"Подкова на память"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Подкова на память"
Автор: Меркулова Олеся Владимировна
Государственное бюджетное учреждениеСоциального обслуживания населения Ростовской области«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Песчанокопского района» ПРОГРАММА По кружковой деятельности«Подкова на счастье» Разработала:воспитатель Меркулова О.В. Пояснительная запискаНа протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Работа, выполненная своими руками, несёт в нашу жизнь новые впечатления. Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как самостоятельно изготовленный продукт творчества. Более интересной эта работа становиться, если воспитанники имеют возможность поработать в различных техниках – как традиционных (шитьё, вязание) так и нетрадиционных (плетение из газетных трубочек, работа с джутовым шпагатом). Выполняя изделия, ребёнок овладевает техникой, получает знания композиции, орнамента, узнаёт основы дизайна и художественного оформления. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов разных народов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. С учетом всех перемен происходящих в обществе, была разработана специальная программа. Обучаясь по этой программе, ребенок испытывает радость от изготовления игрушки, куклы, оберегов. При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, речи, письма. Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственные и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.Направленность дополнительной образовательной программы.Программа «Подкова на счастье» имеет художественно-эстетическую направленность. Данная программа предлагается для детей с 4 - 7 лет (младшая группа), с 8- 18 лет (старшая группа).Оригинальность данной программы состоит в ее доступности для каждого ребенка, в том, что восприятие идет от простого к более сложному, как в плане познания, так и в . Групповая форма занятий ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и особенности каждого ребенка. Дети разделены на две подгруппы.Актуальность программы заключается в том, что ребенок приобщается к народной и современной культуре через изготовление семейных оберегов, так как история оберегов своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Древние люди приписывали силам природы сверхъестественный характер и старались задобрить их. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах. Эти фигурки в наше современное время превратились в сувениры, но тем не менее, не потеряли свою актуальность. Несмотря ни на что, вера в волшебную силу оберегов и амулетов сохранилась и до наших дней, и сделанные с любовью своими руками, до сих пор несут доброту и душевное тепло.Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Изготовление поделки из ткани помогает ребенку развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие.Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями разных народов мира.Новизна программы заключается в форме проведения занятий. Занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы. Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.Цель: Изучить историю и традиционную технологию создания семейных оберегов. Развитие художественно – творческих способностей каждого ребенка в процессе изготовления поделок из ткани.Задачи: Обучающие:Сформировать навыки шитья;Сформировать умения работать с эскизами и выкройками, шаблонами;Сформировать навыки создания скульптуры головы, тела;Обучать навыкам работы с различными материалами;Научить изготавливать обереги в различных техниках;Формировать положительную мотивацию к творческой деятельности;Развивающие:Развивать художественный и эстетический вкус;Развивать зрительную и слуховую память, восприятие;Формировать мелкую моторику кистей рук через шитье,вязание пластику, изготовление игрушек, оберегов и сувениров.Развивать у воспитанников внимания, воображения и чувства цвета;Развивать и обогащать словарный и речевой запас;Воспитательные: Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, культуру общения;Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение вести себя со старшими;Формировать навыки общения и коллективной деятельности;Развивать самооценку за счет создания ситуации успеха.Структура учебного занятия:Инструктаж:вводный – проводится перед началом практической работы, текущий во время практической работыОзнакомительная часть.Педагог демонстрирует готовое изделие. Знакомит с её историей, приводит интересные факты, рассказывает о функциях данного изделия, о ее применении в жизни, о технологии изготовления, проверяет все необходимое для работы.Процесс изготовление. Педагог поэтапно показывает, как создается изделие. Воспитанники повторяют весь процесс шаг за шагом. Педагог после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости. Подведение итогов. Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и самооценивания (умение описывать работу, свободное владение техникой работы, качество работы). (Запись последовательности изготовления и зарисовки, по необходимости). Получение готового продукта.Требования к знаниям и умениям:К концу обучения дети должны знать:Правила поведения на занятиях;Правила личной гигиены;Технику безопасности;Название видов прикладного искусства, которым занимались;Название инструментов и приспособлений, с которыми работали;историю русской народной и современной куклы, оберегов.типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обережная)Должны уметь:работать с эскизами и выкройками, шаблонами;создавать скульптуру головы, тела куклы;работать с различными материалами; изготавливать обереги, куклы , амулеты в различных техниках под руководством педагога;использовать инструменты и приспособления; шить одежду для кукол;оформить костюм куклы Методическое обеспечение образовательной программыДля обучения изготовлению народной и современной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя изготовление кукол, оберегов, подготовка к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных воспитанниками. При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:Воспитывающего характера труда;Научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размерности);Связи теории с практикой (80 % практика);Систематичности и последовательности;Доступности и посильности;Наглядности;Прочности овладения знаниями и умениями.Формы организации деятельности:Групповая;Фронтальная;Экскурсия;Выставка;Индивидуальная.Методы обучения:Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый.Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретическая часть - это повтор пройденного материла, объяснение нового, информация познавательного характера, которая сопровождается показом наглядного материала. Дидактическое и техническое оснащение занятий:Лекала, трафареты, шаблоны, таблицы памятки, технологические карты, альбомы с образцами, презентации.Материалы , инструменты, приспособления: ткани разной фактуры, тесьма, атласные ленты, ножницы, клей ПВА, силиконовый клей, пуговицы, проволока, нитки катушечные, нитки шерстяные и полушерстянные, циркули, шнурки, ситепух, синтепон, мешковина, пластик.Итог работы: открытое занятие и выставка к концу обучения.Используемая литература и ресурсыКотова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Санкт – Петербург «Паритет» 2003.Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях – М; Айрис Пресс, 2003.Шпикалова Т. Я. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского севера. – М; Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М; Профиздат,1998.О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 годГалина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 годИ.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2007Берстенева Елена Вениаминовна, Догаева Наталия «Кукольный сундучок»-Москва, «Белый город»,2010Карин Нойшюц«Куклы - своими руками»Издательство: Evidentis. Год: 2001