«Экологическое воспитание в ДОУ – как ступень развития познавательной активности дошкольников»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экологическое воспитание в ДОУ – как ступень развития познавательной активности дошкольников»
Автор: Каменских Ирина Владимировна
Каменских И.В.Руководитель ОСП 2 МАДОУ детский сад № 39Городской округ РевдаОпыт работы Экологическое воспитание в ДОУ – как ступень развития познавательной активности дошкольников»Познавательная деятельность является важным направлением работы дошкольных учреждений. Познавательное развитие ребенка, традиционно включает знакомство с окружающим миром и природой. В современных условиях изучение и того, и другого невозможно без экологического образования, без формирования у детей представлений о причинно-следственных связях в природе и последствиях их нарушения. В современном мире, очень важно, чтобы дети понимали роль растений в природе и жизни человека, их взаимосвязи с окружающей средой. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.Совокупность решаемых задач экологического и познавательного развития дошкольников, позволяет ребенку, на этапе завершения дошкольного образования, достичь, целевые ориентиры: ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живёт и др.Так как в процессе экологического воспитания дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым или первооткрывателем, а так же формируются представления о природе и ее явлениях, окружающем мире в целом. Выбор темы, экологического воспитания, нашим детским садом неслучаен. Территория нашего детского сада – это уголок уральского леса. Возраст некоторых деревьев достигает более 100 лет. Чудом уцелевшие от уничтожения, сейчас они представляют настоящую ценность для организации экологического воспитания в нашем ДОУ. На протяжении ряда лет на территории детского сада живут белки, обитают птицы, насекомые. Эту уникальную возможность мы используем, чтобы реализовать направления экологического воспитания: воспитать у детей гуманное отношение к природе, сформировать систему экологических знаний и представлений, развить эстетические чувства, организовать участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы на примере жизнедеятельности одного из представителей животного мира.Но современные родители, не всегда понимают ценность такого уголка природы, где дети познают мир наглядно. В нашем детском саду встал вопрос об уничтожении нашего леса по инициативе одной родительницы, которая считает, что находящиеся на территории многолетние деревья и та флора и фауна которая существует, несут вред для детей, в виде прорастающих грибов, белок, которые могут являться источником заболеваний, а так же недостаток света в здании, торчащие из земли корни, мешающие детям передвигаться.В защиту нашего уголка природы мы выстраиваем работу в направлении повышения экологической грамотности, как детей, так и их родителей. Нашей основной целью было привлечь внимание детей и родителей к важности и необходимости беречь и сохранять природу и ее обитателей. Это важно как для сохранения окружающей среды в целом, так и для наших воспитанников, для их интеллектуального развития.Проект, «Познавательное развитие дошкольников, посредством экологического воспитания в образовательном учреждении в соответствии с ФОГОС ДО», с привлечением всех участников образовательных отношений, реализуемый в нашем детском саду, имеет несколько направлений работы: работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями. Работа с педагогами Так как экологическая воспитанность детей в большой степени зависит от подготовленности педагогов, особое внимание в нашем детском саду уделяется повышению уровня педагогической компетенции воспитателей.Проведя анкетирование педагогов «Экологическое воспитание», анализируя полученные данные можно сделать следующие выводы, что знания у педагогов образовательного учреждения о науке экологии достаточно полные и точные, все педагоги понимают важность значения экологического воспитания дошкольников.В ходе реализации проекта была создана творческая группа педагогов, которая занималась разработкой плана работы на учебный год, разработкой краткосрочных проектов по некоторым темам плана, разрабатывались положения конкурсов, организацией акций по вопросам экологического воспитания дошкольников. С педагогами проводились семинары, педсоветы, разрабатывались консультации по экологическому воспитанию детей, все документы размещены на сайте детского сада в разделе эклогическое воспитание.Работа с детьми и родителямиВыстраивая работу с детьми, мы делали акцент на привлечение родителей к участию в наших мероприятиях, так как работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Экологическое просвещение родителей заключается в следующемПеред началом работы по экологическому воспитанию было проведено анкетирование родителей «Экологическое воспитание дошкольников».По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы: родители правильно понимают что изучает наука экология., считают, что это важный компонент в воспитании дошкольников. Большинство родителей ответили, что формируют у детей бережное отношение к природе, учат не мусорить, оберегать природу (птиц, насекомых, растения), соблюдать правила поведения в лесу, изготавливают кормушки, подкармливают птиц, белок, уток, читают книги, рассказывают, показывают личным примером. Наши родители знают что наш детский сад занимается вопросами экологического воспитания детей. Родители активно принимают участие в предложенных мероприятиях, а так же активно предлагают изучить такие вопросы как: «Где должен находиться мусор», «Пластик, какой вред наносит окружающей среде», «Как мусор влияет на окружающую среду», «Почему случаются лесные пожары», «О защите природы», «Забота об окружающей среде». Поэтому в этом году нами запланирована опытно – экспериментальная работа по данным темам, в конце года. У родители возникают вопросы по формированию экологических знаний детей, которые мы оформили на сайте в виде консультаций. На вопрос «Как вы относитесь к зеленой зоне на территории детского сада» родители ответили: - очень положительно, отлично, хорошо, нам нравиться и привели следующие доводы:- т.к. озеленение способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей- потому что, в городе, где находится рядом завод, загрязняющий экологию, просто нуждается в озеленении города;- положительно, если вся древесная растительность поддерживается в надлежащем состоянии;- прекрасно, что имеется зеленая зона на территории;- положительно, это одна из причин выбора именно этого детского сада- конечно, положительно. Прекрасно, что там живут белки и птицы, у детей есть возможность наблюдать и подкармливать.Родители очень активно откликаются, и принимают участие во всех конкурсах. выставках и акциях. Так у нас проводились выставки: фотовыставка «Любимые места родного города», выставка рисунков «Осенний лес», выставка плакатов «Сохраним наш лес», «Береги природу».Так же мы проводили акции: ежегодно в канун нового года мы проводили акции в защиту елей «Берегите елочку, зеленые иголочки», «В защиту новогодней ели»; ежегодная акция в защиту территории детского сада от вытаптывания травы «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять», акция «Берегиня», приуроченная к всероссийскому дню мытья рук, ежегодно проводим природоохранную акцию «Покормите птиц зимой…..», «Птицы и белки наши друзья» (сбор корма для обитателей нашего леса).Так же проводили конкурс изготовления кормушек, приуроченный к природоохранной акции «Покормите птиц зимой», Конкурс флористического и декоративно-прикладного творчества «Зимний букет».Все эти мероприятия способствуют творческому развитию ребенка, помогают ему отражать свои впечатления, эмоции, понимание окружающего мира.В группах педагоги реализуют проекты «Времена года», «Земля - наш общий дом», «Экология начинается с семьи», «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу». Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.Педагоги всех возрастных групп выстраивали работу с детьми используя разнообразие форм, методов и приемов, это способствует развитию познавательных процессов у детей, формированию ценности к окружающей их действительности, воспитывают бережное отношение к природе, ко всему, что их окружает.Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям своим личным примером.В помощь педагогам, мною было разработано методическое сопровождение проекта, созданы развивающие альбомы с различной тематикой.В ходе реализации проекта педагоги реализуют цикл наблюдений за объектами природы ближайшего окружения, цикл наблюдений за белкой, (проект «Белка») занимаются поисково-исследовательской деятельностью, выстраивают цикл занятий, читают художественную литературу и литературу научного содержания, выполняют трудовые поручения.Наша территории детского сада уникальна еще и тем, что у нас есть возможность организации и проведения различных мероприятий специалистами детского сада. Так мы проводим спортивные мероприятия «Зарница», «Спортивный марафон», «Путешествие в лес», «Игра по станциям». Организованное нами экологическое воспитание дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка и привить ребенку главные принцип, принцип жизни в гармонии с природой.В конце учебного года у нас прошли акции с участием родителей: акция обновление цветников на территории детского сада «Цветочный город», акция по уборке участков «Каждую соринку в корзинку».Так же выставка стен-газет «Правила поведения в лесу», выставка поделок из природного материала «Лес-кладовая природы». Воспитатели разработали и организовали работу по краткосрочным проектам «Огород», «Мусор».