Интегрированные уроки по математике, окружающий мир в 4 классе.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированные уроки по математике, окружающий мир в 4 классе.
Автор: Габдулгалимова Фарида Фаритовна

Открытый интегрированный урок. Математика.Окружающий мир 4 класс.
Тема: Закрепление. Жизнь пчел.
Цели:
Совершенствовать навыки деления, умножения многозначных чисел на двузначное, трехзначное, умение читать многозначные числа; решать задачи
Вырабатывать навыки устного счёта;
Способствовать развитию мыслительных операций, воображения детей, интереса к предмету.
На примере пчелы расширять представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе;
Решать предпринимательские задачи.
Задачи:
Образовательные:
Повторить алгоритм деления , умножения многозначных чисел на двузначное, трехзначное отрабатывать умения делить данные числа, читать многозначные числа.
Вспомнить определение неравенства, форму записи;
Повторить название и правила нахождения неизвестных компонентов при умножении, делении и вычитании.
Развивающие:
Развивать умения работать с текстом задачи, работать самостоятельно;
Развивать память, внимание, творческое воображение, образное и логическое мышление;
Развивать речь, словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать стремление к получению новых знаний;
Воспитывать коммуникативные качества, умение слушать и высказывать своё мнение, уважать мнение других;
Прививать бережное отношение к окружающему нас миру.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, аналитико-синтетический.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
Приёмы: устный счёт, работа у доски, решение задач, выражений.
Технология: личностно-ориентированная.
Оборудование: учебник Математика, 4 класс, авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова и др., презентация, письменные принадлежности, тетради.
Ход урока.
I. Организационный момент. (1мин.)
- Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей.
Посмотрите мне в глаза, улыбнитесь друг другу и тихонько сели.
Великая радость - работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!
- Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждёт большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
II. Работа в тетрадях. (1мин).
Записать дату: 17 апреля.
Классная работа.
III.Устный счёт. (4мин).
-Образцом трудолюбия , взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеником во всём мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку Лежит кучка поросят, кто ни тронет – завизжат. Сомневаетесь в ответе? А если вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке убывания и соотнесите их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку. (Слайд 1)
(Примеры записаны на доске)
Ы 4 · 8 – 27 : 3 = 23
Е 6 · (89-83) + 8 = 44
П 6 · 7 + 28 = 70
Ч 100 – 6 · 9 = 46
Л 90 – (3 6 + 30) = 24
70,46,44,24,23 /пчелы/
- Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.
- Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси в день Св.Зосимы отмечали праздник пчелы. Согласно преданию Бог послал Зосиму и Савватия принести Божью работницу в землю Египетскую. День Св. Зосимы отмечают 30 апреля.
IV. Сообщение темы урока. (1мин)
- Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчел. Но это не так. Все в их жизни подчинено определенным законом, все находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на отлично. Пчелы хранят много тайны о себе, человек до сих пор не смог их всех разгадать.
Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир пчел. Но пчелы не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Основными заданиями будут упражнение в делении на двузначное число, решении задач, составлении неравенств. Справившись с ними, мы узнает много интересного. Итак, в путь за пчелой.
V. Работа над закреплением пройденного материала. (30мин)
1. Решение выражений на деление с объяснением.
- Её дорога начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. Вот и мы у себя в классе построим пасеку. (Слайд 2)
(выполняется задание №280 на с. 55 учебника у доски с объяснением)
192480:24=8020 146880:36=2080 143520:16=8970
- Молодцы, вы справились с заданием и наши улья оказались именно таким цветом. Благодаря этой расцветке они меньше перегреваются на солнце, да и других цветов пчела просто не различает. Но зато она видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны. С их помощью она видит сквозь листья.
2. Задание на смекалку.
- Угадайте, сколько глаз у пчелки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и еще раз полстолько. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз.2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними).
3. Решение задач.Работа в группах Мы предприниматели
Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа и закрывается в 20 часов. Сколько часов длится рабочий день пчелы? (16ч.)
-Как узнали?
- А сейчас давайте узнаем сколько часов трудятся люди некоторых профессий. Решим задачу на с.55, №279(1). (Слайд 3)
- Прочитайте задачу? О чем говорится в задаче? (о токаре, который изготавливал детели).
Кто такой токарь? (Токарь – это рабочий-специалист, по механической обработке твёрдых материалов (металла, дерева)). (Слайд 4)
- Что означает число 10? (сколько деталей изготавливает за 1 час)
-Что означает число 70? (Сколько деталей изготавливает за весь свой рабочий день)
- Для удобства решения составим краткую запись в виде чего, как вы думаете? (таблицы)
За 1 час Кол-во ч Всего деталей
10ч ?ч 70д.
-Можно сразу ответить на вопрос задачи? (Да.)
-Запишите решение и ответ .
70:10=7(ч.)
Ответ: 7 часов работал мастер?
-Прочитайте задачу 279 (2). (Слайд 5)
Чем она отличается от первой? (В этой задаче работают два токаря и надо узнать, за сколько часов они вместе отработают 90 деталей).
- Запишем условие в виде краткой записи? Что в краткой записи останется неизменным?
За 1 час Кол-во часов Всего деталей
1т.-8д. ? ? ч. ?90д.
2т.-7д. ??
- Ребята, как вы думаете, что сначала надо найти? (Сначала надо узнать, сколько всего деталей они обработают вместе за 1 час).
-Как это можно найти? (надо сложить 8 и 9)
- А потом мы сможем ответить на главный вопрос задачи? (Да)
-Каким действием? (Надо 90 разделить на полученное число)
-Запишите самостоятельно решение задачи:
1)8+7=15(д.)- вместе за 1 час
2) 90:15=6(ч.)
Ответ: за 6ч обрабатывают вместе 90 деталей.
4.Решение примеров (самостоятельная работа)
- Ребята, сейчас по вариантам вы выполните самостоятельную работу. Тем самым мы узнаем ещё что-то очень интересное из жизни пчёл. (Слайд 6)
I вариант ответит на первые два вопроса, решив первые два выражения, а II вариант на следующие два вопроса, решив 3, 4 выражения.
1) За всю свою недолгую жизнь протяжённостью в 2 месяца пчела собирает несколько грамм нектара. А сколько - вы узнаете, решив пример
6750:45=150
2)В состав мёда входит много полезных для здоровья человека веществ. А сколько - вы узнаете, решив пример
16800:56=300
3)Чтобы нектар превратился в мёд, пчела, изготавливающая его, выпускает нектар изо рта и вновь проглатывает его. Сколько же раз она проделывает эту операцию?
5040:21=240
4) Пчела летит к цветку со скоростью 65 км/ч. Движение её крыльев незаметно для нас, так как она очень быстро ими машет. Сколько взмахов в секунду она совершает, вы тоже сейчас узнаете.
7480:17=440
(работа в парах)
VI.Физкультминутка
1.Пчёлы в ульях сидят
И в окошко глядят,
Порезвиться захотели-
Друг за другом полетели.
2.Гимнастика для глаз.
Круг. Обводим глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Квадрат. Переведите взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счёт
1-6.
VII.Этап контроля и самоконтроля
1.Работа с неравенствами в парах.
- Вспомните, что называется неравенством? (Записи, в которых есть знаки больше, меньше).
-с.55 №284 выполните в парах, доказывая друг другу, что неравенства верны.
-Кто справился с заданием? Докажите. Проверьте. (Слайд 7)
2. Решение уравнений.
-Молодцы, ребята, вам всего по 10 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения ,вы узнаете ещё одну тайну пчелы. (Слайд 8)
x*81=486 180:х=15
29*х=551 403-х=377
От рождения до 6 дней- пчёлы убирают в улье.
От 6 до 12 дней- кормит лечинок и матку.
От 12 до 19 дней- строит из воска соты.
От 19до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.
В почётном пенсионном возрасте , около 40 дней , пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.
3. Нахождение периметра шестиугольника.
Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Пчелиные соты строятся из воска и имеют определённые размеры – диаметр5,4мм. Присутствующая у нас на уроке пчёлка больше настоящих пчёл, поэтому и соты наши большие. Длина стороны нашего шестиугольника равна 8 см. Давайте узнаем его периметр. Что называется периметром? Как его найти? (Слайд 9)
Найти периметр самостоятельно.
VIII. Подведение итогов урока (2 мин)
-Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего не прося в замен. Ведь без опыления растений не будет ни семян, ни плодов.
Без пчелы не сможет человек отведать ценнейшего лекарства- мёда, воспользоваться воском, который может вырабатывать только пчела. Чем больше пчёл вылетит на работу, тем больше урожай мы соберём. Тем краше будет наша Земля от благоухающих цветов. И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от неё, боясь её укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Недаром в пословице молвится Ни пчелы без жала, ни розы без шипов. Все мы восхищаемся королевой цветов - розой, она радует нас красотой своей, восхитительным ароматом. Пчела не так красива внешне, но как прекрасна пользой, которую приносит нам. Запомните: даже укус пчелы, который для неё является смертельным, человеку полезен. Ничего, кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.
VIII. Дом. зад. (1мин)
С.55№ 281 1 ряд (1стр), №283
2 ряд (2стр.)
3 ряд (3стр.) (Слайд 10)
IX. Рефлексия. (Слайд 11)
-Какое задание по-вашему мнению было самое интересное?
-Какое самое сложное?
-Какая работа понравилась больше: все вместе, самостоятельно, в парах?
В жизни человека важное место занимает финансовое благополучие.
Наше время открыло перед людьми много возможностей для занятия личнойпредпринимательской деятельностью, для открытия своего дела.
Для занятия личнойпредпринимательской деятельностьюнеобходимо основательно изучить то, чем собираешься заниматься, грамотно все рассчитать и умело распоряжаться полученными средствами – что без математики точно невозможно.
Пчеловодство – это древнейшее ремесло , которое способно внести ощутимые финансовые вливания всемейный бюджет.
В нашем районе и в нашем селе с каждым годом увеличивается число жителей, держащих пчел, несмотря на то, что это очень трудоемкая работа.
Давайте посчитаем на сколько рублей можно пополнить семейный бюджет, имея пчел в личном хозяйстве (в расчете на 1 улей).Цифровые данные предоставлены пчеловодом с. НиколаевкаНачинающий пчеловод покупает:
1 улей – 200 рублей,
12 рам – 12*80=1000 рублей
Магазинные рамки – 500 рублей
1 пакет с пчелами – 3000 рублей
Транспортные расходы – 1500 рублей
Отопление зимой – 1000 рублей
Итого вложено: 9000 рублей.
При благоприятных приятных условиях от одного улья можно получить 28кг меда. Если реализовать 1 кг меда в среднем по цене 600 рублей, то мы получим
28*600=16400 (рублей)
Вычтем из данной суммы расходы
16400-9000=7400 (рублей)
Получим 7400 рублей чистой прибыли.
С увеличением числа ульев расходы на содержание уменьшаются, потому что транспортные расходы и расходы на отопление зимой распределяются на все улья.
Если в личном хозяйстве в 5 ульев, чему будет равна прибыль?
Из вложенной суммы нужно вычесть транспортные расходы и расходы на отопление, умноженное на 4.
9000*5-4*2500=45000-10000=35000 (рублей).Доход от 5 ульев:
16400*5=82000 (рублей)
Чистая прибыль 82000-35000=52000 (рублей)
Итак, имея 5 пчелиных семей, можно пополнить семейный бюджет на 52000 рублей.
Вложив деньги и кропотливый труд, математически точно все рассчитав, можно получить хорошую прибыль и приумножать эту прибыль из года в год.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 (МОУ СОШ №3)
Открытый урок по математике
в 4 Г классе.
Тема: Деление на двузначное число. Закрепление.
Учитель : Гетман Татьяна Александровна
Первая квалификационная категория,
13 разряд.
ст. Брюховецкая
2008 год.