Молодежные субкультуры
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Молодежные субкультуры
Автор: Гавриленко Любовь Петровна
План-конспект урока обществознания преподавателя г.Бологое Тверская областьГавриленко Любови ПетровныТема урока: Молодежные субкультурыЦель урока: систематизация знаний у обучающихся о молодежи как о социальной группе и расширение представления о молодежной субкультуре. Задачи: образовательная: познакомить учащихся с молодежными неформальными объединениями и определить каковы плюсы и минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений;развивающая: развивать умения проводить обобщения и делать самостоятельные выводы, работать в команде, вступать в диалог, представлять и отстаивать свою точку зрениявоспитательная: формирование толерантного отношения к мнению других людей, чувства ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм закона в отношениях с людьми.Основные понятия: субкультура, контркультура, просоциальные группы, асоциальные группы, антисоциальные группы, готы, эмо, хиппи, панки, скинхеды, рокеры, стиляги…Тип урока: комбинированный с элементами проектно-исследовательской деятельности.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Особенности молодёжной субкультуры», листы ватмана, фломастеры, подборка фото- и текстового материала.Орг. момент урока. Приветствие, оформление журнала, группа делится на 3 подгруппы.Ход урокаАктуализация материала, пройденного на прошлом уроке по теме «Молодежь как социальная группа», работа с афоризмами, представленными на экране, каждая группа обсуждает и анализирует 1 высказывание (5 мин.):«Юность — ве Яков Княжнин «Молодость хороша не тем, что дает возможность делать глупости, а тем, что дает время на их исправление». Тристан Бернар «Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь». Bасилий КлючевскийЗадание для учащихся: объяснить смысл высказывания, сформулировать свое мнение, привести аргументы в пользу своей точки зрения. Обсуждение сложившейся ситуации по вопросам:Как вы понимаете данное выражение?Каково ваше мнение относительно этого высказывания?Чем вы можете подтвердить свою точку зрения?Какие трудности вы испытали при выполнении данной работы?Ожидаемые выводы учащихся: нужно систематизировать теоретические знания, полученные на прошлом урокеРабота с текстом (продуктивное чтение 3 мин.):Сочинение «Современная молодежь» Во все времена принято ругать молодежь. Старшее поколение всегда уверенно, что молодые люди значительно более распущенные, чем были когда-то они, что молодые переполнены ленью, хуже приспособлены к жизни и вообще растут в тепличных условиях.В какой-то степени, возможно, это и правда. Но старшее поколение часто забывает о том, какими они были на самом деле, и как их ругали взрослые, приписывая все те же пороки, что и они нам. Конфликт поколений неизбежен – это правда жизни. Так всегда было и будет. Старшие стараются передать как можно больше своего жизненного опыта и обижаются, когда молодые хотят жить своим умом.Думаю, корень этого извечного конфликта находится в том, что каждое новое поколение живет в разных условиях, и к ним нужно приспосабливаться. В мире нет стабильности, соответственно, применять нормы и каноны прошлых поколений не совсем правильно. Наши деды, например, рано начинали работать, рано создавали семью. Сейчас же принято долго учиться, а семью создавать ближе к тридцати годам. Разные времена требуют разного подхода.Неизменной во все времена остается вежливость, она украшает любого человека. К сожалению, молодежь часто ею пренебрегает, за это и получает плохую репутацию. Но проходит время, все мы набираемся ума и опыта, учимся слышать старших, делать выводы и постепенно примиряемся с ними. Они, в свою очередь, признают наше право на собственное мнение и на ошибки.Не думаю, что современная молодежь так уж сильно отличается от прошлых поколений. Просто нам больше повезло: мы живем в мирное время, нас окружают современные технологии, у нас больше возможностей, чем было у наших родителей. Важно только уметь ими воспользоваться. И самое главное – получать удовольствие от молодости. Ведь эта пора, если верить старшим, очень быстротечна.Беседа по тексту (10 мин.):Какие проблемы, связанные с молодежью, поднимает автор? (лень, распущенность, конфликт поколений, молодые хотят жить своим умом, отсутствие вежливости …)Все ли проблемы молодежи, актуальные на данный момент, отражены в тексте? (нет, не все, имеется много более серьезных проблем: безразличие и равнодушие к окружающим, инфантилизм, ранний алкоголизм, наркомания, криминализация, приобщение к терроризму, уход в виртуальный мир….)В чем особенность социального положения современной молодежи в обществе? (новое поколение живет в других условиях, у молодежи больше возможностей, живет в мирное время, они дольше учатся, позже создают семьи …)Какие социально – психологические качества современной молодежи могли бы выделить вы? (неустойчивая психика, внутренняя противоречивость, низкий уровень толерантности, стремление отличаться от остальных, использование молодежного сленга, специфический взгляд на мир ….)Как называется часть общей культуры общества, отличающаяся своими своеобразными ценностями, свойственная определенной группе, в данном случае - молодежи? (это субкультура или культура в культуре)Запись темы урока: «Молодежная субкультура»- Итак, что нам сегодня предстоит выяснить? (В чем особенности молодежной субкультуры? Какие существуют субкультуры? Почему молодежь увлекается специфической культурой? Каково её значение в жизни молодежи?...) Выступления обучающихся по теме урока (15 мин):1. Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) – это часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы - носители этой культуры. Часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традиций, присущих большой социальной группе.Понятие молодежных субкультур вначале применялось в 60-х годах социологами Западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определенной социальной группы молодежи.Основой молодежной субкультуры может быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Существуют субкультуры, которые носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. В Советском Союзе для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в СССР в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг приверженцев; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного и романтического направления. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. Наибольший расцвет молодежная субкультура получает в начале 80-х годов ХХ века с появлением различных молодежных стилей и течений. С начала 90-х годов молодежные субкультуры переживали небывалый подъем, но с середины 90-х активность пошла на спад. В настоящее же время они снова набирают оборот. Поэтому важно на опыте прошлых лет изучить те проблемы, которые встают перед молодыми людьми.По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают. асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера. антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.Во всем мире насчитывается более 70 субкультур. Наиболее известные субкультуры делятся намузыкальные (рэперы, металлисты, рокеры, растаманы, панки, готы, эмо …) имиджевые (стиляги, фрики, гламур, кибер-готы…), протестные (хиппи, гопники, скинхеды, ультрас …), основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочем (аниме, фури, отаку, ролевики ….)2. Готическая субкультура.Готы – представители готической субкультуры, вдохновленной эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки. Готы – субкультура потребления, «варвары», «черные романтики», «вампиры».Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка, панковского движения, панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к темному взгляду на мир.Жизненный принцип: «Мы аристократы, остальные - быдло».Характерный внешний вид готов:черная (темная), или черная с элементами других цветов (в основном красного) одежда, стиль Средневековья;черные длинные волосы; лицо неестественно бледное (с помощью пудр), глаза и губы подводят в черный цвет;высокие шнурованные ботинки; сапоги или другая неформальная обувь;черная юбка-макси из парчи или бархата (для девушек), одежда под старину, жабо, кружева, клешеные рукава, кожаная одежда;у мальчиков сапоги на «тракторной» платформе, но с нарядными застежками;шипованный ошейник;контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки;серебряные (или другого белого металла) украшения оккультной тематики.Символика готов.Основным готическим символом является египетский «Анх» (Анкх), символ вечной жизни, символ бессмертия – крест. Достаточно широко представлена оккультная символика - используются пентаграммы, перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса).Также используется множество различных символов смерти – украшения с гробиками, черепами.К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей (связь с вампирами). Готы появились из панк -движения. В конце 70-х годов панки стали играть депрессивную, мрачную музыку, ударились в декаданс (настроение безнадежности, неприятие жизни, индивидуализм). Готы называют себя именами из готических фильмов «Дракула», «Семейка Адамс».Опасность готической субкультуры:Готы любят демонстративно тушить об себя окурки и режут вены.Часто демонстрируют суицид, могут выпить на таблетку больше, или глубоко прорезать вены.Пьют слабоалкогольные коктейли (шипучка с красителем) 3. «Эмо» культура. Эмо – «малыши», «профессиональные иждивенцы», «эмоциональные».Культкра Эмо – реакция на засилье бизнеса. В качестве основных ценностей подросткам стали навязывать карьерный рост и рациональное поведение. Чем сильнее становится бизнес, тем больше ему сопротивляется молодежь. Ценят эмоциональность, хрупкость внутреннего мира и индивидуальность. Это увлечение подростков 12-16 лет.Характерный внешний вид:Прямые, чаще всего черные волосы, косая челка в пол-лица, часть прядей выкрашена в черный или розовый цвет.Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже, их замазывают тональным кремом и очень ярко подведенные глаза. Иногда «эмо» изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак, даже у мальчиков.Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего «эмо». Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице. Последние тенденции – кольцо в носу, гвоздики в уголках рта.Узкие джинсы темных цветов. майки и футболки с забавными принтами, изображающими героев мультиков или с названиями рок-групп. Плотно сидящие олимпийки, никаких мешковатых вещей. Основные цвета – черный (депрессия), белый, красный и розовый (торжество жизни).Аксессуары: «эмо» носят «сумки-почтальоны» через плечо часто с изображением героев Тима Бертона и другими персонажами мультфильмов. Ремни с клепками, лучше всего белые, цепи. Очень важной частью образа являются очки в толстой роговой или хотя бы просто темной оправе.На руках «эмо» можно часто увидеть браслеты, прикрывающие шрамы от попыток суицида. Суициды – не путь «малышей» - это просто мода. Обычно боятся самостоятельности и ответственности.Опасность этой культуры: вредные привычки (эмо обычно рано пробуют алкоголь, курят, делают пирсинг, не заботятся о гигиене, употребляют легкие наркотики – марихуану).Скинхед-движение.Скинхеды («бритоголовые», «идеологи») – радикальное молодежное движение, не объединенное в рамках какой-либо организации, а разрозненное на множество независимых друг от друга группировок.Появились в России в первой половине 1990-х годов. Наиболее распространены в крупных городах: в Москве, Санкт-Петербурге.В России «бритоголовые» представляют собой либо националистически настроенную молодежь, либо футбольных фанатов. Скинхеды борются за чистоту нации, поэтому устраивают кровавые драки. Стиль «милитари»: камуфляж, военные высокие ботинки со шнуровкой, специфические шарфы и короткие куртки «бомберы», кожа, клепки, пирсинг. В России представлено сейчас три поколения «скинхедов», отличающиеся и по своему социальному составу, и по идеологии, и по деятельности. 1) Ветераны «Скинхед» движения. Большинству из них под 40 лет и приобщились они к движению еще с начала 1990 годов. Их характеризуют как модников, ведущих «буржуазный» образ жизни, смотрящих свысока на приезжих «нерусских». «Тот не «Скинхед», кто меньше, чем на «штуку баксов» одет». Посещают различные концерты и употребляют дорогое пиво. 2) «Средние Скинхеды» - более боеспособны и активны, могут состоять в политических партиях и различных молодежных движениях: «Народная национальная партия», «Национал-большевистская партия», «Национал-республиканская партия России» Юрия Беляева. 3) «Бабсы» («папсы») – состоят из «скинхедов – пионеров» (средний возраст 13-14 лет), чаще существуют при какой-либо «старшей» организации. Это массовка движения скинхедов, руками которых удобно устраивать провокации, беспорядки, митинги…Обобщение пройденного на уроке, групповая работа по составлению планов по теме «Молодежь как социальная группа» (5-7 мин.)Примерный (ожидаемый) образец плана:Молодежь – это социально – демографическая группа, выделяемая на основе возрастных, психологических и культурных характеристик.Особенности социального положения молодежи:переходность положениявысокий уровень мобильностиперспективы в профессиональном и карьерном планеСоциально – психологические качества молодежи:неустойчивость психикивнутренняя противоречивостьнизкий уровень толерантностистремление отличаться от остальныхспецифическая молодежная субкультураПроблемы молодёжи в современном обществебезработицанизкая заработная платаотсутствие уверенности в завтрашнем днерост преступности, алкоголизма, наркоманииВиды молодежной субкультуры: просоциальные асоциальные антисоциальныеРефлексия:Почему нужно изучать проблемы молодежи?Что нового и полезного для себя вы узнали на уроке?Как эти знания можно применить на практике?Домашнее задание: написать эссе по одной из заданных на уроке тем:«Юность — ве «Молодость хороша не тем, что дает возможность делать глупости, а тем, что дает время на их исправление». Тристан Бернар «Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь». Bасилий КлючевскийПреподаватель : Гавриленко Л.П.