической деятельности всех преподавателей младших классов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Алексеева, П. С. Возрастная психология: Учебно-методический комплекс/ П. С. Алексеева, О. Н. Птицына. /.– М. : Новое изд-во иностр. и нац. слов,- 2022, 2. Баринова, О. В. Социальный аспект дифференциации обучения / О. В. Баринова // Актуальные проблемы общества: Философия. Информатика. Образование. – Саранск : МГПИ, 2018. 3. Баринова, О. В. Средство реализации уровневой дифференциации при обучении математике младших школьников / О. В. Баринова // Актуальные проблемы преподавания школьного курса математики. – Саранск : Министерство образования РМ, МРИПКРО, 2019, 4. Боброва, О. В. Дифференцированное обучение решению математических задач / О. В. Баринова // Начальная школа. - № 2, - 2019,5. Бедникова, В. П. Слагаемые педагогические технологии [Текст] / В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 2019. – 190 с, 6. Богданова, О. Ю., Маранцам, В. Г. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / О. Ю. Богданова, В. Г. Маранцман. - М., 2020,7. Бодина, Е.А., Педагогические ситуации [Текст] / Бодина, Е., Ашеулова, К. // Воспитание школьников. – 2022. – №2. – С. 25–28. 8. Воронин А.С. Глоссарий по социальной педагогике/ Е. В. Бондаревскаяская. – Ростов-н/Д., 2020,9. Выготского Л.С.. Дифференциация обучения / Блинков, А. Ц., Лови, М. М., Стратовая, О. В. // Завуч.- № 4. -2018,10. Глушков, И. К. Методика работы над задачей в начальной школе / И. К. Глушков. – Йошкар-Ола : Марий Эл Учитель, 2018,11. Донсон Н. ред. Калмыкова З.И./ Опросник креативности / З. И. Калмыкова // Мировая педагогика.-2019,12. Кан-Калик, В. А., Хазан, В. И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Пособие для студентов педагогических институтов / В. А. Кан-Калик. – М., 2020,13. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы / М. Г. Качурин. – М. : Просвещение, - 2018, 14. Керимбекова, М. А., Жунисбекова, Ж. А. Уровневая дифференциация младших школьников на уроках математики / М. А. Керимбекова // Международные прикладные и фундаментальные исследования – № 2-1.– 2018, 15. Клевченя, М. С. Психологические проблемы дифференцированного обучения/ М. С. Клевченя // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. – Мн.: «Народная газета», 2019, 16. Кон, И. С. Дошкольная педагогика/ Пособие для студентов педагогических институтов /.– М. : Просвещение, - 2021, 17. Коменский Я.А. Социология личности / И. С. Кон. – М., – 2018,18. Моро, М.И., Дифференциация как педагогическая технология. Методические указания / М. И. Моро – Якутск : Изд-во ЯГУ. – 2018,19. Стрекозин, В.П., Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками/ В. П. Стрекозин. – 2019, 20. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М. : Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Новое изд-во иностр. и нац. слов. – 2021,21. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения/ И. Э. Унт.- М. : Просвещение, 2019.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Формы работы с детьми в условиях школыПРИЛОЖЕНИЕ 2Диагностические методики самостоятельности детей младшего школьного возрастаОпрос «Графическое задание»Прочитай план работы. Выполни. 1) Отсчитай две клетки вниз от черной и обведи их. 2) Отсчитай две клетки вправо от последней и обведи их. 3) Обведи последнюю клетку красным цветом. 4) Отсчитай две клетки вверх от красной, обведи их. 5) Отсчитай три клетки вниз от красной, обведи их. 6) Назови букву. Напиши в нижней строке любое слово, которое начинается с этой буквы.ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 2Анкета (Выберите из представленных ответов один)1) Нравится ли тебе выполнять сложные задания по предметам? А) да; Б) иногда; В) нет. 2) Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность? А) помучиться, но самому найти ответ; Б) когда как; В) получить готовый ответ от других. 3) Часто ли ты находишь и читаешь дополнительную литературу по интересующей теме? А) постоянно много; Б) иногда много, иногда ничего не читаю; В) ничего не читаю. 4) Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы? А) всегда нахожу на них ответ; Б) иногда нахожу на них ответ; В) не обращаю на них внимания. 5) Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое? А) стремишься с кем-нибудь поделиться; Б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь; В) ты не станешь об этом рассказывать.