Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Автор: Вепрева Марина Александровна

Рабочая программа кружка Забавная аппликация Составила Шкуричева Е.И воспитатель Г.Смоленск 2019-2020г. Пояснительная записка «Творчество- особый вид деятельности, оно в самом себе несёт удовлетворение». (С.Моэм)Одна из важных задач в области дошкольного образования-эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваютсяувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности.Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. В настоящее время развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений пальцев. Наши пальцы связаны с мозгом, с речевым центром. Значит, чтобы развился ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Изготовление поделки- это не только выполнение определенных движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта-учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.«Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем кмнее ребенок», - утверждал В.А.Сухомлинский. АктуальностьРаботая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что дети неуверенны, скованны в действиях и ответах на занятиях. Пассивны в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположения изображения на листе. У детей нет умения –экспериментировать с изобразительным материалом. Они ожидают четкого объяснения педагога знакомого способа рисовния и простых действий с бумагой, нет умения передавать личное отношение к объекту изображения и материалу. Я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения и самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, работой с нетрадиционными материалами и «бумажной пластикой», как вид изобразительной деятельности, с помощью которых можно развить у детей интеллект, учить мыслить, активизировать творческую активность и уверенность в себе. Появилось желание открыть кружок художественного творчества «Послушные ручки». Программа кружка построена «от простого к сложному». Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рваная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его белее увлекательным и интересным.Цель моей работы-создать педагогические условия для развития творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник и приемов рисования и работы в несложной технике с нетрадиционным материалом. А также помочь ребенку ощутить себя мастером и творцом.Задачи кружкаОбразовательные:
  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
  • Учить основным приёмам в аппликационной технике «бумажная пластика»;
  • Закреплять приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения;
  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
  • Развивающие
  • Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
  • Развивать у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев;
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, радость от узнавания нового;
  • Развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, пространственное воображение;
  • Развивать моторику рук;
  • Развивать внимание, память и глазомер
  • Воспитательные
  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
  • Воспитывать аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию;
  • Дети в возрасте, участвующих в реализации рабочей программы «Послушные ручки»- 3-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит более десяти человек. Набор детей вносит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.Срок реализации:Программа кружка «Забавная аппликация» составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года обучения. Она охватывает:
  • 2 младшая группа 3-4 года
  • Средняя группа 4-5 лет
  • Старшая группа 5-6 лет
  • Подготовительная к школе группа 6-7 лет
  • Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель.Образовательные области:Социально-коммуникативное развитие:Общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, становление самостоятельности. Формирование семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностей отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.Познавательное развитие:Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.Речевое развитие:Развитие речи как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, использование художественных произведений для обогащенииия содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.Физическое развитие:Развитие мелкой моторики Форма проведения занятия:
  • Индивидуальная
  • Групповая работа
  • Самостоятельная работа
  • Практическая работа
  • Виды детской деятельности:
  • Познавательная
  • Коммуникативная
  • Игровая
  • Продуктивная
  • Двигательная
  • Методы и приемы:- наглядный;-словесный;-практический;-игровой;-художественное слово;-показ и объяснение;-помощь в работе детей;-анализ работ.Предполагаемый результат реализации программы:В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие качества:- инициативность;-самостоятельность;-любознательность;-наблюдательность;-воображение, фантазия, образное мышление;-творческие способности-склонность к экспериментированию;-способность к принятию решений;-художественный вкус.Техническое оснащение занятий:Для занятий в кружке необходимо иметь:-цветную бумагу;-альбом для рисования;-гофрированный картон;-картон белый и цветной;-бумажные салфетки;-ватные диски;-ватные палочки;-шерстяные нити;-поролон;-подложку под ламинат;-одноразовые тарелки;-офисная белая и цветная бумага;-клей ПВА;-клеевой карандаш;-ножницы;-простой карандаш;-кисточки для клея;-клеенка.Основным условием реализации программы кружка «Послушные ручки» является творческое отношение к работе самого педагога.Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка «Послушные ручки».