"Профилактика и коррекция отклонений в поведении детей в условиях СРЦ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Профилактика и коррекция отклонений в поведении детей в условиях СРЦ"
Автор: Лукьянова Алла Александровна

Статья для публикации в сборнике «Современный подросток: типичные возрастные трудности, проблемы, пути их решения»ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРАКаждый взрослый человек рано или поздно сталкивается с тем, что ему бывает трудно с ребёнком: «требую - не выполняет», «я к нему с лаской, а он грубит», «прошу – не хочет», «хочу как лучше, а он не принимает моей помощи», «стараюсь помочь – он отвергает усилия», «дал слово, клялся, что больше не будет, а сам…», «всё знает, всё понимает, а делает наперекор», «думала подрастёт и поумнеет, а он вообще как с цепи сорвался», «попробовала поговорить с ним откровенно – он вообще замкнулся». Каждому педагогу знакомы эти и подобные сетования родителей. Да и самих педагогов множество детско-подростково-юношеских проблем ставит в тупик, приводя к слову «трудно». Дети приобретают столь "неприглядный" социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска. Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:
  • медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);
  • социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
  • психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и тд.);
  • педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
  • Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:
  • дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
  • дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
  • Данные категории детей, как правило, нуждаются в социально-педагогической реабилитации.Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования. Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется в реабилитационных центрах. В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностика; создание и реализация реабилитационной программы; постреабилитационная защита ребенка.Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на выявление причин деформации в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка.  Социальные педагоги и воспитатели проводят общую оценку уровня социального развития несовершеннолетних, при помощи наблюдения подростков в процессе их общения, учебы, повседневной деятельности.Для выявления уровня социального развития подростков в нашем учреждении была разработана карта социально-педагогического обследования дезадаптированных подростков. За основу мы взяли диагностику, разработанную С.А. Беличевой. Она включает в себя ряд показателей уровня социального развития подростка. Оценка производится по пятибалльной системе.Предлагаемая диагностика помогает дать более полное, объективное представление о личности дезадаптированного подростка и выявить наметившиеся тенденции его социального развития. Диагностика проводится в три этапа:I этап - в течение 7-14 дней со дня поступления несовершеннолетнего в отделение социальной реабилитации;II этап - через 1-2 месяца пребывания несовершеннолетнего в Центре;III этап - к моменту выбытия несовершеннолетнего из Центра.Результаты диагностики строятся в виде графика.По итогам диагностики разрабатывается индивидуальная комплексная программа реабилитации несовершеннолетнего,  которая включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Для решения выявленных проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении подростка по следующим направлениям:
  • Информирование – представление информации о негативных медицинских, социальных и правовых последствиях проблемного поведения (правонарушений, курения, употребления алкоголя и наркотиков).
  • Данное направление основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а, следовательно, основным направлением работы становится информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. В нашем центре это осуществляется через организацию работы интеллектуального клуба «Подросток», на заседаниях которого происходят встречи несовершеннолетних с сотрудниками правоохранительных органов, беседы с наркологом, врачом-педиатром, просмотры видеофильмов, тематические и ролевые игры.
  • Массовые профилактические мероприятия. Данное направление работы, способствует пропаганде здорового образа жизни, необходимости правовых знаний. Для реализации данного направления проводятся следующие мероприятия: месячник борьбы с вредными привычками «Вредным привычкам скажем «нет», акции «Конфета за сигарету», «День здоровья», декада правовых знаний «Не оступись».
  • Программы формирования жизненных, социально-бытовых навыков и профориентации. В нашем учреждении разработаны и реализуются следующие программы:
  • «Правовик», целью которой является формирование социально-приемлемых форм поведения на основе развития мотивационно-ценностных устремлений к социальной интеграции в обществе;
  • «Калейдоскоп профессий» с целью создания условий для формирования у воспитанников целостных знаний о мире профессий и помощи в профессиональном самоопределении;
  • по трудовому реабилитационному обучению: «Умелые руки», «Работа с деревом». Целью данных программ является формирование у детей трудовых навыков, развитие художественно-творческой активности, приобретение навыков работы с различными инструментами и материалами;
  • «Здоровый образ жизни», цель которой формирование потребности вести здоровый образ жизни, развитие навыков поведения, препятствующих употреблению психоактивных веществ, охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
  • 4. Организация «альтернативной деятельности». Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Система работы по организации досуговой деятельности в нашем центре, нацелена на то, чтобы дать воспитанникам установку на правильный, социально одобряемый образ жизни, способствовать формированию устойчивых привычек в поведении, отношении к людям, к делу. Для этого проводятся такие мероприятия: рыцарский турнир под девизом «Мы растем для мирных побед», выездной концерт для ветеранов «Тропа памяти», акция «Открытка ветерану», экскурсии в эколого-исторический музей, город-герой Волгоград, Ростов-на-Дону, спектакль «Мама лучшая на свете» и др.В Центре организованы две творческие и трудовые мастерские для мальчиков и девочек, где реализуются программы трудового воспитания и развития творчества «Радиотехника», «Работа с деревом», «Умелые руки». Формированию нравственно-волевых качеств способствует организация спортивно-оздоровительной работы:
  • вовлечение подростков в спортивные секции (посещение секции горного туризма и скалолазания «Ирбис»);
  • организация досуга с элементами контролируемой опасности и преодоления трудностей (походы, тренинги-испытания, спортивные соревнования, посещение скалодрома).
  • 5. Укрепление здоровья. В нашем учреждении созданы условия для формирования здоровьесберегающей среды и внедряются следующие здоровьесберегающие технологии:
  • рациональная организация реабилитационно-воспитательного процесса;
  • организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • просветительская работа с несовершеннолетними;
  • организация системы методической работы с педагогами;
  • организация летнего оздоровительного отдыха несовершеннолетних.
  • Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.Специалистами нашего учреждения разработан комплекс мер, в который вошли следующие мероприятия:
  • проведение бесед с родителями, направленных на повышение уровня педагогической компетенции;
  • создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;
  • индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
  • контроль организации нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;
  • организация праздничных мероприятий для проведения совместного досуга семей;
  • организация встреч родительского клуба «Протяни навстречу руку»;
  • помощь в организации разумной деятельности ребенка (привлечение к кружковой работе);
  • меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.
  • Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.Работа, проводимая специалистами нашего центра, позволяет приспособить, адаптировать «трудных» подростков к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими. Используя накопленный социально-педагогический опыт, мы помогаем подросткам и их родителям решать проблемы так, чтобы они служили позитивному развитию и не усложняли, а улучшали мир окружающих их людей. Старший воспитатель ГБУСОН РО «СРЦ г. Волгодонска» Горбоконь Г.Т.Социальный педагог ГБУСОН РО «СРЦ г. Волгодонска» Трайдак Е.И.