"Подкова на память"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Подкова на память"
Автор: Меркулова Олеся Владимировна

Государственное бюджетное учреждениеСоциального обслуживания населения Ростовской области«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Песчанокопского района» ПРОГРАММА По кружковой деятельности«Подкова на счастье» Разработала:воспитатель Меркулова О.В. Пояснительная запискаНа протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Работа, выполненная своими руками, несёт в нашу жизнь новые впечатления. Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как самостоятельно изготовленный продукт творчества. Более интересной эта работа становиться, если воспитанники имеют возможность поработать в различных техниках – как традиционных (шитьё, вязание) так и нетрадиционных (плетение из газетных трубочек, работа с джутовым шпагатом). Выполняя изделия, ребёнок овладевает техникой, получает знания композиции, орнамента, узнаёт основы дизайна и художественного оформления. Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов разных народов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. С учетом всех перемен происходящих в обществе, была разработана специальная программа. Обучаясь по этой программе, ребенок испытывает радость от изготовления игрушки, куклы, оберегов. При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, речи, письма. Работа над изготовлением человеческих фигурок из ткани развивает пространственные и творческие способности, прекрасно корректирует недостатки памяти и внимания у детей, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.Направленность дополнительной образовательной программы.Программа «Подкова на счастье» имеет художественно-эстетическую направленность. Данная программа предлагается для детей с 4 - 7 лет (младшая группа), с 8- 18 лет (старшая группа).Оригинальность данной программы состоит в ее доступности для каждого ребенка, в том, что восприятие идет от простого к более сложному, как в плане познания, так и в . Групповая форма занятий ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и особенности каждого ребенка. Дети разделены на две подгруппы.Актуальность программы заключается в том, что ребенок приобщается к народной и современной культуре через изготовление семейных оберегов, так как история оберегов своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Древние люди приписывали силам природы сверхъестественный характер и старались задобрить их. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах. Эти фигурки в наше современное время превратились в сувениры, но тем не менее, не потеряли свою актуальность. Несмотря ни на что, вера в волшебную силу оберегов и амулетов сохранилась и до наших дней, и сделанные с любовью своими руками, до сих пор несут доброту и душевное тепло.Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания. Изготовление поделки из ткани помогает ребенку развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие.Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями разных народов мира.Новизна программы заключается в форме проведения занятий. Занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы. Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.Цель: Изучить историю и традиционную технологию создания семейных оберегов. Развитие художественно – творческих способностей каждого ребенка в процессе изготовления поделок из ткани.Задачи: Обучающие:
  • Сформировать навыки шитья;
  • Сформировать умения работать с эскизами и выкройками, шаблонами;
  • Сформировать навыки создания скульптуры головы, тела;
  • Обучать навыкам работы с различными материалами;
  • Научить изготавливать обереги в различных техниках;
  • Формировать положительную мотивацию к творческой деятельности;
  • Развивающие:
  • Развивать художественный и эстетический вкус;
  • Развивать зрительную и слуховую память, восприятие;
  • Формировать мелкую моторику кистей рук через шитье,вязание пластику, изготовление игрушек, оберегов и сувениров.
  • Развивать у воспитанников внимания, воображения и чувства цвета;
  • Развивать и обогащать словарный и речевой запас;
  • Воспитательные:
  • Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, культуру общения;
  • Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение вести себя со старшими;
  • Формировать навыки общения и коллективной деятельности;
  • Развивать самооценку за счет создания ситуации успеха.
  • Структура учебного занятия:
  • Инструктаж:
  • вводный – проводится перед началом практической работы, текущий во время практической работы
  • Ознакомительная часть.
  • Педагог демонстрирует готовое изделие. Знакомит с её историей, приводит интересные факты, рассказывает о функциях данного изделия, о ее применении в жизни, о технологии изготовления, проверяет все необходимое для работы.
  • Процесс изготовление.
  • Педагог поэтапно показывает, как создается изделие. Воспитанники повторяют весь процесс шаг за шагом. Педагог после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости.
  • Подведение итогов.
  • Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и самооценивания (умение описывать работу, свободное владение техникой работы, качество работы). (Запись последовательности изготовления и зарисовки, по необходимости). Получение готового продукта.Требования к знаниям и умениям:К концу обучения дети должны знать:
  • Правила поведения на занятиях;
  • Правила личной гигиены;
  • Технику безопасности;
  • Название видов прикладного искусства, которым занимались;
  • Название инструментов и приспособлений, с которыми работали;
  • историю русской народной и современной куклы, оберегов.
  • типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обережная)
  • Должны уметь:
  • работать с эскизами и выкройками, шаблонами;
  • создавать скульптуру головы, тела куклы;
  • работать с различными материалами;
  • изготавливать обереги, куклы , амулеты в различных техниках под руководством педагога;
  • использовать инструменты и приспособления;
  • шить одежду для кукол;
  • оформить костюм куклы
  • Методическое обеспечение образовательной программыДля обучения изготовлению народной и современной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя изготовление кукол, оберегов, подготовка к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных воспитанниками. При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
  • Воспитывающего характера труда;
  • Научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размерности);
  • Связи теории с практикой (80 % практика);
  • Систематичности и последовательности;
  • Доступности и посильности;
  • Наглядности;
  • Прочности овладения знаниями и умениями.
  • Формы организации деятельности:Групповая;Фронтальная;Экскурсия;Выставка;Индивидуальная.Методы обучения:Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый.Методы проведения занятий: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретическая часть - это повтор пройденного материла, объяснение нового, информация познавательного характера, которая сопровождается показом наглядного материала. Дидактическое и техническое оснащение занятий:Лекала, трафареты, шаблоны, таблицы памятки, технологические карты, альбомы с образцами, презентации.Материалы , инструменты, приспособления: ткани разной фактуры, тесьма, атласные ленты, ножницы, клей ПВА, силиконовый клей, пуговицы, проволока, нитки катушечные, нитки шерстяные и полушерстянные, циркули, шнурки, ситепух, синтепон, мешковина, пластик.Итог работы: открытое занятие и выставка к концу обучения.Используемая литература и ресурсы
  • Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Санкт – Петербург «Паритет» 2003.
  • Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях – М; Айрис Пресс, 2003.
  • Шпикалова Т. Я. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского севера. – М; Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
  • Войдинова Н.М. Куклы в доме. – М; Профиздат,1998.
  • О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- ММозаика-синтез», 1999 год
  • Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла»-Москва, «Культура и традиции», 2007 год
  • И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2007
  • Берстенева Елена Вениаминовна, Догаева Наталия «Кукольный сундучок»-Москва, «Белый город»,2010
  • Карин Нойшюц«Куклы - своими руками»Издательство: Evidentis. Год: 2001