Молодежные субкультуры


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Молодежные субкультуры
Автор: Гавриленко Любовь Петровна

План-конспект урока обществознания преподавателя г.Бологое Тверская областьГавриленко Любови ПетровныТема урока: Молодежные субкультурыЦель урока: систематизация знаний у обучающихся о молодежи как о социальной группе и расширение представления о молодежной субкультуре. Задачи:
  • образовательная: познакомить учащихся с молодежными неформальными объединениями и определить каковы плюсы и минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений;
  • развивающая: развивать умения проводить обобщения и делать самостоятельные выводы, работать в команде, вступать в диалог, представлять и отстаивать свою точку зрения
  • воспитательная: формирование толерантного отношения к мнению других людей, чувства ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм закона в отношениях с людьми.
  • Основные понятия: субкультура, контркультура, просоциальные группы, асоциальные группы, антисоциальные группы, готы, эмо, хиппи, панки, скинхеды, рокеры, стиляги…Тип урока: комбинированный с элементами проектно-исследовательской деятельности.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Особенности молодёжной субкультуры», листы ватмана, фломастеры, подборка фото- и текстового материала.Орг. момент урока. Приветствие, оформление журнала, группа делится на 3 подгруппы.Ход урока
  • Актуализация материала, пройденного на прошлом уроке по теме «Молодежь как социальная группа», работа с афоризмами, представленными на экране, каждая группа обсуждает и анализирует 1 высказывание (5 мин.):
  • «Юность — ве Яков  Княжнин
  • «Молодость хороша не тем, что дает возможность делать глупости, а тем, что дает время на их исправление». Тристан Бернар
  • «Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь». Bасилий Ключевский
  • Задание для учащихся: объяснить смысл высказывания, сформулировать свое мнение, привести аргументы в пользу своей точки зрения. Обсуждение сложившейся ситуации по вопросам:
  • Как вы понимаете данное выражение?
  • Каково ваше мнение относительно этого высказывания?
  • Чем вы можете подтвердить свою точку зрения?
  • Какие трудности вы испытали при выполнении данной работы?
  • Ожидаемые выводы учащихся: нужно систематизировать теоретические знания, полученные на прошлом уроке
  • Работа с текстом (продуктивное чтение 3 мин.):
  • Сочинение «Современная молодежь» 
  • Во все времена принято ругать молодежь. Старшее поколение всегда уверенно, что молодые люди значительно более распущенные, чем были когда-то они, что молодые переполнены ленью, хуже приспособлены к жизни и вообще растут в тепличных условиях.В какой-то степени, возможно, это и правда. Но старшее поколение часто забывает о том, какими они были на самом деле, и как их ругали взрослые, приписывая все те же пороки, что и они нам. Конфликт поколений неизбежен – это правда жизни. Так всегда было и будет. Старшие стараются передать как можно больше своего жизненного опыта и обижаются, когда молодые хотят жить своим умом.Думаю, корень этого извечного конфликта находится в том, что каждое новое поколение живет в разных условиях, и к ним нужно приспосабливаться. В мире нет стабильности, соответственно, применять нормы и каноны прошлых поколений не совсем правильно. Наши деды, например, рано начинали работать, рано создавали семью. Сейчас же принято долго учиться, а семью создавать ближе к тридцати годам. Разные времена требуют разного подхода.Неизменной во все времена остается вежливость, она украшает любого человека. К сожалению, молодежь часто ею пренебрегает, за это и получает плохую репутацию. Но проходит время, все мы набираемся ума и опыта, учимся слышать старших, делать выводы и постепенно примиряемся с ними. Они, в свою очередь, признают наше право на собственное мнение и на ошибки.Не думаю, что современная молодежь так уж сильно отличается от прошлых поколений. Просто нам больше повезло: мы живем в мирное время, нас окружают современные технологии, у нас больше возможностей, чем было у наших родителей. Важно только уметь ими воспользоваться. И самое главное – получать удовольствие от молодости. Ведь эта пора, если верить старшим, очень быстротечна.
  • Беседа по тексту (10 мин.):
  • Какие проблемы, связанные с молодежью, поднимает автор? (лень, распущенность, конфликт поколений, молодые хотят жить своим умом, отсутствие вежливости …)
  • Все ли проблемы молодежи, актуальные на данный момент, отражены в тексте? (нет, не все, имеется много более серьезных проблем: безразличие и равнодушие к окружающим, инфантилизм, ранний алкоголизм, наркомания, криминализация, приобщение к терроризму, уход в виртуальный мир….)
  • В чем особенность социального положения современной молодежи в обществе? (новое поколение живет в других условиях, у молодежи больше возможностей, живет в мирное время, они дольше учатся, позже создают семьи …)
  • Какие социально – психологические качества современной молодежи могли бы выделить вы? (неустойчивая психика, внутренняя противоречивость, низкий уровень толерантности, стремление отличаться от остальных, использование молодежного сленга, специфический взгляд на мир ….)
  • Как называется часть общей культуры общества, отличающаяся своими своеобразными ценностями, свойственная определенной группе, в данном случае - молодежи?
  • (это субкультура или культура в культуре)
  • Запись темы урока: «Молодежная субкультура»
  • - Итак, что нам сегодня предстоит выяснить? (В чем особенности молодежной субкультуры? Какие существуют субкультуры? Почему молодежь увлекается специфической культурой? Каково её значение в жизни молодежи?...)
  • Выступления обучающихся по теме урока (15 мин):
  • 1. Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) – это часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы - носители этой культуры. Часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традиций, присущих большой социальной группе.Понятие молодежных субкультур вначале применялось в 60-х годах социологами Западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определенной социальной группы молодежи.Основой молодежной субкультуры может быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Существуют субкультуры, которые носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. В Советском Союзе для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в СССР в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг приверженцев; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного и романтического направления. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. Наибольший расцвет молодежная субкультура получает в начале 80-х годов ХХ века с появлением различных молодежных стилей и течений. С начала 90-х годов молодежные субкультуры переживали небывалый подъем, но с середины 90-х активность пошла на спад. В настоящее же время они снова набирают оборот. Поэтому важно на опыте прошлых лет изучить те проблемы, которые встают перед молодыми людьми.По специфике поведения членов группы выделяют:
  • просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.
  • асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
  • антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
  • Во всем мире насчитывается более 70 субкультур. Наиболее известные субкультуры делятся на
  • музыкальные (рэперы, металлисты, рокеры, растаманы, панки, готы, эмо …)
  • имиджевые (стиляги, фрики, гламур, кибер-готы…),
  • протестные (хиппи, гопники, скинхеды, ультрас …),
  • основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочем (аниме, фури, отаку, ролевики ….)
  • 2. Готическая субкультура.Готы – представители готической субкультуры, вдохновленной эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки. Готы – субкультура потребления, «варвары», «черные романтики», «вампиры».Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка, панковского движения, панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к темному взгляду на мир.Жизненный принцип: «Мы аристократы, остальные - быдло».Характерный внешний вид готов:
  • черная (темная), или черная с элементами других цветов (в основном красного) одежда, стиль Средневековья;
  • черные длинные волосы; лицо неестественно бледное (с помощью пудр), глаза и губы подводят в черный цвет;
  • высокие шнурованные ботинки; сапоги или другая неформальная обувь;
  • черная юбка-макси из парчи или бархата (для девушек), одежда под старину, жабо, кружева, клешеные рукава, кожаная одежда;
  • у мальчиков сапоги на «тракторной» платформе, но с нарядными застежками;
  • шипованный ошейник;
  • контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки;
  • серебряные (или другого белого металла) украшения оккультной тематики.
  • Символика готов.Основным готическим символом является египетский «Анх» (Анкх), символ вечной жизни, символ бессмертия – крест. Достаточно широко представлена оккультная символика - используются пентаграммы, перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса).Также используется множество различных символов смерти – украшения с гробиками, черепами.К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей (связь с вампирами). Готы появились из панк -движения. В конце 70-х годов панки стали играть депрессивную, мрачную музыку, ударились в декаданс (настроение безнадежности, неприятие жизни, индивидуализм). Готы называют себя именами из готических фильмов «Дракула», «Семейка Адамс».Опасность готической субкультуры:
  • Готы любят демонстративно тушить об себя окурки и режут вены.
  • Часто демонстрируют суицид, могут выпить на таблетку больше, или глубоко прорезать вены.
  • Пьют слабоалкогольные коктейли (шипучка с красителем)
  • 3. «Эмо» культура. Эмо – «малыши», «профессиональные иждивенцы», «эмоциональные».Культкра Эмо – реакция на засилье бизнеса. В качестве основных ценностей подросткам стали навязывать карьерный рост и рациональное поведение. Чем сильнее становится бизнес, тем больше ему сопротивляется молодежь. Ценят эмоциональность, хрупкость внутреннего мира и индивидуальность. Это увлечение подростков 12-16 лет.Характерный внешний вид:
  • Прямые, чаще всего черные волосы, косая челка в пол-лица, часть прядей выкрашена в черный или розовый цвет.
  • Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже, их замазывают тональным кремом и очень ярко подведенные глаза. Иногда «эмо» изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки.
  • На ногтях черный лак, даже у мальчиков.
  • Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего «эмо».
  • Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице.
  • Последние тенденции – кольцо в носу, гвоздики в уголках рта.
  • Узкие джинсы темных цветов. майки и футболки с забавными принтами, изображающими героев мультиков или с названиями рок-групп.
  • Плотно сидящие олимпийки, никаких мешковатых вещей.
  • Основные цвета – черный (депрессия), белый, красный и розовый (торжество жизни).
  • Аксессуары: «эмо» носят «сумки-почтальоны» через плечо часто с изображением героев Тима Бертона и другими персонажами мультфильмов. Ремни с клепками, лучше всего белые, цепи. Очень важной частью образа являются очки в толстой роговой или хотя бы просто темной оправе.На руках «эмо» можно часто увидеть браслеты, прикрывающие шрамы от попыток суицида. Суициды – не путь «малышей» - это просто мода. Обычно боятся самостоятельности и ответственности.Опасность этой культуры: вредные привычки (эмо обычно рано пробуют алкоголь, курят, делают пирсинг, не заботятся о гигиене, употребляют легкие наркотики – марихуану).
  • Скинхед-движение.
  • Скинхеды («бритоголовые», «идеологи») – радикальное молодежное движение, не объединенное в рамках какой-либо организации, а разрозненное на множество независимых друг от друга группировок.Появились в России в первой половине 1990-х годов. Наиболее распространены в крупных городах: в Москве, Санкт-Петербурге.В России «бритоголовые» представляют собой либо националистически настроенную молодежь, либо футбольных фанатов. Скинхеды борются за чистоту нации, поэтому устраивают кровавые драки. Стиль «милитари»: камуфляж, военные высокие ботинки со шнуровкой, специфические шарфы и короткие куртки «бомберы», кожа, клепки, пирсинг. В России представлено сейчас три поколения «скинхедов», отличающиеся и по своему социальному составу, и по идеологии, и по деятельности. 1) Ветераны «Скинхед» движения. Большинству из них под 40 лет и приобщились они к движению еще с начала 1990 годов. Их характеризуют как модников, ведущих «буржуазный» образ жизни, смотрящих свысока на приезжих «нерусских». «Тот не «Скинхед», кто меньше, чем на «штуку баксов» одет». Посещают различные концерты и употребляют дорогое пиво. 2) «Средние Скинхеды» - более боеспособны и активны, могут состоять в политических партиях и различных молодежных движениях: «Народная национальная партия», «Национал-большевистская партия», «Национал-республиканская партия России» Юрия Беляева. 3) «Бабсы» («папсы») – состоят из «скинхедов – пионеров» (средний возраст 13-14 лет), чаще существуют при какой-либо «старшей» организации. Это массовка движения скинхедов, руками которых удобно устраивать провокации, беспорядки, митинги…
  • Обобщение пройденного на уроке, групповая работа по составлению планов по теме «Молодежь как социальная группа» (5-7 мин.)
  • Примерный (ожидаемый) образец плана:
  • Молодежь – это социально – демографическая группа, выделяемая на основе возрастных, психологических и культурных характеристик.
  • Особенности социального положения молодежи:
  • переходность положения
  • высокий уровень мобильности
  • перспективы в профессиональном и карьерном плане
  • Социально – психологические качества молодежи:
  • неустойчивость психики
  • внутренняя противоречивость
  • низкий уровень толерантности
  • стремление отличаться от остальных
  • специфическая молодежная субкультура
  • Проблемы молодёжи в современном обществе
  • безработица
  • низкая заработная плата
  • отсутствие уверенности в завтрашнем дне
  • рост преступности, алкоголизма, наркомании
  • Виды молодежной субкультуры:
  • просоциальные
  • асоциальные
  • антисоциальные
  • Рефлексия:
  • Почему нужно изучать проблемы молодежи?
  • Что нового и полезного для себя вы узнали на уроке?
  • Как эти знания можно применить на практике?
  • Домашнее задание: написать эссе по одной из заданных на уроке тем:
  • «Юность — ве
  • «Молодость хороша не тем, что дает возможность делать глупости, а тем, что дает время на их исправление». Тристан Бернар
  • «Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь». Bасилий Ключевский
  • Преподаватель : Гавриленко Л.П.