конспект урока математики по теме: Римская нумерация
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока математики по теме: Римская нумерация
Автор: Валентина Александровна Бардадимова
Дата урока: 11.10.23г.Класс: 6.Предмет: математика.Учитель: Бардадимова В. А. Тема урока: Обозначение римскими цифрами чисел XIII-XX.Цели урока: познакомить учащихся с римскими числами XIII-XX.Задачи урока: 1. Образовательная: повторить запись римских цифр, изученных ранее и познакомить с новыми римскими числами XIII-XX. 2. Коррекционная: корригировать и развивать внимание, память, логическое мышление, развивать математическую речь, умение анализировать, обобщать, сравнивать; совершенствовать вычислительные навыки. 3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, аккуратность, формировать познава- тельный интерес, умение работать в группе, оказывать взаимопомощь, объективно оценивать результат своей деятельности, соблюдать здоровьесберегающий режим на уроке.Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: объяснение материала.Вид контроля: текущий.Форма контроля: фронтальный.Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.Ход урока.1. Организационный момент.- Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Как важно уметь без ошибок считать И цифры правильно писать. Потому что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. Так все устроено в мире На великой чисел силе.Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математики. 2. Актуализация знаний . Год час секунда месяц сутки минута литр век- (написано на доске)- Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее? (литр)- Почему? (Остальные - величины времени). - Каких еще величин времени не хватает в списке? (неделя)- Какая из них самая большая величина? (век)- Сейчас мы будем работать у доски. Необходимо восстановить таблицу мер времени в порядке убывания величин. ( Два ученика вписывают в таблицу у доски данные).Век год месяц неделя сутки час минута секунда- Проверим ответы. Молодцы!3. Сообщение темы урока, объяснение материала.– Прежде чем мы начнём изучать тему урока отгадайте загадку. Что всегда идет, А с места не сойдет? (часы)- Ребята, вчера в магазине часов, где всегда можно увидеть очень много красивого, я увидела совершенно одинаковые часы, продавец был занят и сказал лишь: «Они разные. Во-первых, одни с секундомером, а во-вторых…» Вот такие были часы...так, что же другого во-вторых...(Учитель показывает часы с арабскими и римскими цифрами.)- Чем отличаются часы?Дети: Циферблат у вторых часов с римскими цифрами.- Да, действительно, у вторых часов на циферблате римские цифры. - Вот сегодня на уроке мы повторим ранее изученные и вам уже известные римские цифры и познакомимся с римским числами, научимся читать и записывать новые цифры. - Запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.- Работа с учебником № 188 с. 45- Назовите сначала мне арабские цифры, (ученик у доски) запиши на доске...Сколько всего цифр в арабской нумерации?( начиная с 0 и до 9 всего 10)Сколько чисел с их помощью мы можем записать? (Много: однозначные, …)Напишите по 3 числа однозначных....шестизначных). Прочитайте их.- Вспомним римскую нумерацию, изученную в 5кл.- А вы помните, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили число 1? 2? 3? (С помощью пальцев.)- А как записать число 10? Из скольких 5-к состоит число 10? Из 2,одна из них смотрит вверх, а другая вниз. Просто без цифр V и X невозможно записать все пропущенные нами цифры. Оказывается, запись этих цифр основана на математических действиях – сложении и вычитании. Если цифра меньше V на I, то эта единица помещается слева от числа V. Если больше, то палочки будем приписывать справа. - Молодцы! Повторили римские цифры, которые мы изучали в 5кл, теперь запишем их в таблицу. - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, составите на партах с помощью счетных палочек римские числа.1) – Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);2) – Чему равно произведение 5 и 2? (10)3) – Сколько ног у двух петухов? (4)4) – Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? (8)5) – Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? (1)6) – Сколько дней в неделе?(7)7) – 3 умножить на 4. (12)8) – 81 уменьшить в 9 раз. (9)- Молодцы! Мы повторили и изучились римские цифры и научились их записывать, но по теме нашего урока мы не только должны повторить уже изученное, но и идти дальше, ведь есть и другие цифры.- На доске ещё одна таблица, давайте рассмотрим её внимательно. Счёт начинается с 10- А теперь сравним запись чисел по :- Какая цифра слева приписывается к числам верхнего ряда?- Назовите цифры в верхнем ряду. Сколько их? Какие числа написаны с помощью этих цифр?- В нижнем ряду написаны числа. С помощью каких цифр они написаны? Какая цифра повторяется в каждом числе нижнего ряда?- Работа с учебником № 193 с. 47 (от 1 до 20) Физкультминутка. Раз- поднялись и вернулись, На четыре-руки шире. Два- нагнулись, разогнулись, Пять -руками помахать. Три- в ладони три хлопка, А теперь тихонько сели Головою три кивка. И соседа не задели А сейчас закройте глаза и нарисуйте глазами круг в одну сторону, потом в другую. Теперь проведите глазами линию справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Поморгайте.Вы немного отдохнули и готовы к дальнейшей работе.4. Закрепление изученного материала.- Работа с учебником № 194, 196 с. 47- С римскими числами тоже можно выполнять арифметические действия. Выполним задание, которое дано на доске . В выложенных из палочек равенствах с римскими цифрами допущены ошибки. Как надо переложить по одной палочке в каждом равенстве, чтобы исправить ошибку? Запиши верные равенства. ( работа в парах)- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам. - Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей)- Да, действительно они служат для нумерации книг собраний сочинений писателей. Восстановите номера выданных книг с 47 № 6В библиотеке на одной полке стояли по порядку с тринадцатого по двадцать шестой тома из собраний сочинений Л.Н. Толстого. Некоторые из них выдали читателям. Назови номера выданных книг. - И напоследок логическая задача, которая поможет понять, как важно много знать, и в частности, римские цифры.Догадливый хозяин. В харчевню “Три пескаря” пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел в тот день остаться без прибыли: имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание, если рыбу он не разрезал? (Хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять)5. Рефлексия.6. Итог урока, выставление оценок.7. Домашнее задание: № 195 1) с. 47