″Здоровьесберегающие технологии на уроках начальной (коррекционной) школе в условиях реализации ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ″Здоровьесберегающие технологии на уроках начальной (коррекционной) школе в условиях реализации ФГОС
Автор: Ситникова Раиса Леонидовна

Здоровьесберегающие технологии на уроках начальной (коррекционной) школе в условиях реализации ФГОС«Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни». ФГОС НОО определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей. Одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдение охранительного режима, так как обучающиеся — дети с поражением центральной нервной системы. Специальными исследованиями доказано, что такие дети чаще, чем их сверстники, имеют физическую ослабленность, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. Кроме того, для большинства детей характерны проявления двигательной недостаточности: нарушения равновесия и координации движений, мышечного тонуса, осанки. У детей нарушена нейродинамика и затруднено формирование межанализаторных связей: зрительно — двигательных и др. все больше становится число учащихся, имеющих сложные дефекты развития (например, органическое поражение нервной системы и нарушение зрения). Несмотря на большой объем традиционных здоровья охранительных мероприятий, их резерв, далеко на исчерпан. Здоровьеразвивающий характер обучения достигался использованием ряда методов и приемов. Проектирование здоровьесберегающей воспитательно-образовательной среды рассматривается в нашей школе в качестве важнейшего элемента по сохранению и укреплению здоровья учащихся.  Здоровьесберегающая воспитательно-образовательная среда школы включает в себя следующие компоненты1. Ежегодный анализ изменений состояния здоровья учащихся, определение группы здоровья на основе диспансерного обследования детей врачами-специалистами; 2. Плановая вакцинация, с целью профилактики различных заболеваний; 3. Ежегодные медосмотры персонала школы; 4. Оснащение медицинского блока всем необходимым оборудованием; 5. Замена светильников искусственного освещения, приобретение новых школьных досок, с целью создания внутришкольных условий, способствующих сохранению здоровья учеников; 6. Организация образовательного процесса с учетом функционального развития и здоровья школьников; 7. Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс посредством коллективно-групповых способов обучения, уровневой дифференциации, повышения познавательной активности учеников; 8. Активное внедрение технологии психолого медико -педагогического сопровождения; 9. Работа психолого медико -педагогический консилиума. На консилиуме составляется профессиональный разговор о каждом ребёнке конкретно на уровне медицинских работников, психолога, логопеда, учителя, воспитателя. Эта форма работы позволяет проследить развитие ребёнка, изменения в динамике; 10. Реализация программы профилактики правонарушений, позволяющей обеспечить безопасность детей, как в процессе обучения, так и за стенами школы. В рамках данной программы проводится работа с детьми, имеющими отклонения в поведении, учащимся предоставляется возможность посещения различных кружков, клубов или секций; 11. Родительский всеобуч в рамках работы школьного центра. Совместно с родителями проводятся классные часы, родительские собрания, организуются занятия, на которые администрация приглашает врача-педиатра, психолога; 12. Включение в режим дня школы комплекса оздоровительных мероприятий: -утренняя гимнастика, - прогулка. Прогулка в режиме дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся; -реализацию программы «Учись быть здоровым» по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья; -воспитательские часы; -физкультминутки на уроках и самоподготовках, гимнастика для глаз; - подвижные игры на переменах; -спортивные часы во второй половине дня; -общешкольные спортивные соревнования; -дни здоровья; -беседы врача ,выпуски газет, направленных на профилактику заболеваний и формирование здорового образ жизни; -занятия лечебной физкультурой. В кабинете лечебной физкультуры имеются велотренажёры, тренажер «ступеньки», ленты, кегли, палки, обручи, мячи, беговые дорожки, «сухой бассейн»; 13. Работа с педагогами по сохранению психоэмоционального и личностного здоровья; 14. Работа с педагогами по повышению компетентности в сфере здоровьесбережения;  15. Ежегодная сезонная витаминотерапия блюд с повышением содержания аскорбиновой кислоты; 16. Ежедневная витаминизация, путём включение в рацион овощей, фруктов, сока; 17. Ежегодный мониторинг в целях изучения состояния здоровья и особенностей развития учащихся.  Проектирование здоровьесберегающей воспитательно-образовательной среды рассматривается в нашей школе в качестве важнейшего элемента по сохранению и укреплению здоровья учащихся.В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают… Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе, прогулки проводятся ежедневно. Большое внимание отводится гигиене: у всех учащихся имеется сменная обувь, перед едой строго моют руки. Помещение в котором учатся дети постоянно проветривается и имеет оптимальную температуру. Таким образом изложенные выше материал выше показывает, применение здоровьеразвивающих технологии, дающих не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются  творческие способности. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.БИБЛИОГРАФИЯ1. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.