устный счёт


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: устный счёт
Автор: Айгуль Ахметгалимовна Сарбаева

Задания для устного счёта в 1 классе.1. Рассели жильцов.Цель: закрепление знаний о составе числа.Это – числовой домик. На каждом этаже две квартиры.  В треугольнике живёт хозяин дома. На одном этаже может жить столько жильцов, сколько обозначает число - хозяин домика. Ваша задача расселить жильцов.2. Незадачливый математик.Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания;На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:2+3=_     3+_=4     _+8=9     4+_=7     4_3=1_-4=4     7-_=2     9+_=9     _-6=3     7+_=19_2=7     5+_=9     2+_=5     3_5=8     3_3=0Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и знаками (2, 8, 10,9,+) и рисунок медвежонка. Детям предлагается ситуация: медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листочках. Подул ветер, и листики разлетелись. Мишутка очень расстроился: как же теперь ему быть?Надо помочь медвежонку вернуть листики с ответами на свои места.Можно использовать данное задание на слайде. Очень удобно по щелчку возвращать нужные листочки с ответами на место3. Забей мяч в корзину.Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания.На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа. Задание: придумать как можно больше примеров, ответом на которые будет число над корзиной.                                                4. Расшифруй слово.Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания. Решите примеры. Расшифруйте слово, расположив ответы в порядке возрастания.4+3=     и               7-2-1=       н          3-2+6=    и           7+0+1-4=4   с6-2=     ж               5-4+1=       о          5+1+2=    м           4-1+6-7=2   о2+6=     е               4-1-2=       с          9-3-3=    ц           7-5+1+3=6   я10-4=    н               2+2+2=       е          8-5+1=    н           2+3+4-8=1   р7-4=     о               3+4-2=       ц          4+3-2=    а           9-9+5-0=5   и10-5=    е               4-3+2=       л          6+2-7=    у           6-4+6-5=3   с5-3=     л               (Солнце)                (Умница)              (Россия)9-8=     с(Сложение)5. Задачи в стихотворной форме.Цель: отработка навыков устного счета в пределах 20. Задачи читаются учителем вслух.Пять малышек- медвежатМама уложила спать.Одному никак не спится,Скольким сон хороший снится?(5-1=4)Цапля по воде  шагала,Лягушат себе искала.Двое спрятались в траве,Шесть – под кочкой.Сколько лягушат спаслось?Только точно!(2+6=8)В хоре семь кузнечиковПесни распевали.Вскоре два кузнечикаГолос потеряли.Сосчитай без лишних слов,Сколько в с хоре голосов?(7-2=5)Ёжик по грибы пошёл,Десять рыжиков нашел.Восемь положил в корзинку,Остальные же – на спинку.Сколько рыжиков везешьНа своих иголках ёж?(10-8=2)Что так начало греметь?Ульи строит наш медведь.Ульев сделал он лишь семь-На два меньше, чем хотел.Сколько ульев хотел сделать мишка?(7+2=9)При решении более сложных задач (в два действия) можно выставить карточки с прозвучавшими в стихах числами. А знаки действия дети ставят самостоятельно.Ветер дунул – лист сорвалИ ещё один упалА потом упало пять.Кто их может сосчитать?(1+1+5=7)В кузове моем лежат.Два опенка, пять маслят,Пара рыжиков  румяных,Сколько всех грибов, ребята?(2+5+2=9)Дружно муравьи живутИ без дела не снуют.Два несут травинку,Три несут былинку,Пять несут иголки.Сколько муравьев под елкой?(2+3+5=10)Забежал щенок в курятник,Разогнал всех петухов.Три взлетели на насест,А один в кадушку влез,Два – в раскрытое окно.Сколько было их всего?(3+1+2=6)У меня стоят на полкеДва зеленых лягушонка,Два медведя и  мышонка,И чудесный кукушонок.А еще стоит слоненокИ щенок с зашитым ухом,Розовенький  поросенокС красной пуговкой на брюхе.А теперь хочу послушать:Сколько у меня игрушек?(2+2+2+1+1+1+1=10)Надоело нашей ЛеночкеПо слогам слова читать.Стала наша девочка Во  дворе ворон считать:«Одна на дереве сидит,Ещё одна  в окно глядит,Три сидят на  крыше,Чтобы все слышать!»Так скажите, сколько птицНасчитал наш ученик?(1+1+3=5)Полюбили ребятишкиПриключенческие книжки.Прочитал десяток Коля,На  две книги меньше – Оля,Сосчитайте, ребятишки,Все прочитанные книжки.(10+8=18)В  «Газике» ехало семь пассажировНа автостанции вышло четыре.Двое в автобус вошли у вокзала.Сколько людей в том автобусе стало?(7-4+2=5)6. Задачи на развитие логического мышления.Цель: развитие логического мышления, внимания, памятиИван царевич скакал на коне в Кощеево царство. Навстречу ему скакали на конях три богатыря. Сколько всего коней скакало в Кощеево царство? (1)Кай и Герда одновременно построили крепости из снега, но Герда начала строить раньше Кая. Кто работал быстрее? (Кай)Даша и Маша получили в школе пятёрки: одна – по математике, другая – по литературе. По какому предмету получила пятёрку Даша, если Маша получила эту оценку не по математике? (Даша по математике, Маша по литературе)Пьеро, Мальвина и Буратино спрятались от Карабаса Барабаса в доме папы Карло. Один под кроватью, другой - в шкафу, а третий — в печке. Известно, что Буратино в печку не полез, Мальвина не пряталась под кроватью и в печке. Кто где спрятался?  (Мальвина в шкафу, Буратино под кроватью, Пьеро в печке)В понедельник Незнайка нарисовал одного коротышку, во вторник – двоих, в среду – троих и так до конца недели. Сколько коротышек нарисовал Незнайка в воскресенье? (7)Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле? (карандаш)Юра и Петя подошли к реке.Лодка, на которой можно переправиться, вмещает одного человека. И все же, без посторонней помощи, ребята переправились на этой лодке. Как им это удалось? (ребята подошли к левому и правому берегу одной реки.)7. Задачи-шутки.Цель: развитие критического и логического мышления.Три мальчика, Коля, Петя и Миша, отправились в магазин. По дороге они нашли 3 рубля. Сколько бы денег нашёл один Миша, если бы он пошёл в магазин? (3 рубля)3 товарища шли в школу на занятия во вторую смену и встретили еще двух товарищей - учеников первой смены. Сколько всего товарищей шло в школу?(3 товарища)Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько осталось свечей? (2 свечи)Что тяжелее - килограмм ваты или килограмм железа?(одинаково)Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек)Сколько орехов в пустом стакане?(нисколько)Если съесть одну сливу, что останется? (косточка)Задания для устного счёта во 2 классе.1. Незадачливый математик. (как в 1 классе)Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания; умножения и деления.На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:66+21=_            33_3=11            100_9=900            47_12=5954_15=69    4_3=12             56_8=48              66_1=66_+34=76            43-_=89            78+12=_              _+13=152. Лабиринт.Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания.Учащиеся должны пройти через двое ворот лабиринта таким образом, чтобы значение суммы равнялось 13.3. Разгадайте ребус.Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания, развитие логического мышления._ _ - _ = 8Возможны несколько вариантов ответов к ребусу:10 – 2 = 811 – 3 = 812 – 4 = 813 – 5 = 814 – 6 = 815 – 7 = 816 – 8 = 817 – 9 = 84. Круговые примеры.Цель: закрепление навыков вычитания и сложения круглых чисел.Примеры подбираются так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлось началом другого. Ответ последнего примера совпадает с началом первого.5. Соедините числа с их суммой разрядных слагаемых.Цель: закрепление разрядного состава двузначных чисел.36             40 + 863             80 + 448             30 + 684             60 + 36. Соедините выражения с одинаковыми значениями, не вычисляя.Цель: закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.7 + 6            9 + 69 + 8            8 + 35 + 7            6 + 76 + 9            8 + 93 + 8            7 + 56. Прочитайте только примеры с ответом 50.Цель: закрепление действий над круглыми числами;20 + 30                        80 – 4020 + 20                        70 – 2010 + 40                        90 – 3060 – 20                        40 + 1030 + 20                        70 – 3040 + 20                        90 – 407. Задачи на сравнение.Цель: развивать умение находить сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.1. Чем похожи числа?а) 7 и 71;б) 77 и 17;в) 31, 38, 345;г) 24, 54, 624;д) 5 и 15;е) 12 и 21;ж) 20 и 40;з) 333 и 444.2. Чем похожи и чем отличаются числа?а) 5 и 50;б) 17 и 170;в) 201 и 2010;г) 8 и 800;д) 14, 16, 20, 24.3. Сравнить числа:а) 26 и 4;б) 31 и 48.4. Сравнить фигуры:а) треугольник и четырёхугольник;б) круг и квадрат;в) прямоугольник и квадрат;г) прямоугольник и ромб.8. Математические выражения.Цель: развивать умение находить сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.1. Даны математические выражения: 3 + 4 и 1 + 6Сравнить их между собой.Ответ:1) одинаковый знак действия (сложение);2) первые слагаемые меньше вторых;3) первые слагаемые – нечётные числа, а вторые – чётные;4) в каждом выражении по два слагаемых;5) результаты сложения одинаковые.2. Даны математические выражения, сравнить их между собой.а) 7 – 2 и 9 – 4;б) 15 : 3 и 25 : 5;в) 5 •6 и 15 • 2.9. Сравнение чисел и фигур.Цель: развивать умение находить сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.1. Назвать группу чисел одним словом:а) 2, 4, 7, 9, 6;б) 12, 18, 25, 33, 48, 57;в) 231, 564, 872, 954.2. Назвать группу чисел одним словом:а) 2, 4, 8, 12, 44, 56;б) 1, 13, 77, 83, 95.3. Назвать группу предметов одним словом:а) треугольник, квадрат, круг;б) квадрат, прямоугольник, ромб.10. Задания на нахождение лишнего числа.Цель: развивать умение находить сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.1. Даны числа: 1, 10, 6.Объединяя два числа в пары, ответить, какое число является лишним.Например:1) лишним может быть 1, так как это нечётное число, а 6 и 10 – чётные;2) лишним может быть 10, так как оно двузначное, а 1 и 6 – однозначные;3) лишним может быть 6, так как для написания чисел 1 и 10 использована единица.2. Даны числа 6, 18, 81.Объединяя два числа в пары, ответить, какое число является лишним.Например:1) лишним является 6, так как оно однозначное, а 18 и 81 – двузначные;2) лишним является 81, так как оно нечётное, а 6 и 18 – чётные;3) лишним является 6, так как для написания 18 и 81 использованы цифры 1 и 8;4) лишним является 81, так как числа 6 и 18 делятся на 2 и на 6 (т.е. имеют общие делители);5) лишним является 6, так как числа 18 и 81 делятся на 9 (имеют общий делитель).3. Даны числа: 48, 24, 9.Объединяя два числа в пары, ответить, какое число является лишним.4. Даны числа: 25, 5 36.Объединяя два числа в пары, ответить, какое число является лишним.5. Из ряда чисел или математических понятий выделить четыре, обладающих общим свойством. Пятый элемент этим свойством не обладает.а) 4, 6, 8, 7, 35;б) 2, 44, 22, 8, 9;в) 3, 5, 44, 7, 13;г) 300, 35, 44, 37, 29;д) квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник, круг;е) луч, ромб, квадрат, многоугольник, прямоугольник;ж) сумма, разность, произведение, слагаемое, частное;з) слагаемое, делитель, вычитаемое, сумма, делимое.11. Ребусы.Цель: развитие логического мышления, устной речи.Вы 3, 100 л, 3 тон, 100 лб, по 2 л, с 3 жка, 100 лица, ус 3 ца, мо 100 вая, 3 котаж, за 100 лье, смо 3 т, геоме 3 я, сес 3 ца, 1 аковые, р 1 ка, про 100, с 3 ж, о 5, на 100 й, за 1 ка, 1 очество,  100 п , 2 шут, па 3 от, кар 3 дж.12. Задания, развивающие логическое мышление.Цель: развитие наблюдательности, абстрактного мышления.1. Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел:а) …5, 7, 9, …;б) …5, 6, 9, 10, …;в) …21, 17, 13, …;г) …6, 12, 18, …;д) …6, 12, 24, …;е) 0, 1, 4, 5, 8, 9, …;ж) 0, 1, 4, 9, 16, …;Ответы:а) 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, …;б) 1, 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 17, …;в) 29, 25, 21, 17, 13, 9, 5, 1;г) 0, 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, …;д) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, …;е) 0, 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 16, 17, …;ж) 0, 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, …;2. Даны ряды чисел. Необходимо заметить особенность составления каждого ряда и записать в нём 4 следующих числа:а) 6, 9, 12, 15, 18, 21, …;б) 5, 10, 15, 20, 25, 30, …;в) 3, 7, 11, 15, 19, 23, …;г) 16, 12, 15, 11, 14, 10, …;д) 25, 24, 22, 21, 19, 18, …;Ответы:а) 24, 27, 30, 33;б) 35, 40, 45, 50;в) 27, 31, 35, 39;г) 13, 9, 12, 8;д) 16, 15, 13, 12.13.Логические задачиЦель: развитие логического мышления, внимания, памятиНарезной батон и пачка сахара весят больше, чем тот же батон и коробка конфет. Что весит больше - сахар или конфеты? (пачка сахара весит больше коробки конфет)Сколько раз нужно отрезать, чтобы верёвку длиной в 10 см. разделить на части по 2 см. каждая? (4 раза)Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына – Алексей Иванович. Как зовут гражданина? (Иван Николаевич)Маша, Даша и Лена готовили на кухне. Кто-то варил кашу, а кто-то пёк печенье. Маша не варила кашу. Даша работала вместе с Машей, а Лена - отдельно. Что делала каждая девочка? (Маша и Даша пекли печенье, а Лена варила кашу)Таня, Дима и Маша устроили соревнование. Один из учеников решил 15 примеров, второй – 17, а третий –  Сколько примеров решил каждый школьник, если Маша решила примеров меньше, чем Дима, а Дима меньше чем Таня? (Маша - 15, Дима - 17, Таня - 19