Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с народным и музыкальным фольклором
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с народным и музыкальным фольклором
Автор: Петухова Татьяна Алексеевна
Петухова Татьяна Алексеевна музыкальный руководитель, МАДОУ д/с. «Улыбка» п. Малиновский, Советский р-он, ХМАО - Югра Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с народным и музыкальным фольклором. (мастер – класс) На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои музыкальные способности, формирует свою индивидуальность. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Эмоциональное общение – одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это является одной из составляющих фольклора. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных песенок. Как отмечают исследователи фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках. Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го и 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире.Например: По кочкам, по кочкам,По маленьким лесочкам,В ямку — бух!Про Петю-петушкаПетя-Петя-Петушок,Петя — красный гребешок,По дорожке он пошелИ копеечку нашел,Купил себе сапожки,А курочке — сережки! Особый вид прибауток – песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.Например:Про зиму-летоСнег идет! Жара такая!Птицы с юга прилетают!Все вокруг белым-бело —Лето красное пришло!Про небывалых животныхЛошадь ехала с рогами,Плыл козел по мостовой,Семимильными шагамиЧервячок шел с бородой! Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. В данный момент роль потешек особенно важна. Поэтому необходимо подбирать потешки, которые помогут установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Например:Кто у нас хороший? Наша Машенька в домуКто у нас пригожий? Что оладышек в медуВанечка хороший, Красно яблочко в саду.Ванечка – пригожий! Потешки помогут наладить и эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них, как и у взрослых может быть плохое настроение, хочется поплакать. В этих случаях ласковой потешкой можно успокоить того, кто плачет:Не плачь, не плачь, детка,Прискачет к тебе белкаПринесет орешки,Для Маминой потешке. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.Народные танцы и песни, игры и обряды являются мощным средством духовной и физической подзарядки. Национальные народные танцы обычно включают в себя и элементы хоровода. То, что участники берутся за руки, образуя кольцо, многократно усиливает мощность энергетики собравшихся в круг. Это оказывает благотворное целительное воздействие на участников. Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мыли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то опять на помощь приходит детский музыкальный фольклор. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями и традициями используем народные игры, танцы, хороводы. Одной из таких замечательных хороводных игр, использующих русский фольклор, является русская народная игра «Каравай»:Как на Машины именины,Испекли мы каравай!Вот такой ширины,Вот такой ужины,Вот такой высоты,Вот такой низины.Каравай, каравай,Кого хочешь – выбирай!Ребенок в центре:Я люблю, конечно всех,Но вот этот/эта лучше всех! Хоровод - это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. Участвуя в хороводе - маленьком театрализованном представлении, - ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, комаром и стрекозой, вороном и галкой, Дремой и Костромой и т.д. Здесь все зависит от воображения, от того, как хорошо малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными и ловкими: «А мы просо сеяли». Другие - развивают сообразительность и смекалку: «Аннушка», «Тетера», приучают к труду: «Ой, вставала я ранешенько», «Младешенька». Третьи - дают почувствовать себя актером и плясуном: «Улица широкая», «Во саду-ли, в огороде», увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее: «Земелюшка – чернозем». Четвертые воспитывают нравственные качества: «Как пошли наши подружки», «Галя по садочку ходила». Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения, развивая и творческие способности: «Тень, тень, потетень», «Как у наших у ворот», «А я по лугу». Народная песня связана с жизнью народа, его эстетическими представлениями. В живом звучании песни с глубокой правдивостью отражены все горести и радости народа. Его характер, национальная самобытность. Знакомясь с народной песней, дети получают знания о быте, традициях, обрядах русского народа. При ознакомлении с разнообразием народной песни, детям открывается занимательный, яркий мир народного творчества. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота, коромысел, Сенечки и др., Подбирая репертуар, необходимо учитывать доступность к пониманию и детскому исполнению, разнообразность, также исходя из интересов и желаний детей. С русскими народными песнями и мелодиями дети знакомятся уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока”. Для малышей эти песни просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. Работая с детьми старшего возраста, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: “Из-под дуба”, “Ах вы сени”, “Как у наших у ворот”, “Пойду ль выйду ль я”, “Ах ты берёза”, “Я на горку шла”, “Во кузнице” и др.. Ценность народного пения еще и в том, что дети учатся водить хороводы, петь в ансамблях, обыгрывать театрализованными приемами содержание песни. Используя детский фольклор, дети развивают свои творческие способности, художественный и эстетический вкус. В работе над фольклорным материалом применяю различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у детей большой интерес. Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны: музыка, слово и движение. В соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая подойти к проблеме комплексного освоения ребенком различных видов искусств, развивая его как личности.Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Самореализовывать себя как личность, любить свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. В настоящее время к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.Используемая литература:Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.Тихонова М.В. Красна изба.- С.-Петербург, 2000.Федорова Г.П.. “Пой, пляши, играй от души”.Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006. Дополнительный фольклорный материал в разные режимные моментыИгрыДиалогическая игра: небылица.Ехала деревня , мимо мужика.Вдруг из –под собаки лают ворота.Лошадь ела кашу, а мужик овес.Лошадь села в сани, а мужик повез.Физ - минутка: прибаутка.Потягунюшки, порастюнюшки.А в ручках хвастюнюшки.А в ножках топтюнюшки.Сладки песенки в роток, а в головку разумок! Хороводные игры«Я по горенке иду».«Царевич – королевич» - коммуникативные качестваПо городу гуляет, по городу гуляет.Царевич – королевич, царевич – королевич.Невесту выбирает, невесту выбирает.Царевич – королевич, царевич – королевич. – Выводит в круг. Встают спинами. По сигналу «Раз, два, три, смотри» поворачиваются – если лицом друг к другу – обнимаются, если нет, то жмут руку.«Целовочки».Стоит девочка масенька.На ней юбочка красненька.Она стоит улыбается.Целовочка дожидается.Ай, люли, ай, люли, ай, люли. – дети танцуют, (пальчик под щечку) девочка выбирает того, кто ее поцелует.Целовочка дожидается.Стоит паренек молоденький.На нем пиджачок коротенький.Он стоит улыбается.Целовочка дожидается.Ай, люли, ай, люли, ай, люли.Целовочка дожидается.«Зайка».Выбирается зайчик, он в кругу, выполняет движения по тексту. Дети идут по кругу.Заинька серенький, заинька беленький.Некуда заиньке выскочить, некуда серому выпрыгнуть.Здесь города турецкие, замочки немецкие. Остановились – хлопают.Ну – ка, зайка, скоком, скоком.Перед нашим хороводом. Ну – ка, зайка, повернись.Кому хочешь, поклонись. Кланяется кому – то, танцуют парой.«Пирожок»Дети стоят по кругу и говорят хлопая в ладоши. Пирожок идет за кругом.Ладушки, ладушки! Где были у бабушки. Хлопают.А у нашей бабушки, на столе оладушки.И с малинкой пирожок. – пирожок остановился.Пирожок: Ну – ка, съешь меня, дружок! – хлопает по спине ребенка напротив и бегут в разные стороны – кто вперед, тот и победил.«Селезень»Селезень стоит в кругу. Дети идут по кругу, поют и дарят ему поочереди (шляпу, балалайку, лапти).Я селезня, я любила..Я селезню шляпу купила.Селезень красиво поет и снимая показывает все, что ему дарят.Я ль, ни я ли, селезень. Я ль, ни я ли молодой.Чернобровый селезень, черноглазый селезень.Я при шляпе селезень. Снимает. Затем при балалайке и лаптях.Когда споет про лапти, в лаптях догоняет девочек.«Воробей»Игра подражательного характера.Летал, летал воробей. Летал, летал молодой. – летают.Да за сине море.Видел, видел воробей, видел, видел воробей. – руку под козырек.Как девицы ходят. – показать.А девицы ходят эдак, а девицы ходят эдак, и вот эдак ! – затем все с 1 куплета,2. Как дедушки ходят.3.Как бабушки ходят.4.Как детишки пляшут.Танцы«С платочками»Дети стоят по кругу, в руках у них платочки разного цвета.1ч.(а) Под музыку дети идут по кругу, танцуя и размахивая платочком. (б)Идут обратно.2ч. В круг идут те, какого цвета поднял вверх платочек ведущий.(как вариант, можно сразу поднять несколько цветов)