"Изучение сюжетной функции имени персонажа в рассказах А.П. Чехова: методический и историко-литературный аспекты"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Изучение сюжетной функции имени персонажа в рассказах А.П. Чехова: методический и историко-литературный аспекты"
Автор: Людмила Боходировна Лихтнер
Настоящее исследование посвящено изучению сюжетной функции имени персонажа в прозе А. П. Чехова (ранний и поздний этапы творчества). Исследование осуществлено в двух аспектах: историко-литературном и методическом. Целью работы является определение имени как специфической единицы в художественном пространстве чеховской прозы, выявление семантических и сюжетных особенностей употребления имени, а также разработка инновационных приемов и методов в изучении художественного текста А. П. Чехова в школьном курсе литературы.Данная цель достигается в решении следующих задач:1) изучить исследовательскую литературу, составить картотеку чеховских рассказов;2) изучить семантику этимона в выявленных рассказах;3) изучить сюжетную роль этимона в выявленных рассказах;4) проанализировать изучение произведений А.П. Чехова в школьной программе литературы;5) предложить свои варианты по методике изучения художественных текстов А. П. Чехова;6) разработать элективный курс, учитывая достоинства и недостатки рассмотренных методик.Объектом данного исследования является семантическая и сюжетная функция имени. Предметом исследования является имя персонажа и художественное произведение в контексте изучения литературы в школе.Материалом работы являются чеховские рассказы: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Марья Ивановна», «Злой мальчик», «Хамелеон», «Злоумышленник», «Ниночка», «Анюта», «Шуточка», «Агафья», Гриша», «Аптекарша», «Верочка», «Зиночка», «Беззащитное существо», «Беглец», «Гусев», «Попрыгунья», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре». «Душечка», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста».Методы исследования: историко-литературный, теоретико-литературный (функциональный, лингвостилический, сюжетологический).История вопроса. Художественный текст есть некий элемент литературной среды, в котором присутствуют признаки и свойства, присущие только ему. Данной ситуацией обусловлены некоторые проблемы, связанные с пониманием художественного текста как единой целостной системы. В школьном курсе зачастую довольно некорректно происходит процесс изучения чеховских произведений. Одной из важных и очевидных проблем была и остается проблема использования и осмысления имен собственных, как одного из главных функциональных компонентов в структуре художественного произведения.Слово является художественным символом, который привносит изобразительные оттенки в произведение. Раскрытие значений и функций художественного символа в контексте произведения играет существенную роль в осмыслении, как общей идеи, так и конкретного аспекта художественного текста. Поэтическая ономастика. В последнее время многие филологи и литературоведы говорят об особом положении ономастики в контексте художественного произведения. Это означает, что важным и интересным аспектом изучения стала семантика имени. Очевидной становится необходимость исследования имен собственных, помещенных в определенный контекст. Имена собственные, употребляемые авторам, являются объектом изучения поэтической, или литературной ономастики. Изучение имен собственных в художественной литературе представляет теоретический и практический интерес.Особое положение собственных имен и их отличие от имен нарицательных отмечали исследователи с ранних времен. Имя собственное приобрело особый статус в языке.Что касается современной лингвистики, имена собственные зачастую определяются как «называющие лексические единицы, в отличие от нарицательных слов, которые считаются обозначающими единицами. Иными словами, основная функция ИС – номинативная, предназначенная для различения однотипных объектов». Учитывая поставленные задачи, отметим: нас интересует не лингвистический перевод имени, а семантический. Данный вид перевода имен собственных характерен для художественных произведений. Речь идет о сюжетологической роли имени, т.е. о соотношении «говорящего» или иного имени в зависимости от изменения художественного пространства, образа и действий персонажа. Интерес к имени, его семантике и функциям явился определяющим для развития отдельной сферы, объединяющей лингвистику и культурологию – ономастику. С историей ономастикона, поэтической ономастикой мы можем ознакомиться в трудах А. В. Суперанской («Общая теория имени собственного»), А. Ф. Лосева («Философия имени»), В. Д. Бондалетова («Русская ономастика»), Н. В. Виноградовой («Имя персонажа в художественном тексте»), М. В. Карпенко («Русская антропонимика») и др..Имя задает своеобразную исходную установку, смысл, реализующийся в деятельности его носителя. Выбор признака, лежащего в основе номинации, обогащается смысловыми, контекстными реалиями. По мнению А. В. Суперанской, имя собственное не связанное непосредственно с понятием − не имеет на уровне языка четкой и однозначной коннотации, именуемый с помощью имени собственного объект всегда четко определен, ограничен. С точки зрения В. Д. Бондалетова, имена собственные являются номинативными, а не коммуникативными единицами языка. Специфика имени собственного заметна как в контексте, так и вне его. Изучение имен собственных в художественной литературе представляет теоретический и практический интерес. Раздел ономастики, который занимается изучением специфики онимов в художественных текстах, называют литературной, или поэтической, ономастикой. Литературная ономастика изучает все особенности употребления имен собственных в тексте художественного произведения и за его пределами. В творчестве многих писателей можно заметить наличие семантически мотивированных имён, фамилий, названий. Имя предопределяет функцию персонажа, в частности, выступает в роли «поручителя» за действия своего обладателя. Литературная ономастика изучает все особенности употребления имен собственных в тексте художественного произведения и за его пределами. В творчестве многих писателей можно заметить наличие семантически мотивированных имён, фамилий, названий. Выявление связей в ономастической системе возможно только при условии соотнесения с системой персонажей, сюжетом, композицией, стилем повествования. Анализ ономастикона произведения позволяет определить основные координаты художественного мира автора, приблизиться к пониманию авторской концепции и адекватной интерпретации произведения.Выявление связей в ономастической системе возможно только при условии соотнесения с системой персонажей, сюжетом, композицией, стилем повествования. Анализ ономастикона произведения позволяет определить основные координаты художественного мира автора, приблизиться к пониманию авторской концепции и адекватной интерпретации произведения. Важно говорить об эстетической функции номинации в художественном пространстве, о том, какую смысловую нагрузку несет имя, когда и как употребляется, почему изменяется.В.А. Никонов говорит о том, что имя номинация персонажа создает художественный образ и характеризует социальную принадлежность персонажа. В данном мнении признается лишь тесная связь имени собственного в художественном произведении с обществом и общественными условиями. Не уточняется его специфика в структуре художественного текста (как самостоятельной единица). Стоит сказать, что писатель использует вариации имени, в целом, не нарушая узнаваемость персонажа (присущие ему художественные детали).Творчество А.П. Чехова в историко-литературном и методическом аспектах. В интерпретации практически каждого чеховского произведения существуют определенные закономерности, сложившиеся в поколениях критиков, литературоведов и методистов. Историко-литературная часть данного исследования основывается на концепциях А. П. Скафтымова; Ю.Н. Тынянова; Б. В. Томашевского; В. Б. Катаева; В. Я. Линкова; С. Д. Балухатого; А. П. Чудакова; А. С. Собенникова; В. И. Тюпы; Ш. Липке и других исследователей.Исследователи подходят к изучению чеховских произведений различными способами. Зачастую исследуются произведения целиком или фрагменты произведений, которые, в данном случае, могли бы подтвердить некую концепцию, интерпретацию исследователя. В школе детям необходимо усваивать обусловленность имени сюжетом художественного текста, а также иметь представление об эстетической значимости произведения в контексте литературы. Школьная программа, четко определяя цели и задачи курса по творчеству Чехова, а также разделив содержание курса по классам, с учетом возрастных особенностей школьников, зачастую предлагает список вопросов и заданий, ответы к которым лежат на поверхности. Вопрос изучения произведений А. П. Чехова в школе был рассмотрен многими методистами. Методическая часть исследования основывается на трудах Е. А. Маймина, И. Н. Сухих, М. А. Рыбниковой, М. Л. Семановой, О. М. Скибиной, О. Ю. Богданова и др.Методистами были предложены многие методы и приемы работы с чеховскими текстами. Однако, также как и с произведениями других писателей, работа с художественными текстами А. П. Чехова требует новых подходов, приемов, форм работы.Научная новизна заключается в том, что в работе анализируются с точки зрения ономастикона ранние и поздние произведения. Выявляется специфика употребления номинаций в раннем и позднем творчестве Чехова. В существующих работах по поэтике имени в прозе писателя рассматривается только несколько произведений позднего творчества.Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается, во-первых, в том, что большое внимание в современном литературоведении уделяется ономастике, познавательно будет исследовать сюжетологическую роль имени в рассказах А. П. Чехова. Во-вторых, в том, что в школьной программе особое место уделено изучению творчества А. П. Чехова, и стоит подходить к анализу художественного текста, имея определенную сверхзадачу.