Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по декоративно-прикладному творчеству "Бусинка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по декоративно-прикладному творчеству "Бусинка"
Автор: Осипова Любовь Анатольевна

Муниципальное учреждение дополнительного образования Дом детского творчестваДополнительная общеразвивающая программа художественной направленностипо декоративно-прикладному творчеству «Бусинка»Возраст учащихся: 5-6 летНормативный срок освоения: 1 годФорма обучения: очнаяТисуль 2023СодержаниеПояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бусинка» (далее Программа) является модифицированной художественной направленности декоративно-прикладного направления и направлена на развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 летнего возраста.Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и реализации Программы являются:
  • Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг.»;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2018 г.;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 года»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 № 1493 «Программа патриотического воспитания граждан на период 2016-2020 годов»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05 мая 2018 № 298н «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
  • Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 №86-ОЗ;
  • Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05 мая 2019 г. № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;
  • Устав муниципального учреждения дополнительного образования Дома детского творчества;
  • Положение о дополнительной общеразвивающей программе муниципального учреждения дополнительного образования Дома детского творчества.
  • Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области, утверждённые приказом №740 департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019г.
  • Одной из актуальных проблем в настоящее время является недостаточное развитие мелкой моторики рук учащихся, и как следствие задержка развития речи, зрительного восприятия, внимания, что может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Этому во многом способствуют занятия декоративно-прикладным творчеством с применением таких видов деятельности, как штриховка, игры со шнурками и прищепками, аппликации из сыпучих материалов, пайеток, бисероплетение, пальчиковые игры и др.Практическая значимость Программы заключается в том, что указанные виды деятельности создают благоприятный эмоциональный фон, повышают речевую активность ребенка. Движения рук ребёнка становятся более чёткими, усиливается контроль со стороны учащегося за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Кроме этого в процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.Это очень важно при интеграции общего и дополнительного образования. Уровень освоения Программы: стартовый (ознакомительный), что предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность освоения содержания Программы.Отличительная особенность Программы заключается в том, что параллельно с погружением в детей в мир искусства, происходит углубленное познание окружающей действительности. А познание это происходит через практическую творческую деятельность ребёнка, с использованием игровых методик. Программа разработана с учетом интересов и запросов родителей. Развитие мелкой моторики рук требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого, которая дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.Педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия по данной программе помимо всего прочего способствуют стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов, развитию коммуникативных навыков детей указанного возраста осваивающих Программу. Изготовление творческих работ способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность.Данная Программа, составленная преимущественно с опорой на принцип «Учите, играя», снижает тревожность, а также формирует учебную мотивацию через мотив достижения успеха в игровой деятельности.Адресат программы: учащиеся в возрасте 5-7 лет. В этом возрасте дети, как правило, уже владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Именно в этом возрасте продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.Дети данного возраста открыты для восприятия нового материала, в большинстве своем имеют высокий уровень обучаемости и познавательной мотивации, легко идут на контакт и готовы к сплочению в дружный коллектив. Именно в этом возрасте у детей развивается логическое мышление, индивидуальность, самостоятельность, прививается чувство личной ответственности и уверенности в своих силах и любви к творчеству. Они умеют экспериментировать с различными материалами. Проявляют фантазию, умеют передавать личное отношение к объекту изображения. Все эти качества позволяют детям успешно заниматься любым видом творчества.Очень важно в этот момент развития научить их грамотно организовать свой умственный и ручной труд.Объём, срок освоения Программы, режим занятий: Программой предусмотрено проведение занятий в один год обучения по 2 академических часа в неделю (144 годовых часа, 144 часа по программе).Началом учебного года считается 1 сентября. В том случае, если первый день занятий не совпадает с указанной датой, то занятия начинаются в день после 1 сентября по расписанию учебных занятий, составленному на учебный год.Проводится 2 занятия по 30 минут с 10-тиминутным перерывом 1 раз в неделю при наполняемости группы от 10 до 15 человек. Такая группа является оптимальной для организации деятельности учащихся и создания творческой атмосферы на занятиях. Режим занятий не противоречит СанПиНу 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Изучение каждого раздела программы начинается с инструктажа по технике безопасности.Количество учебных недель по программе – 36.Занятия по программе в праздничные дни, установленные производственным календарём, не проводятся.Каникулы программой не предусмотрены.Форма обучения – очная.Основная форма организации обучения – учебное занятие.Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.Большая часть занятий каждой темы – это практические работы, направленные на овладение детьми разными видами пальчиковых игр и выполнение творческих работ в разных техниках исполнения. При подборе учебного материала учитывается индивидуальный уровень развития мелкой моторики рук у каждого ребенка. Программа предусматривает проведение занятий с применением ИКТ. На занятиях используются разнообразные наглядные пособия и дидактический материал: книги, фотографии, образцы работ, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы.Виды занятий – беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, выставка и т.д.На учебном занятии применяются различные виды работ:
  • пальчиковые игры;
  • упражнения с прищепками, с бусинами, с пайетками, со шнурками, упражнения в штриховке;
  • игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики);
  • работа с бумагой оригами, аппликация, конструирование;
  • рисование;
  • моделирование (спички, трубочки);
  • работа с пластилином, изготовление поделок из различных материалов.
  • Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук учащихся посредством приобщения к декоративно-прикладной деятельности. Задачи:обучающие:
  • закреплять и углублять знания учащихся об окружающей действительности;
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, бусинами, бисером, крупами.
  • развивающие:
  • развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • совершенствовать движения рук;
  • развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развивать речь детей.
  • воспитательные:
  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • воспитывать и развивать художественный вкус;
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.
  • Условия реализации Программы: на обучение по Программе принимаются дети от 5 до 7 лет независимо от их творческих способностей. Зачисление ведётся в одновозрастные группы.Содержание программы: обучение по программе носит практико-ориентированный характер и строится на потребностях в конкретных знаниях и умениях, возникающих у учащихся при выполнении практических заданий. Важнейшим аспектом каждого раздела является обучение навыкам самостоятельной и групповой работы учащихся, что обеспечивает личностный рост каждого ребёнка.Планируемые результатыВ результате прохождения программного материала учащиеся имеют представления о:
  • некоторых видах бумаги и ее свойствах (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  • основных формах штриховки (вертикальная, горизонтальная);
  • основных правилах склеивания, нанизывания бусин, бисера;
  • некоторых приемах лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
  • материалах и приспособлениях для изготовления различных поделок;
  • о пальчиковых играх в комплексе со стишками;
  • о правилах использования инструментов и приспособлений, необходимых для изготовления творческой работы;
  • правилах техники безопасности.
  • Умеют:
  • правильно держать кисть, карандаш;
  • пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
  • работать с трафаретами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
  • использовать стеклярус, пайетки при изготовлении различных поделок;
  • нанизывать бисер, бусины различной формы и величины;
  • выполнять задания по словесной и зрительной инструкции.
  • Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:Личностными результатами освоения Программы являются следующие умения:
  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • формирование эстетических чувств, наблюдательности и фантазии;
  • формирование эстетической потребности, потребности в общении с искусством, природой, потребность самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;
  • умение анализировать и обсуждать собственную деятельность и работу других учащихся;
  • Метапредметными результатами изучения Программы являются следующие универсальные способности учащихся:
  • умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • умение слушать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
  • Предметными результатами изучения Программы являются следующие знания и умения:
  • знание основных видов бумаги и ее свойств;
  • умение называть предметы в окружающей действительности
  • использование в творческой деятельности различных материалов и элементарных техник;
  • с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • реализовывать творческий замысел;
  • овладевать навыками штриховки, нанизания бусин, застегивания пуговиц, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации.
  • Формы аттестации учащихсяВ процессе обучения по данной программе отслеживаются три вида результатов:
  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах учащихся);
  • промежуточные (по итогам изучения каждой темы проводится выставка работ);
  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год).
  • Данная система определения результативности учащихся дает возможность определить качество освоения темы в отдельности, так и программы в целом, а также проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.Оценка знаний и умений учащихся проводится с помощью итоговой самостоятельной творческой работы, где учитываются следующие критерии:-соответствие работы заданной теме;-оригинальность работы.Для текущего контроля уровня достижений учащихся используются такие способы, как:
  • наблюдение активности на занятии;
  • беседа с учащимися, родителями;
  • анализ творческих работ, результатов выполнения изделий за данный период.
  • Для проведения промежуточной аттестации: выставочный просмотр работ по завершению каждой темы.Для проведения итоговой аттестации по результатам освоения Программы используется итоговая выставка.Способ фиксации учебных и личностных результатов освоения Программы - уровни – высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Способ выявления – наблюдение.Таблица для фиксации учебных результатов учащихсяВысокий уровень (В) – ярко развиты образность и «творческость» воображения; результаты оригинальны, хорошо развита фантазия; широко используются различные способы творческих действий, активно используется предложенный материал; высокая степень цельности и метафоричности. Средний уровень (С) – результаты деятельности грамотны и выразительны, но недостаточно оригинальны; присутствует эмоциональная отзывчивость, интерес к выполнению заданий с предложенным материалом, но ребенок затрудняется в выполнении заданий. Низкий уровень (Н) – нет активного интереса к выполнению задания, не способен к самостоятельности, требуется помощь взрослого; работы шаблонны, неоригинальны - выполнение заданий вызывает у ребенка затруднения, не владеет системой творческих действий, предложенный материал использует не по назначению. Учебно-тематический планСодержание программыРаздел 1. Тема: «Вводное занятие»Теория: «Карандаш пришел с друзьями». Вводное занятие. Беседа о технике безопасности.Практика: Знакомство с группой. Рисование на свободную тему. Диагностика уровня сенсорного развития ребенка. Рисование на тему «Я и моя семья".Раздел 2. «Пальчиковые игры»Теория: Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры. Игры без предметов. Игры со специальными развивающими предметами. Игры с прищепками. Практика: Выполнение того или иного задания, упражнения, работа с мелкими предметами. Игра с пуговицами (рассортировать по цвету, форме). Бусы из пуговиц.Раздел 3. Тема: «Рисуночные задания»Теория: Рисование цветными карандашами. Рисунок на свободную тему.Рисование цветными карандашами. Раскрашивание рисунков. Рисование по трафаретам.Практика: Раскрашивание по трафаретам. Дорисуй узор (лабиринт, знакомство с клеткой, что лишнее). Дорисуй узор (штриховка, лабиринт) Дорисуй узор (нарисуй и расскажи). Раскрашивание рисунков по выбору.Раздел 4. Тема: «Работа с сыпучими материалами»Теория: Мешочки с крупой.Практика: Перебирание круп «Золушка». Выкладывание мозаики. Панно из круп «Летнее». Игра с горохом (выложить игрушку, кольцо, кубик). Панно из гороха «Веселые горошины». Игра с фасолью (рисунок по выбору). Панно из фасоли (по выбору). Аппликация с использованием круп и готовых шаблонов. Раздел 5. Тема: «Работа со шнурками, рукоделие»Теория: Шнурование разными способами. Картинки шнуровки «Грибочки». Картинки шнуровки «Лесные жители». Картинки шнуровки «Котята». Ниточки, веревочки и узелки. Ежик. Аппликация из ниток. Котенок. Аппликация с использованием ватных дисков.Практика: Шнурование по картинкам. Раздел 6. Тема: «Технология изготовления различных поделок»Теория: Аппликация «Осенний лист». Аппликация «Бабочка». Аппликация «Бабочка». Аппликация «Бабочка». Аппликация «Мухомор». Аппликация «Цветик-семицветик». Аппликация «Цветик-семицветик». Аппликация «Цыпленок». Аппликация «Цыпленок». Практика: Нанизывание бусин из коктельных трубочек. Работа с пластилином.Окончательная отделка аппликации «Осенний лист» стеклярусом. Раскрашивание. Работа с трафаретом. Окончательная отделка пайетками. Оформление пластилином. Оформление аппликации цветным рисом и пшеном.Раздел 7. Тема: «Моделирование (спички, трубочки)»Теория: Бусы из трубочек. Панно из спичек «Лошадка». Панно из спичек «Рыбка». Панно из трубочек «Домик». Комбинированное панно из спичек и трубочек.Практика: Изготовление бусин из коктельных трубочек. Изготовление панно.Раздел 8. Тема: «Работа с пластилином (изготовление поделок с добавлением различных материалов)»Теория: Мозаика на пластилиновой основе. Мозаика из риса и пластилина. Ежик с использованием пластилина и семечек. Цветочек с использованием пластилина и ватных палочек. Цветочек с использованием пластилина и тыквенных семечек.Практика: Изготовление поделок на пластилиновой основе.Раздел 9. Тема: «Работа с бисером, бусинами, пайетками»Теория: В царстве бусин, бисера. Практика: Браслет из крупного бисера. Бусы из крупного бисера. Бусы из крупного бисера, окончательная отделка. Стрекоза из крупного бисера. Стрекоза из крупного бисера, окончательная отделка. Цветочек из мелкого бисера. Цветочек из мелкого бисера, окончательная отделка. Бабочки из мелкого бисера. Бабочки из мелкого бисера, окончательная отделка. Рыбка из мелкого бисера. Рыбка из мелкого бисера, окончательная отделка. Комбинированные бусы из крупного и мелкого бисера. Комбинированные бусы из крупного и мелкого бисера, окончательная отделка. Что такое пайетки? Панно «Полянка» из пайеток. Необходимые материалы. Оформление панно пайетками. Подведение итогов курса. «Славно поработали!»Раздел 10. Тема: «Выставка» Практика: Оформление выставки итоговых работ.Материально-техническое и методическое обеспечение ПрограммыДля реализации Программы используются следующие методы обучения:Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
  • словесный (устное изложение, беседа);
  • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
  • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
  • объяснительно-иллюстративный учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковыйучастие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский самостоятельная творческая работа учащихся.
  • Методы,восновекоторыхлежитформаорганизации деятельности учащихся на занятиях:
  • фронтальный одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • индивидуальный индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
  • Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала.Использование наглядных пособий на занятиях повышает у учащихся интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.На занятиях используются все известные виды наглядности:
  • показ иллюстраций, работ, журналов и книг, фотографий, технологических карт;
  • демонстрация работ других учащихся для наглядности.
  • Ведущие педагогические технологии:
  • технология диалогового обучения;
  • игровые технологии;
  • технологии развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии.
  • Методическое сопровождение программы
  • методические разработки и планы-конспекты занятий;
  • учебно-тематический план;
  • календарно-тематический план;
  • ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий;
  • таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов;
  • наглядные методические пособия по темам;
  • работы учащихся, тематические иллюстрации;
  • - методическаялитература дляпедагоговпоорганизации занятий;- картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам;Материально-техническое обеспечение программыДля реализации программы используются следующие материалы:
  • Детские столы
  • Детские стульчики
  • Стол для педагога
  • Шкаф для хранения методического материала
  • Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем, иллюстраций
  • Пластилин обычный, 10-14 цветов
  • - Материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, проволока и др.)- Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупный бисер, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни и т.п.- «Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз», каштаны и т.п.)Приемы обучения     Большинству детей доставляют радость упражнения на развитие мелкой моторики, которые принимают вид занимательной игры.Пальчиковые игры могут быть двух основных видов: игры без предметов, игры со специальными развивающими предметами (выполнение того или иного задания, упражнения, работа с мелкими предметами).      При использовании в работе игр без предметов, подобраны упражнения с пальчиками, которые изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки должны быть с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать в действие все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения. После того как ребенок свободно выполняет движение, упражнения усложняются, добавляется речевое сопровождение (разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук).В процессе обучения используются игры со специальными развивающими предметами (спичками, катушкой и карандашом, с прищепками, разными шариками и мелкими предметами и др.). При выполнении таких упражнений у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и память (зрительная, слуховая) и вырабатывается алгоритм действия по условию и схеме. Все упражнения составлены с учетом постепенного перехода от простого к сложному и многократно повторяются.Для неумелых детских пальчиков очень полезна будет такая игрушка – тренажер для застегивания пуговиц.Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева", формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант), развитию речи, развивают творческие способности, усидчивость, способствуют улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.Мешочки с крупой – упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.Такие упражнение развивают мелкую моторику, развивают внимание; развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды).Упражнения с прищепками – развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.Упражнения с бусинами - отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно: пуговицы, бусы, макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».Занятия с продуктивной деятельностьюКроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука – глаз.        Раскраски для детей  - средство для развития мелкой моторики ребёнка.         Игры с конструктором, мозаикой  развивают не только образное мышление, но и фантазию, мелкую моторику рук.Упражнения в штриховке способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам, развитие внимания, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца.При выполнении заданий малыши учатся правильно держать карандаш, а позднее ручку; видеть границы штриховки, проводить различные фигурные и непрерывные линии ровно и красиво, стараться не отрывать карандаш от бумаги. Задания предполагают придумывание самим штриховых линий, что способствует развитию творческого воображения.     В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук.Используются следующие методы обучения:- объяснительно-иллюстративный;- репродуктивный;- проблемный;- частично-поисковый или эвристический.Список литературыОсновная литература:
  • Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики/Т. Ю. Бардышева - М., 2001. – 46 с.
  • Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 – 8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей/ О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова. – 2-е издание., испр. и доп. - М.: «АРКТИ», 2007 г. – 56 с.
  • Боричева Г.А., Сазонова А.В. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников / Г.А. Боричева, А.В. Сазонова. СПб.:Детство-Пресс, 2007. – 85 с.
  • Васильева-Гангнус Л. Уроки занимательного труда/ Л. Васильева-Гангнус. – М.: Издательство «Педагогика», 1997. – 125 с.
  • Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В.. Развиваем руки – чтоб учиться писать и красиво рисовать / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербина. – Ярославль, 1997. – 148 с.
  • Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать/ С. Е.Гаврина, Н. Л. Кутявина. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 160 с.
  • Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить»/ Г. Г.Галкина, Т. И. Дубинина – М., 2008. – 125 с.
  • Загороднева О.В. Организация работы в группах предшкольной подготовки/ О.В. Загороднева. – М.: АРКТИ, 2011. – 50 с.
  • Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графо-моторных навыков: Методическое пособие/ Г.М. Зегебарт, О.С. Ильичева. 2-е изд. – М.: Генезис, 2010. - 32 с.
  • Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии/ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М., 2001. – 205 с.
  • Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников/ Т.С. Комарова. – М.,1970. – 45 с.
  • Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку/ И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. – СПб. 2004. – 69 с.
  • Назарова А.Г. Игротренинг/ А.Г. Назарова. – СПб.: Детство – Пресс, 1999. – 36 с.
  • Подрезова И.П. Школа умелого карандаша/ И.П. Подрезова. – М., 2007. – 25 с.
  • Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму/ С. О. Филиппова. – СПб., 2008. – 95 с.
  • Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь/ В.В. Цвынтарный. – СПб., 1997. – 110 с.
  • Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества/ Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. – М.: Издательский дом «Федоров», 2000. – 150 с.
  • Яшина Н.Ю. Готовим детей к школе/ Н.Ю. Яшина. - Н.Новгород, 1996. – 85 с.
  • Дополнительная литература:
  • Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет/ О. Б. Иншакова – М.: Владос 2003, - 56с.
  • Синицына Е. Умная тетрадь/ Е. Синицына – М., 1999. – 50 с.
  • Соколова Е.В., Няньковская Н.Н. Готовимся к школе: учимся штриховать и раскрашивать.
  • Школа тетушки Совы. Развиваем моторику руки: Рабочая тетрадь для детей  3 – 4 лет.- М.: Омега, 2007. – 145 с.
  • Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е. А. Янушко. – М.: Мозаика-синтез, 2007. – 106 с.