Юные кадеты


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Юные кадеты
Автор: Ирина Сергеевна Матвеева

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 8»Образовательный проект на тему:«Юные кадеты».Разработчики проекта: Артамонова М.ВМатвеева И.С воспитатели МАДОУ: «Центр развития ребенка –детский сад № 8»Саранск 2023 гПаспорт образовательного проекта.Чему кадетство может научить? Отваге и любви к своей Отчизне!Чему кадетство может научить? Без страха шествовать по жизни!Чему кадетство может научить? Беречь семью, страну и детство!Ну и, конечно, всю Планету в мире жить!Вот этому научит нас кадетство! Пояснительная записка В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества духовность и нравственность граждан России претерпевает значительные изменения: в социуме ослабевают внутрисемейные связи, снижается преемственность и влияние старшего поколения, ухудшается уровень жизни некоторых слоев населения, идет переориентация на иные, чем раньше ценности, усиливается влияние внешних факторов, в том числе геополитических. В одном из выступлений В.В. Путин отметил, что «... для гражданина России особенно важны моральные и духовно-нравственные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и о национальном суверенитете». Новые идеологические установки приводят также к изменениям в образовании, требуются иные подходы к формированию гражданско-патриотического сознания у дошкольников. Нужна система, способная обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения, сохранения, формирования в новых условиях преданности и чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства, уверенности в великом будущем России. Ориентация современной государственной политики для нас не маловажна. Президент В.В. Путин в одном из выступлений подчеркнул: «Мы должны строить будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент –это патриотизм, ничего лучшего пока не придумали. Это уважение к истории и традициям, это ответственность за свою страну и ее будущее...Актуальность проектаГлобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности, обусловили формирование социального заказа на возрождение Кадетского образования.В традиционном русском понимании слово «кадет» трактуется намного шире – это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества.Отрадно, что старые традиции и моральные принципы кадетства возрождаются, а юный возраст – не препятствие воспитанию ответственности и долга. В нашей стране политика образования нацелена на то, чтобы воспитывать патриотические и духовные ценности с малого возраста. В своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент России В.В. Путин в тезисе «О будущем России» выделил: «…Нам надо быть смелыми в замыслах, делах и поступках, брать на себя инициативу, ответственность, становиться сильнее, а значит — приносить пользу своей семье, детям, всей стране, менять мир, жизнь страны к лучшему, создавать Россию, о которой мы вместе мечтаем». Другими словами, он призвал всех быть патриотами своей страны.Растущий интерес к кадетству объясняется тем, что многие родители заранее задумываются о будущем своих детей, хотят видеть их здоровыми, образованными, талантливыми, привязанными к родной земле, языку, культуре, традициям своей страны.Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.По выводам исследований, проводимых специалистами по психологии, педагогике (Г.А.Асмолов, И.В. Бестужев-Лада, Ю.Н. Давыдов и др.), разрушительным в воспитании детей являются:– снижение воспитательного воздействия семьи;– отечественные традиции воспитания подменяются западными;– снижается ответственность за личные поступки и личную безопасность.Выявление этих проблем потребовало от нас разработки проекта, в котором важнейшим направлением является формирование базовых основ гражданственности.В понятие гражданско-патриотического воспитания и формирования основ гражданственности детей дошкольного возраста мы вкладываем следующее:– центральным звеном гражданственности является воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, людям, которые сопровождают ребенка в первые годы его жизни, к родному месту где он вырос, и безусловно к Родине. В этот период начинают формироваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с народом, существенно влияют на его дальнейшее мировоззрение;– в гражданско-патриотическое воспитание дошкольника входит формирование его как личности, именно направленность личности определяет жизненную позицию, характер воздействия на сферу интересов, желаний, стремлении, идеалов, и убеждения ребенка.Патриотизм мы понимаем, как одно из высших чувств, которое проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сфере жизни. Поэтому будущее России как современного эффективного государства в значительной степени зависит от того, как мы воспитываем подрастающее поколение. Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, так как в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.Необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника отмечается также в содержании ФГОС ДО. Не случайно одним из главных направлений духовно-нравственного развития обучающихся в процессе реализации ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.Для общества, нашего края, города, детского сада гражданско-патриотическое воспитание с кадетским компонентом – это фундамент, для дальнейшего гражданского воспитания ребенка, как активного члена общества, готового участвовать в управлении этим обществом. Создание кадетской группы обеспечит формирование такого «фундамента».Новизна создание образовательного пространства через установление преемственности взаимосвязей по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников и учащихся кадетских классовЦель исследования: Формировать у воспитанников старшего дошкольного возраста жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии своего Отечества через организацию кадетского движения в дошкольном образовательном учреждении.Задачи исследования:Обучающие:1. Формировать нравственно-патриотические качества: воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину. 2. Способствовать открытию детьми знаний и представлений о кадетском движении в России, о Родине, о геральдике, традициях и истории Отечества, о гражданственности и патриотизме.3.   Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.Развивающие:1.  Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военной тематики, обогащать речь детей.2.  Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать эрудицию, интеллект, творческую активность.3. Физически развивать воспитанников, формировать навыки дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях. Дать возможность каждому кадету проявить свои индивидуальные способности и воспитывать стремление к объединению усилий во имя достижения общей цели.4.  Формировать умение работать в группах, совместно с друзьями, педагогами, родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.Воспитывающие:1.  Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине, воспитывать будущих патриотов Отечества;2.  Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.Возраст участников проекта: 5 – 6 летСрок реализации проекта: долгосрочный, сентябрь 2022 – август 2023 г.Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы № 1 (дети 5 – 6 лет), родители.Место проведения: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №8»Ожидаемый результат:У детей: - У воспитанников старшего дошкольного возраста будет сформирован высокий уровень представлений о кадетском движении в России, о Родине, о геральдике, традициях и истории Отечества, о гражданственности и патриотизме: Ребенок имеет представление об истории кадетства, о знаменитых людях; - Ребенок знает гимн, клятву кадета. Имеет представление о гербе, гимне, флаге России и Мордовии, Ребенок имеет представления о военных профессиях; рода войск, боевых наградах; Ребенок имеет представление об истории Великой Отечественной Войны; ветеранах войны и тружениках тыла; героях военных действий. Имеет желание самоотверженно служить на благо Родины, быть полезным своей Родине; - Проявление благодарности, заботы и внимания по отношению к родителям, взрослым и наставникам. Знает правила взаимоотношений (этикет) со сверстниками и взрослыми; Знает о необходимости здорового образа жизни, о ценностном отношении к здоровому образу жизни. У родителей: - Активизация участия совместно с детьми и педагогами в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и творческой деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников; проявление активной позиции участников ввоспитательно-образовательном процессе. У педагогов: - Повышение уровня педагогического мастерства; совместное нравственно-патриотическое взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проект «Юные кадеты». - Повышение статуса и конкурентоспособности ДОО, обеспечивающего на высоком уровне воспитание у детей дошкольного возраста гражданственности патриотизма; внедрение новых технологий, методов и приемов в формировании гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.Принципы реализации проекта «Юные кадеты»:1. Принцип регионализации нравственно-патриотического воспитания. Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в практическую деятельность. 2. Принцип личностно-ориентированного общения. Индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.3. Принцип доступности. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. 4. Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. Принцип наглядности. 5. Принцип наглядности предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии достопримечательностей, памятников и т.д.Этапы реализации проекта:1. Подготовительный (сентябрь – октябрь 2022гг.) – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.2. Практический (ноябрь 2022г. – апрель 2023г.) – реализация проекта.3. Итоговый (май 2023г.) подведение результатов, презентация работы над проектом.Этапы реализации проекта.Перспективное планирование реализации практического этапа педагогического проекта «Юные кадеты» Работа с родителями детей старшей группы кадетской направленности №1на 2022 – 2023 учебный годПерспективы дальнейшего развития проекта.- Создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольников кадетской группы, может быть применено, воспроизведено и творчески дополнено любым образовательным упреждением в практической деятельности в том случае, если кадетское движение представляет профессиональный интерес.- Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику.Список использованных источников:1. Агапова И.А., Давыдова М.А. детям о памятных датах и культурных ценностях России.- М.: АРКТИ, 2012.2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2004. 3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных умений ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.5. Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа). - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015 6. Моё Отечество - Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Богачева И.В. и др. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. 7. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.- М.: АРКТИ, 2003. 8. Ривина Е.К. Российская символика: Методическое пособие к иллюстративно-раздаточному материалу для дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.9. «Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию» Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина, Москва 2006г.«Этические беседы с дошкольниками» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, Москва 2015г.Конспект ООД в старшей группе «Кадет — это звучит гордо!» (старшая группа)Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, беседа.Цель: воспитание у детей нравственно - патриотических чувств через развитие интереса к кадетской деятельности. Познакомить детей с историей кадет в России.Задачи:- познакомить детей понятием «Кадет» и кадетской историей в России;- воспитывать патриотические чувства;- дать представление об особенностях кадетской деятельности.Наглядно-дидактический материал: картинки с изображением кадетов разного времени, гимнастическая палка, картинки и пазлы военной техники, изображение флага РФ, ленты (белого, красного и синего цвета).Ход работы:Воспитатель:Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Я вам сейчас прочту стих, а вы внимательно послушаете.Что значит “Родина моя”? –Ты спросишь, я отвечу:– Сначала тропочкой земляБежит тебе навстречу.Потом тебя поманит садДушистой веткой каждой.Потом увидишь стройный рядДомов многоэтажных.Потом пшеничные поляОт края и до края,Всё это – Родина твоя,Земля твоя родная.Чем старше станешь и сильней,Тем больше пред тобоюОна заманчивых путейДоверчиво раскроет.Воспитатель: Ребята, а кто же мне скажет что такое Отечество? Как по-другому можно сказать? (Родина, Отчизна). Молодцы!А знаете ли вы символы нашего государства? (герб, флаг, гимн)Воспитатель:Символы России – наши главные слова,Герб, Гимн и Флаг – это самое главное в нашей жизни,Президент, Конституция, Кремль и Москва,Все это связано с нашей Отчизною!- Итак, ребята, символику нашего государства мы вспомнили, а как называется главный город России? (Москва)- Кто стоит во главе государства? (президент)Воспитатель:Ребята, как вы считаете, кто может стать настоящим защитником Отечества? (Ответы детей). Итак, конечно, только настоящий гражданин, истинный патриот своей страны может стать достойным защитником своей Родины. Патриотизм в человеке воспитывается с раннего детства. Именно в нашем саду есть такое интересное направление, как кадетство.Кадетство - это особый мир. Это мальчишки и девчонки как будто из другого мира - вежливые, подтянутые, с прямой осанкой, дисциплинированные. Всегда готовые отдать честь старшему, защитить слабого.Многие родители хотят, чтобы их дети были такими. Для того чтобы попасть сюда, ваши родители перевели вас в этот сад.Почему мамы и папы выбирают именно кадетскую группу? Во-первых, они знают что уже в старшей группе детского сада вы будете являться Кадетами, соответственно это дисциплина, прежде всего. А во-вторых, с вами работают воспитатели, которые открывают перед ребятами широкий мир знаний, который пригодится вам в вашем будущем.Дидактическая игра «Соберём картинку»Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.Ход игрыДетям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.Предложить собрать из частей целое изображение.Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.Физкультминутка:Потрудились – отдохнем, (ходьба на месте)Встанем, глубоко вздохнем (потягивания)Руки в стороны, вперед,Влево, вправо поворот,Три наклона, прямо встать.Руки вниз и вверх поднять,Руки плавно опустили,Всем улыбки подарили.Дети теперь возвращаемся на свои места, и я вам расскажу не много о истории кадет России.История кадетов в России начинается со времен становления российской империи. В России издавна существовала традиция офицерских династий. Для воспитания будущих офицеров в царской России были созданы кадетские корпуса. Слово «кадет» в переводе с французского означает «младший». Воспитанниками кадетских корпусов, как правило, становились дети российских военных. Все политики того времени обращали особое внимание на молодое поколение.Дидактическая игра «Собери флаг России»Задачи: Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.Ход игрыРассмотреть с детьми флаг России, уточнить его цвета, последовательность. Предложить детям, самостоятельно собрать флаг в его последовательности. На протяжении более 250-летней истории кадетов, воспитанники кадетских корпусов были гордостью нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни. Фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, генералы Брусилов и Карбышев, адмиралы Нахимов и Корнилов, поэты Лермонтов и Тютчев, композиторы Римский-Корсаков и Рахманинов, художники Верещагин и Боголюбов, писатели Радищев и Куприн, ученые Яблочков и Мосин – далеко не полный список выпускников кадетских корпусов. В советское время кадетские корпуса как таковые были расформированы. На всю страну существовали всего несколько учреждений. Кадетские корпуса начали возрождаться в Российской Федерации с 1992 года в различных типахкадетская школакадетская школа-интернаткадетский корпус, в некоторых обычных школах появились кадетские классы. Вот и наш сад выбрала такое направление. В нашем саду вы 1-ые ребята воспитывающиеся в кадетской группе. Но основным направлением для кадета, конечно же, является военно-патриотическое. Получение образования в кадетском учреждении любого типа дает возможность для мальчиков и девочек в будущем выбрать профессию офицера. Не все станут военными, но сильными, выносливыми, грамотными и культурными гражданами стараются сделать всех. История кадетов в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения.Итак, ребята, чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. И я вам сейчас рассказала о том, что кадетство именно на это и направлено – на воспитание в ребенке патриотических качеств.Подвижная игра «Перетягушки»Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою сторону.