Использование кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
Автор: Кандакова Ольга Сергеевна

О.С.КандаковаИспользование кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речиЭффективные практики применения коррекционно-развивающих технологий и методик в работе с детьми с ОВЗ и с инвалидностьюЙошкар-ОлаГБУ ДПО Республики Марий Эл«Марийский институт образования»2023Рекомендовано научно-методическим советомГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования»АвторКандакова Ольга Сергеевна, учитель-логопедМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад для детей с туберкулезной интоксикацией №7 «Золушка»гошкар-Олы».Кандакова О.С. Использование кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи: Методическая разработка.-Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования»,2023. – С.Аннотация Методическая разработка предназначена для учителей-логопедов и воспитателей коррекционных группВ авторской редакции.СодержаниеВВЕДЕНИЕОСНОВНАЯ ЧАСТЬ «Алгоритм применения кейс-технологии с детьми дошкольного возраста»1.1.Основные направления 1.2.Практические кейсыЗАКЛЮЧЕНИЕБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКПРИЛОЖЕНИЯПриложение1. Заявка участника Фестиваля методических разработок.Приложение2. Согласие на обработку и размещение материалов на образовательном порталеАННОТАЦИЯ.Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач нашего общества и государства является развитие всех сторон речи дошкольников. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Дети с нарушениями речи – это определенная группа детей, у которых выявлено нарушение формирования некоторых компонентов речевой системы. Поэтому такие дети испытывают серьезные трудности при организации своего речевогоповедения, у них отмечается низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении фразы и связноговысказывания, односложные ответы; значительное смущение, страх перед собеседником, скованность, напряженность, отсутствие инициативного высказывания. В целом дети отличаются пассивностью и крайне редко обращаются к педагогу или сверстникам.Немаловажно то, что все инновационные образовательные технологии нацелены не только на результат обучения, но и на будущее детей в целом. Таким образом, возникла необходимость выбора современной технологии,направленной на развитие языковых средств общения и использования в формировании коммуникативно-речевой деятельности дошкольников, а именно организация в своей практике использования кейс-технологии в работе учителя-логопеда.СОДЕРЖАНИЕ.Для чего же нужен кейс?Кейс предоставляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.Для кейса существуют следующие требования:1.четко поставленная цель;2.соответствующий уровень трудности;3. иллюстрированные ситуации;4.развитие аналитического мышления;5.создание дискуссии;6.выбор принятия нескольких решений.Кейс включает в себя: -ситуацию-случай, проблему, историю из реальной жизни-контекст ситуации, особенности действия или участников ситуации-комментарий автора-вопросы и задания-приложения.ВВЕДЕНИЕ.Название кейс-технология произошло от латинского casus – запутанный, необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.Кейс-технология-это название технологий обучения, представляющих собой методы анализа различных ситуаций.Кейс-технология- это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, и направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Сначала дети должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить возможные пути ее решения и либо самостоятельно, либо совместно со взрослым.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.Задачей данной технологии является максимальная активизация каждого дошкольника в самостоятельную работу по решению проблемы, что в дальнейшем позволит им заниматься самообразованием и саморазвитием в любом направлении.Суть кейс-технологии в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать их познавательную активность через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько вариантов решений и быть максимально приближена к личному опыту детей.Кейс-метод позволяет взаимодействовать всем участникам образовательногопроцесса. Вместе с педагогом дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить, и выбирают лучший материал. При этом у детей развивается любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход,способность решать сложные задачи, разумно действовать в неожиданной ситуации.Можно выделить основные направления применения кейс-технологии:- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск,анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение. - Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными. - Формирование навыков коммуникативного взаимодействия. - Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний инавыков в жизненных ситуациях.В своей практике дошкольного образования широко использую практические кейсы, среди которых выделяют следующие:1.Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие. Прежде всего направлены эти кейсы на развитие монологической речи. 2.Кейсы ситуативного анализа.Здесь активно применяю фото-кейсы и кейсы-иллюстрации, так как это наиболее удобная и простая форма, представляющая собой фото или картинку разного вида с ситуацией, требующей анализа, далее рассмотрения, а затем и разрешения всей проблемной ситуации.Целью всей работы является анализ проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней уже видна проблема. Поэтому рассматривая такие иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, и на основе этого предполагают свой ответ. Здесь проблема не предлагается детям в открытом виде.Выбранная ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался.Работа с кейс-иллюстрациями- это иллюстрации. Которые используются для рассмотрения конкретной проблемной ситуации. Цель-синтез проблемы, анализ решений и выбор одного из них.Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.Кейс-иллюстрации используются во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Сначала проводится предварительная работа с использованием таких методов и приёмов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры - в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом. Затем педагог знакомит с реальной ситуацией, или читает текст или отрывок, а дети воспринимают данную ситуацию.Пример, иллюстрация в автобусе, где стоит старушка. Анализ конкретной ситуации, ее обсуждение и воспитание чувства уважения к старшим.Технология «фото-кейс» актуальна тем, что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации, и он очень схож с кейс – иллюстрацией, единственное отличие – вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни.Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии "Фото-кейс" с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.В «фото – кейс» входит:- Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.- Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.- Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.Пример, работа с фотографией «Ребенок переходит дорогу по пешеходному переходу» Предлагаю сформулировать проблему, что же может произойти на дороге.А далее фото, где ребенок переходит дорогу в неположенном месте. Работа над данной проблемой сначала с помощью логопеда, а далее ребенку предоставляется самостоятельно обо всем рассказать: какие последствия могут быть? Нарушены ли правила дорожного движения? и т.д.Одним словом возникает проведение «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Участники проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов.Далее примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение. Делают вывод, что переходить дорогу необходимо только по пешеходному переходу «зебре».Можно сделать вывод, что применение фото-кейс - технологий оказывает положительное влияние на различные стороны развития речи дошкольников, в том числе и на развитие всей речемыслительной деятельности.3.Кейс-стадии, целями которых является закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета; формирование культуры общения; воспитание потребности использования речевых оборотов в повседневной жизни.Пример кейс-стадии «Разговор по телефону»:Маша звонит домой Тане, трубку снимает ее мама:-Таню позовите.-Тани нет дома. А кто ее спрашивает?-Ладно, потом позвоню.Далее анализ и синтез всей ситуации (Можно ли сказать про Машу, что она вежливая? Почему? Умеет ли разговаривать по телефону Маша? Какие правила речевого этикета должна знать девочка? Как бы вы повели себя в данной ситуации?)4.Кейс-игровое (ролевое) проектирование Методически проектирование основано на проектной деятельности, включающее в себя разные виды проектов: исследовательский, творческий, поисковый, аналитический и прогностический.Приведу пример долгосрочного игрового проекта «Чипсы: вред или польза».Проходит проект в 3 этапа:Подготовительный этапЦель- постановка и рассмотрение проблемы: изучение состава чипс, технологии их приготовления, влияние ингредиентов на организм человека.Основной этапЦель-проведение экспериментов.Заключительный этапЦель-подведение итогов и самоанализ.Хочется отметить, что метод кейс-технологии можно применять регулярно практически по любой лексической теме, в работе при автоматизации звуков, в работе над развитием или коррекцией грамматической стороны речи, связной речи. Однако следует отметить, что эффективность всей работы с кейс-технологией зависит от умения педагога организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.Таким образом, одним из эффективных методов применения кейс-технологий является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Исходя из вышеприведенной информации можно сделать выводы, что в процессе освоения детьми кейс-технологий дети учатся получать необходимую информацию в процессе общения, у них развивается умение соотносить свои взгляды с интересами других, а также учатся доказывать свою точку зрения, аргументировав свой ответ.В процессе ООД с использованием данной технологии наблюдается положительная динамика в формировании самооценки и дети становятся активными участниками, не боятся выражать и обосновывать свои мысли, учатся осуществлять сотрудничество между собой на основе эффективного взаимодействия.Основным плюсом применения кейс-технологии является описание реальных социальных ситуаций. Поэтому обучающимся необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений, для развития связной речи. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.Суть кейс-технологии - анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребёнка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубенштейн)Технология метода заключается в том, что разрабатывается или подбирается готовая конкретная ситуация, ставится комплекс вопросов или задач, далее разворачивается дискуссия.Таким образом, кейс-технология предполагает следующие результаты по формированию коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста:
  • умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
  • умение соотносить свои устремления с интересами других людей;
  • умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;
  • умение получать необходимую информацию в общении;
  • умение выслушать другого и прийти к общему решению;
  • умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
  • умение отстаивать свою точку зрения в общении;
  • умение принимать помощь;
  • умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.1.Аникеева Н. П. «Воспитание игрой». М.: Просвещение, 2009.2.Даренская Л. А. «Воспитание культуры общения» // « Ребенок в детском саду».2010.№ 13.Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения-интернет4.Дресвянина А. М., Хамидулина Ю. В. Игры на сплочение детского коллектива // Молодой ученый. 2015. №10.5.Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.6. Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшегодошкольного возраста. .7.Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). Электронный ресурс8.Коломинский Я. А. О взаимоотношениях в группе детей «Дошкольноевоспитание». 2009. № 19.Максакова В., Полякова С. Учимся договариваться (я-ты-мы). Методическое пособие для учителей начальной школы. – М.: Сфера, 2004.10.Орлова Н.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возрастав игровой деятельности. .11.Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М.: Центр педагогического образования, 2007.12.СурминЮ.П. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика.интернет13.Ткач Е.И. «Использование кейс-технологии для развития речи детей». интернет14.Шикаева О.В. «Применение «Кейс-технологии» для речевого развития детей дошкольного возраста»нтернет15.Шимутина Е.Н. «Использование кейс - технологий в учебном процессе».интернетПРИЛОЖЕНИЕ №1Заявка участникаФестиваля методических разработок-2023