"Мозаика с камнями Марблс"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мозаика с камнями Марблс"
Автор: Ульяна Сергеевна Штырева
Цель: рассмотрение современной методики применения коррекционной технологии в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;- мотивировать родителей на применение камешков Марблс в домашних условиях;- использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса коррекции интеллектуальных нарушений;Оборудование:Камешки Марблс разного цвета, формы, текстуры, размера; коробки для камешков, картотека игр, чудесный мешочек, карточки с заданиями.Актуальность использования камешков МАРБЛС в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ объясняется тем, что психическое, интеллектуальное и речевое развитие ребенка тесно связано с развитием мелкой моторики.Ещё известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению Кольцовой М. М., «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».Камешки МАРБЛС: сущность понятия, история происхожденияШары МАРБЛС предположительно появились впервые во времена индской цивилизации на территории современного Пакистана.В 1846 году немецкий стеклодув изобрел приспособление - некие ножницы, которыми вязкую, тягучую струю жидкого стекла можно было резать на кусочки. Из такого мягкого кусочка стекла формировался шарик. В середине прошлого века из Японии пришла иная технология производства МАРБЛС. Смешение стекла с натуральным мрамором позволило добиться фантастических эффектов, - цветовая гамма и богатая структура мрамора украсили шарики необыкновенными прожилками, разводами. Они были импортированы в Америку, где и получили английское название МАРБЛС, что означает мраморные.Игра в камешки была популярна в России более ста лет назад. Играли как в деревянные или глиняные шарики, так и в камешки - гладко обточенные, имеющие форму шариков.Современные МАРБЛС изготавливаются на фабриках, из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при очень высокой температуре. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений — красные. После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются. Формы МАРБЛС бывают самыми разнообразными: сферические (шарики, с плоским дном - капли (камешки) и фигурные. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название - кабошоны, что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой – ровный.Красота МАРБЛС завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность МАРБЛС усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.Практическая часть «Давай поиграем с тобой в маленького волшебника», - так я часто начинаю свои занятия. Мы будем рисовать, но рисовать не карандашами и красками, не мелками и фломастерами, а разноцветными камешками. Перед ребенком выкладываю разноцветные камешки Марблс, и ребенок начинает свое волшебство.1. Игра «Цветочная полянка»Задание: - выложить цветочную полянку, где у цветочков нет серединок и на стебельках добавить листочки2. Игра Мозаика»Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету)3. Игра «Украсим торт»Задание - верхний ряд у торта – с чередованием двух цветов, средний одним цветом, а нижний ярус – крупными Марблс4. Игра «Чудесный мешочек»Задание – по очереди вынуть из мешочка предметы. Что вы вынули из мешочка? (разноцветные камешки)- Какого цвета камешек, такого цвета предмет (например: желтый камушек – желтый лимон)5. Игра «Лабиринт»Задание – выложить лабиринт любым цветом или по цвету полосок лабиринта6. «Буквы» - запоминают их зрительноЗадание – выложить буквы разного цвета и составить слово (например: шина). Придумайте слова, которые начинаются с этих букв.7. «Цифры» - запоминают образ цифрЗадание – выкладывает цифры нужного цвета. Чего бывает два?8. «Крестики – нолики».9. «Разноцветная полоска»Задание – найдите самый прозрачный камень и он будет путешествовать и менять цвет - двигайте его по полоске, называя каким цветом стал камень и добавляя (например белый, как снег и т.д)10. «Выложи по образцу»Задание – нужно выложить по образцу похожую картинку. Но можно в играх использовать не только камешки овальной и круглой формы, но форме определенного предмета. С такими камешками возникает много новых идей. И это будут более сложные игры, которые способствуют развитию навыков чтения, письма, т.е мы будем учиться делить слова на слоги, определять первый и последний звук в слове, последовательность звуков.11. «Дорисуй»Задание - нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего цвета. (например, педагог показывает картинку или называет слова, а ребенок делит слово на слоги и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов)Слова: кошка, сок, колесо, лимон, вода, машина, дом, рука и т.д12. «Капельки»Задание - нужно подобрать слово на заданный звук. (например из тучки должен политься дождик капельками и полить цветок со звуком К в начале слова, со звуком Ш – в середине, со звуком А – на конце и т.д)13. «Чего не хватает?»Задание – определение первого звука в слове (украсить жирафа пятнышками, после того, как определят первый звук в слове.)Можно использовать разные игры для определения второго, последнего звука в слове.Слова: стул, улица, цапля, туча, кошка, арбуз, книга и т.д.14. «Судоку»Задание – заполнить все клеточки, чтобы цвет камней не повторялся.Рефлексия: А сейчас еще раз опустите свои руки в вазочки с камнями и ощутите, какая от них идет положительная энергия.- Скажите, что развивают камешки Марблс? Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей. При использовании камешков Марблс у детей обогащается не только речь, но и развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук. Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного. И хочется вспомнить великие слова известнейшего педагога В.А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Я предлагаю вам в завершении оценить наш мастер-класс. Выложите смайлик с улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик - кому не очень понравилось. Спасибо за внимание, а участникам – за плодотворную работу!