«Проектная деятельность как способ развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников »
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Проектная деятельность как способ развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников »
Автор: Бурдина Светлана Евгеньевна
Методическая рекомендация «Проектная деятельность как способ развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через внеурочную деятельность» .Реализация Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе определенно повышает социальную значимость процесса формирования познавательных универсальных учебных действий.Развитие познавательных универсальных действий происходит постепенно, в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющую ребенку войти в проблемную ситуацию. Такая деятельность, предоставляя возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать знания, является проектная деятельность.На основе возрастных возможностей младших школьников была составлена рабочая программа «Обучение проектной деятельности», рассчитанная на 4 года и направленная на формирование метапредметных универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных). Программа строится таким образом, чтобы сначала постепенно обучить детей каждому этапу работы над проектом, а уже потом для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту, т.е. при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.Программа по внеурочной деятельности «Обучение проектной деятельности», рассчитанная на 4 года, позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Развитие проектных навыков на внеурочных занятиях у обучающихся происходит в результате поэтапного перехода от постановки проектных задач к выполнению полноценного учебного проекта.1 класс. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности обучающихся, повышения их творческой активности и познавательного интереса. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых заданий (конкурс рисунков «Моя школа», «По безопасной дороге в безопасное будущее», «Дом моей мечты» конкурс поделок «Краски осени», «Герои русских народных сказок»). В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектных заданий обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающихся на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов («Моя фамилия», «Что означает моё имя»). В начальной школе для обучающихся важен скорейший результат. Поэтому в 1 классе каждое занятие, иногда через занятие дети получают продукт своего труда (это может быть поделка, рисунок, разгаданный кроссворд и т.д.). В первом классе рекомендовано использовать простейшие эмпирические проекты («Изготовление кормушек для птиц», «Подарок маме»), направленные на формирование у обучающихся:умения организовывать свою работу (организация рабочего места, планирование работы);умения и знания исследовательского характера (выбор темы, выдвижение гипотез, умение планировать свою работу, умение работать по алгоритму, подбор методов решения проблемы и др.)умение работать с разными источниками информации (книги, энциклопедии, словари, интернет, телепередачи);коммуникативные умения (работа в группах и парах статичных и сменных, гомогенных и гетерогенных);умение представить результат своей творческой работы (выполнение требований к речи выступления, грамотное построение выступления, оформление работ)рефлексия (умение оценивать свою работу, работу группы по критериям)Со 2 класса и по 4 класс занятия внеурочной деятельности включают в себя 4 блока:«Знай и люби наш край»«С русским задором по русским просторам»«Что такое хорошо?!»«Юный патриот»Как показывают результаты викторин, олимпиад и итоговых контрольных работ по окружающему миру, обучающиеся плохо знают про растения, животных, о городах и тем более знаменитых людях Владимирской области, поэтому эта тема «Знай и люби наш край» как нельзя кстати в этом курсе «Обучение проектной деятельности».Любовь к родному краю начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему окружающему. На занятиях данного блока организуются экскурсии в парк, чтобы изучить, каких птиц можно встретить в городе, целесообразно изучать гербы Владимирской области, тайны названий рек и городов, совершить экскурсии по городам родного края (г. Суздаль, национальный парк Мещера, Ковров – город воинской славы). Обучающиеся могут подготовить презентацию или сообщение о своих родственниках - участниках Великой отечественной войны. В 4 классе обучающиеся уже самостоятельно готовят викторины про птиц, про знаменитых людей области, готовят электронные презентации «Моя малая родина», проводят исследования на выявление самой популярной фамилии в гимназии.В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому блок «С русским задором по русским просторам!» направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.Блок тематических занятий «С русским задором по русским просторам» позволяет окунуться в мир народного творчества: Во 2 классе – это «Забытые игры наших прабабушек и прадедушек», где обучающиеся узнают и разучивают, используя разные источники, игры, в которые играли сверстники раньше. Или тематическое занятие «История частушек», где обучающиеся знакомятся с историей частушек, и продуктом их работы будет самостоятельно сочинённые и исполненные частушки.В 3 классе – это изучение и проверка народных примет, групповой проект «Народные приметы», результатом которого будут оформленные тематические газеты. А также экскурсия в г. Александров, Александровская слобода – программа Сватовство В 4 классе – это экскурсия в Детский музейный центр «В гости к прабабушке», исследовательский проект «Не перевелись ещё богатыри на земле русской» Продукты проектной деятельности по теме «Что такое хорошо!» направлены на раскрытие следующих подтем:- «Осторожность и безопасность» (На этих занятиях обучающиеся изучают правила дорожного движения, правила поведения с незнакомыми людьми, безопасное обращение с газом и огнем и др.).- «Культура поведения» (правила поведения в школе, дома и в общественных местах, правила школьной дружбы, взаимоотношения между сверстниками).- «Здоровый образ жизни» (режим дня школьника, личная гигиена; правильное питание, занятия спортом)- «Духовные ценности человека» (забота, доброта, отзывчивость; скромность; сопереживание, взаимовыручка, трудолюбие).Самый объёмный блок «Что такое хорошо?!», включает в себя занятия по безопасности. Это и инсценировки, когда дети делятся на группы и разыгрывают ситуации безопасные и опасные с последующими обсуждениями.Сюда и включены занятия по здоровому образу жизни, которые позволяют изучить вредные, полезные и бесполезные продукты, это праздник «Папа, мама, я-спортивная семья», это и кулинарный поединок, праздник с родителями «Рецепты здоровья», экскурсия в спортивную школу, рисование плакатов, пропагандирующих здоровый образ жизни, конкурс весёлых зарядок и исследование «Моя семья и спорт». Работая с микро-лабораториями, которые имеются в начальных классах гимназии, обучающиеся могут самостоятельно проделать опыты с газировкой и наглядно убедится в её вреде для организма. Опыты со снегом и льдом, где после таяния и фильтрования наглядно видна грязь, содержащаяся в снежках и сосульках, производят на детей такое впечатление, что они перестают употреблять данные продукты. Так же в данном блоке «Что такое хорошо?!» дети изучают правила поведения в общественных и культурных местах, а как проверка результата усвоения ежегодная экскурсия в кукольный театр. Каждый поход в музей, на экскурсию или в театр – это не просто развлекательное мероприятие, а событие, нацеленное на познавательную активность. Так перед выходом в театр проводится занятие, на котором обучающиеся знакомятся с правилами поведения, узнают для чего их придумали и зачем их надо соблюдать. Занятия можно организовать по-разному: в 1 и 2 классах – это просмотр тематических мультфильмов с последующим обсуждением, в 3 и 4 классах – обучающиеся делятся на группы, выбирают карточки с ситуациями и обыгрывают их. Остальные участвуют в обсуждении, какое правило было нарушено героями, из-за чего возникла конфликтная ситуация и что нужно предпринять, чтобы избежать или разрешить данный конфликт. А после посещения театра подводим итоги – все ли правила соблюдались нашими учениками и учениками других классов. После посещения музеев и экскурсий целесообразно провести конкурс на самого внимательного слушателя, это может быть викторина, игра «Что? Где? Когда?» или «Своя игра», или «Колесо фортуны», где обучающиеся могут проявить свою познавательную активность.Занятия на тему «Не всё то золото, что блестит» направлены на духовно-нравственное воспитание обучающихся. Четвероклассники участвуют в тренингах «Камешки», «Нить добра», избавляются от плохих качеств, разорвав бумажку с этим качеством, создают «Сундучок добрых дел», готовят коллективную «Азбуку вежливости для малышей», участвуют в групповом исследовательском проекте - «Герои сказок – друзья и недруги», изучают правила школьной дружбы.Блок «Юный патриот» предполагает формирование патриотических чувств и развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Это тематические занятия - «Никто не забыт, ничто не забыто»: о том, как жил город Владимир в дни Великой отечественной войны; о Ленинградской блокаде; исследовательский проект «Война и наша семья»; возложение цветов к вечному огню; игра «Колесо Фортуны» о людях прославивших нашу область и о тех, в честь кого названы улицы нашего города, это и просмотр фильмов о героях и сверстниках Великой отечественной войны («Повесть о настоящем человеке», «Сын полка»). Особенно бурную реакцию вызывает фильм «Зелёные цепочки» о мальчишках 10-12 лет, которые, рискуя своими жизнями, выявляют шпионов в блокадном Ленинграде. После просмотра фильма в классе, звонили родители и рассказывали, как дети весь вечер делились впечатлением о фильме и потом пересматривали фильм вместе со своими родителями.Развитие познавательного интереса ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения. Все усилия педагога сформировать у обучающихся какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если их не удалось заинтересовать предметом рассуждений.Одним из средств развития у обучающихся познавательного интереса к содержанию учебного материала является занимательность. В начальных классах во внеурочной деятельности используется различный занимательный материал: дидактические игры, инсценировки, задачи-шутки, ребусы, загадки, кроссворды и т.д. На каждом занятии внеурочной деятельности, чтобы нацелить обучающихся на тему занятия, используются разные формы, которые стимулируют познавательную активность (Приложение 2,3):1. В закрытой коробке лежит предмет (связанный с темой занятия), водящий знает, что это за предмет, остальные участники задают наводящие вопросы водящему, чтобы угадать, что за предмет лежит в коробке. (кленовый лист – тема «Краски осени», яблоко – тема «Живые витамины»).2. Составить тематическую пословицу из слов («В здоровом теле – здоровый дух» - занятие «Если хочешь быть здоров…», «Старый друг лучше новых двух» - тема занятия «Я и мои друзья»).3. Отгадай ребус или загадку и определи тему занятия (7Я – тема «Моя семья»)4. Отгадай слово, которое загадал водящий, описав только прилагательными или глаголами (сильные, могучие, отважные, смелые, справедливые - … (богатыри) тема занятия «Богатыри: вчера и сегодня»).5. Выбрать из группы слов лишнее и определить тему занятия. (Яблоко, молоко, чипсы, чеснок, рыба – занятие на тему «Полезные и бесполезные продукты»)6. Разгадывание тематического кроссворда и выделение ключевого слова.7. Посмотреть видеоролик и определить тему занятия (видеоролик к музыке П.И. Чайковского «Вальс цветов» - тема «Подарок маме» или «Комнатные растения», песня «Маленькой ёлочке холодно зимой» будет выходом на тему эмпирического проекта «Ёлочки»).Познавательный интерес выступает перед нами как сильное средство обучения. Он направлен не только на процесс познания, но и на результат формирования универсальных учебных действий. А системный подход решения проектных задач позволяет более качественно формировать познавательные учебные действия не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.1. Адрианова СА. Использование метода проектов в обучении школьников // Технология (Основа) – 2015 - № 1 0 С. 6-8.2. Актуальные проблемы реализации ФГОС начального общего образования средствами предметных линий УМК «Школы России». Материалы городской научно-методической конференции/ Сост. Н.Г.Пономаренко, О.Ю.Грузинцева, под ред. В.П.Канакиной – Владимир, МАОУДПО «ГИМЦ», 2014. – 180с.3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., И.А. Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. М: Просвещение, 2008 — 151 с.4. Баимбетова Л.Р. Новые методы обучения // 12-летнее образование[текст] – 2014. – №10, С. 4-95.Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 1- 4 класс/под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. ИД: Фёдоров, 20156. Васильев С.М. Формирование и развитие познавательного интереса в начальной школе. [текст] // Школьное образование – 2016 – №9 – С. 109- 132.7. Гришанин К.Г. Занимательность, как обязательное требование к уроку в современной школе. [текст] // ЭКО – 2017 – № 1 – С. 93- 102].8. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / под ред. А. В. Леонтовича. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2018.-160с. – (Современная школа: управление и воспитание)9. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979.-47с.10.Оспанова Г.С. Организация проектной деятельности школьников [текст] // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3 (часть 1) – С. 49-57.].11. Прохоренко, А. В. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / А. В. Прохоренко // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 46-2. – С. 233-239.12. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3-е изд., перераб.- Самара: Учебная литература, 2010.-192 с.13. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 203с14. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника [Текст] / Г.И. Щукина. –М.: Просвещение, 1975. –297 с.15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. 16. Якимова М. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / М. С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 4. – С. 122- 124.