Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
Автор: Пономарева Светлана Александровна

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ для родителей «развитие мелкой моторики рук для детей младшего возраста Разработала: воспитатель МБДОУ №3Пономарёва С. АЦель : - Привлечь родителей детей к совместной работе с их детьми; - Построение эмоционально – доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.Задачи : - Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ; - Дать родителям знания о значении мелкой моторики рук, в общем, и речевом развитии ребёнка; - Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.МАТЕРИАЛ: прищепки, шнуровальные планшеты, крышки, нитки; игрушки от киндеров, крупа, резиновые коврики, ленты разного цвета, носовые платочки, счётные палочки и т.д. ХОД СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМААКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:Воспитатель:Работая с детьми раннего возраста, я наблюдала за детьми и выявила такую закономерность: у большинства детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев.При обследовании детей выявилось, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые. Большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, липучек и т.д.Как выяснилось из ваших бесед, из анкетирования (дана была анкета по развитию мелкой моторики у детей), что многие слышали и знают, что мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи, а как её развивать вы не достаточно осведомлены.Многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук детей.Во многих семьях вместо пособий по шнуровке, были и есть большие игрушки, пластмассовые машины, куклы и т.д. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, но не стимулируют развитие мелкой моторики рук. Также уделяется мало времени совместным играм с детьми в домашней обстановке (из ваших слов дети дома не хотят заниматься).Из моей практике показало, что большинство родителей не считают полезными такие занятия как перебирание и пересыпание круп, манипуляция с мелкими предметами.Проанализировала всё это, я пришла к выводу о целесообразности проведения семинара – практикума на данную тему и предоставить для Вас выставку материала по развитию мелкой моторики рук.Выставка демонстрационного материала для родителей по теме.Итак, уважаемые родители, сегодня я хочу предложить Вам принять участие в семинаре – практикуме на тему: « Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» - Наверно каждый из Вас помнит своё детство. И глядя уже на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве…И конфеты были слаще и мороженое вкусней…Предлагаю Вам ненадолго окунуться в прекрасный волшебный мир детства.БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ.ВОПРОСЫ: - Занимались ли Ваши родители с Вами пальчиковой гимнастикой? Как? - Играли ли Вы сами с Вашими пальчиками? Расскажите как? - Как Вы играете с пальчиками Вашего ребёнка? -Воспитатель: - Уважаемые родители на ладони рук находятся множество биологических активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.Например: - мизинец – сердце; -безымянный - печень; - средний – кишечник; - указательный – желудок; -большой – голова.Поэтому пальчиковая гимнастика решает много задач в развитие ребёнка. - способствует овладению навыками мелкой моторики рук; - помогает развивать речь; - повышает работоспособность головного мозга; - развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; - развивает тактильную чувствительность; - снимает тревожность.Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательные. - Воспитатель: - Итак, уважаемые родители, представим на минуточку себя на месте ваших детей, поиграем…Пальчиковая гимнастика «Моя семья»(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)Пальчиковая гимнастика «Капуста»Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)Это что ещё за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)Как же быть без хрустаЕсли я капуста (пальцы полусогнуты, изображаем кочан)Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)Мы морковку трём, трём (кулаками трём друг об друга)Мы капусту солим, солим (щепотками)Мы капусту жмём, жмём (сжимаем и разжимаем кулаки) Воспитатель: Развитие мелкой моторики рук, способствуют не только пальчиковой гимнастики, но и разнообразные действия с предметами. Для развития мелкой моторики рук можно использовать различные предметы.В своей работе с детьми я использую пальчиковый игр тренинг с использованием подручного материала. Это может быть выкладывание узоров из бусин, пробок, цветных палочек, геометрических фигур, цветных шнурков; перебирание и пересыпание круп, нитками, прищепками и т.д.; а также рисование пальчиками на крупе, песке, рисование ладошками; разные виды шнуровок, разнообразные вкладыши, матрёшки, пирамидки, пазлы, мозаики и т.д. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Многообразие шнуровки представлены на выставке – такие игры с детьми развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки; развивают творческие способности, способствуют последовательности действий.Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки.Игрушки – шнуровки дают возможность придумать множество игр.Деревянная пирамидка помогает развивать мелкую моторику рук; логическое мышление; освоение новых форм, размеров, цвета; изготовлены из дерева несёт в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда тёплая на ощупь.Детям очень нравятся игры с прищепками.Прищепки имеются в каждом доме.Попав в руки ребёнка, прищепка может оказать положительное влияние на его развитие, если научить «играть» с ней. Например: изготовить дома в (домашних условиях) не так сложно, для этого понадобиться: картон, поделенный на равные сектора, цветная бумага и прищепки. Игра «Кто что ест», «Чьи следы», «Узнай по цвету,» «Узнай геометрическую фигуру» и т.д.Игра «Весёлые прищепки»Для данной игры нам понадобятся различные фигурки (солнышко, тучка, рыбка, ёжик и т.д.)Чтобы было нам с вами играть интересно и весело про каждую картинку я почитаю стишок, а вы будете прикреплять (иголки, лучики, дождик, пёрышки и т.д. в виде прищепок. - Тучка по небу гуляла,Все дождинки растеряла.Солнышко утром рано встаёт,Лучики тянет – тепло нам даёт. - Рыбка по волнам плывёт,И друзей к себе зовётРыбка – не простая,Рыбка – золотая! - Ёжик, ёжик, где гулял?Где колючки потерял?Ты беги скорей к нам ёжик,Мы сейчас тебе поможем. Воспитатель: Ещё одна игра с прищепками.Игра «Кыш» Сильно кусаетКотёнок глупыш!Он думает, что этоНе палец, а мышь!Но я же играю с тобою малыш!А будешь кусаться – скажу тебе:«Кыш»! (прищепкой родители прищепляют фалангу пальцев правой руки, затем левой) - Воспитатель: - Далее игры с нитками или шнурки можно применять.(выложить дорожку с ниток по образцу , кто чем питается)Игра «Носовые платочки»(возьмите носовой платок за уголок, как можно, комкая целиком, вобрать его в ладонь)При этом необходимо использовать пальцы только одной руки, вторая не помогает.Играем под стихотворение: - У меня живёт про глот – Весь платок он скушал, вот!Сразу стало у проглота,Брюхо как у бегемота!Используем для развития мелкой моторики пробки от пластиковых бутылок.(Две пробки от пластиковых бутылок кладём на стол резьбой вверх). Это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делаем по шагу на каждый ударный слог:«Ходилочки – шагалочки»Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,Мы любим забавы холодной зимы.В своей работе с детьми я использую игрушки от киндеров, спрятаны в крупе, дети ищут игрушки, достают и называют, какая игрушка была спрятана. Сейчас мы с вами поиграем в эту игру.Используем в своей работе с детьми игры со счётными палочками и т.д.Уважаемы родители, сегодня я Вам показала, как мы проводим игровые упражнения по развитию мелкой моторики рук в группе, и, которые вы можете взять себе на вооружения для занятий дома.Если проделанная работа нами в детском саду не будет подкрепляться и закрепляться дома – результат мы не получим.В заключении нашей встречи хочется пожелать творческих успехов Вам и Вашим детям.Я хочу подвести итог нашей с вами встречи словами В. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».