Программа поддержки детей, имеющих трудности в речевом развитии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа поддержки детей, имеющих трудности в речевом развитии
Автор: Кротова Надежда Сергеевна

Пояснительная запискаАнализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.Сегодня в системе логопедической работы с дошкольниками сосуществуют две модели. В соответствии с первой – традиционной – для детей с нарушениями речевого развития открываются специальные (коррекционные) ДОУ или группы. Вторая модель предполагает оказание в образовательных учреждениях логопедической помощи детям с отклонениями в речевом развитии без вывода их в особые группы. В   настоящее время на логопедические занятия в МБДОУ №74 «Березка» общеразвивающего вида зачисляются дети с нарушениями речи в соответствии с направлением и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы при массовом детском саде.Программа поддержки детей, имеющих трудности в речевом развитии, разработана на основе Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Данная программа рассчитана на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходит для использования на логопедических занятиях общеразвивающего детского сада. Этим и обусловлена значимость написания программы поддержки детей, имеющих трудности речевого развития, применение которой поможет детям осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа “От рождения до школы”. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией. Детей с речевыми нарушениями   рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют  успешное  овладение ими  учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети  с трудностями речевого развития нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.Цель программы: обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с нарушениями речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса; предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.Основные задачи:I. Организационные:1. Своевременное обследование детей.2. Оснащение логопедических занятий необходимым оборудованием и наглядными пособиями.3. Составление пакета индивидуальных коррекционно-развивающих планов работы с детьми. 4. Планирование индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с общим планом и с учетом индивидуальных особенностей ребенка.5. Совместная работа логопеда и воспитателя групп по определению речевого уровня развития группы, направления коррекционной работы.II. Коррекционно-педагогические:1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.2. Коррекция речевых дефектов.3. Развитие фонематического восприятия.4. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.5. Подготовка к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.6. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи и умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.7. Развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.8. Совершенствование психологической базы речи (внимание, память, мышление).9. Развитие просодическую сторону речи (темп, ритм, голос).10. Развитие общей и мелкой моторики.11.Развитие культуры речевого общения.Направления работы:Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;- коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями, педагогическими работниками.Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.Программа поддержки детей, имеющих трудности в речевом развитии, позволит наиболее рационально организовать работу, сэкономить время на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.Система принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями.Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
  • коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
  • профилактического;
  • развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
  • 2. Единство диагностики и коррекции.Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.3. Приоритетность коррекции каузального типа.В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.4. Деятельностный принцип коррекции.Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.6. Комплексность методов психологического воздействия.Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в речевом развитии.Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя и др. сотрудников пед. коллектива.Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с общим недоразвитием речи. Формы и средства организации образовательной деятельности:Учитель-логопед:- подгрупповые коррекционные занятия,- индивидуальные коррекционные занятия.Воспитатель:- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.
  • Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  • Формирование правильного произношения.
  • Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
  • Развитие навыка связной речи.
  • Музыкальный руководитель:- музыкально-ритмические игры;- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;- игры-драматизации.Родители:-игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;-контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;-выполнение рекомендаций учителя-логопеда.На подгрупповых коррекционных занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.Индивидуальные коррекционные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.Каждую неделю выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. В их контексте проводится специальная работа по совершенствованию фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи детей.Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи. Количество коррекционных занятий распределено по периодам и рекомендациям парциальных программ развития и обучения воспитанников с нарушениями речи и может варьироваться по усмотрению логопеда в зависимости от речевого уровня и речевых возможностей детей. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей ( ФФН – 2 раза в неделю; ОНР-III-IV ур.р – 3 раза в неделю.Продолжительность коррекционной работы с детьми: ФФН и ФН– 1-2 года; ОНР – 2-3 года. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определенной последовательности (табл. 1). Таблица 1.Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР.Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы. Диагностика мониторинга для оценки динамики достижения детей осуществляется логопедом детского сада 2 раза в год: (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Диагностика осуществляется по диагностическим пособиям, разработанным для детей соответствующего возраста. Результаты освоения содержания программыУчебно-методическое и информационное обеспечение программыЗаключениеДанная программа находится на стадии разработки и в ней должны быть учитаны пожелания всех участников коррекционного процесса. Используя данную программу, у дошкольников с речевым недоразвитием сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.Литература.
  • Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  • Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  • Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  • Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
  • Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
  • Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.
  • Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
  • Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
  • Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
  • Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
  • Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильевой. – 2007.
  • Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
  • Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.