"От слова-к тексту"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "От слова-к тексту"
Автор: Людмила Боходировна Лихтнер
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА «ЮРТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «От слова-к тексту» (направление-общеинтеллектуальное)8 класс Срок реализации-1 годАвтор:Лихтнер Людмила Боходировна, учитель русского языка и литературыс. Юрты2023 годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по внеурочной деятельности является составной частью основной общеобразовательной программы МКОУ Тогучинского района «Юртовская средняя школа».Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., регистрационный номер 17785 с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19682;- положение о рабочей программе внеурочной деятельности МКОУ Тогучинского района «Юртовская средняя школа»;- письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».Цель изучения курсаВнеурочная деятельность нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлена на обеспечение качественной подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.Задачи изучения курсаОсновные образовательные задачи курса:расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету; повысить уровень логического мышления учащихся; создать условия для формирования языковой компетенции ; восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики; выработать навык комплексного анализа текста; совершенствовать навыки работы над изложением.Развивающие задачи курса:развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи; способствовать развитию речи учащихся; совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой); способствовать эффективной подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку.Воспитательные задачи курса:формировать ключевые компетенции; повышать интерес к гуманитарному образованию; воспитывать грамотного гражданина РФ.Место курса в учебном планеВ учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса (вариативная часть). В целях повышения грамотности и культуры речи обучающихся 8 класса предложена внеурочная деятельность «От слова-к тексту», которая рассчитана на 34 часа: 1 ч в неделю.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЛичностные результаты:- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностейрусского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессеполучения школьного образования;- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явлениянациональной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;-достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств длясвободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;- интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты:Регулятивные УУД:- самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения.Коммуникативные УУД:- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;- владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Предметные результаты:- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);- владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным,изучающим) текстов разных стилей и жанров;- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свѐрнутости (пересказ, план, тезисы);- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своѐ отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения;- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиториейсверстников с небольшими сообщениями, докладом;- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема 1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2023-24г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.Тема 2. Текст. Сжатое изложение (4 часа).Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.Тема 3. Текст. Сочинение (9 часов).Критерии оценки задания . Структура сочинения на лингвистическую тему.Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. Аргументы. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Тема 4. Комплексный анализ текста. Выполнение заданий с кратким ответом(19 часов).Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.Тема 5. Заключение. Итоговый контроль (1 час). Анализ ошибок.Виды внеурочной деятельности:- теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний);- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).В каждом занятии прослеживаются три части:- теоретическая;- практическая;- игровая.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНКАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫМетодическая литература (в том числе КИМы)И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2023.Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова. Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ. - Ростов-на-Дону: Легион, 2021.ОГЭ 2023 по русскому языку, И.П. Цыбулько. 36 экзаменационных типовых вариантов. М.: Национальное образование, 2023. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» , Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» Российский образовательный портал Портал «Российское образование Русская фонетика: Интернет-учебник по фонетике русского языка Рекомендованная литература (в том числе ЦОР) Сайт «Культура письменной речи» http:// Проект «Русские словари» МЭО РЭШ Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 2020.–252с.Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка. / А.Н. Тихонов.– М.: АСТ. Астрель, 2001.–521сОжегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю Шведова.–М.: 2001.–940с. (или онлайн словарь Ожегова)Симакова Е.С. Русский язык: Сжатое изложение: Задание базового уровня сложности: С1: 9 класс./ Е.С. Симакова.- М.: Астрель, 2022.