Фразеологизмы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фразеологизмы
Автор: Кузьмина Любовь Александровна

План конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Школа России» Тема: «Фразеологизмы»Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.Задачи: 1)образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык.2)развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор.3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядныйСредства: учебник русского языка Канакина В. П., словари, карточки, тетради, ИКТХод урока1.Мотивация к учебной деятельности Психологический настрой.Здравствуйте, скажем, руками,Здравствуйте, скажем, глазами, Здравствуйте, скажем, ртом: « Здравствуйте!»Станет радостней кругом! Прекрасного всем настроения и много новых знаний!2.Словарная работа. Минутка чистописания.- Ребята, какое же словарное слово встретилось в нашем приветствии? (здравствуйте)-Какая орфограмма встречается в этом слове? (непроизносимый согласный звук в)
  • Значит, мы должны запомнить правописание этого слова, тем более каждый день мы его произносим. Давайте красиво и правильно запишем это слово в тетрадях и подчеркнём непроизносимый согласный в. Открываем тетради и записываем число.
  • Пожимая друг другу руку, мы не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья. Запишем слова:
  • Зд . ровье Будь зд . ров! ( На доске)
  • Что общего у этих слов? Как мы их назовём? (корень, однокоренные)
  • 3.Актуализаця знаний (составление кластера на доске) а)- Ребята, вспомните, из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений. А предложения - из слов.)- Сколько значений может быть у слова? Как мы называем? (однозначные и многозначные)
  • Слова, близкие по значению называются?..(синонимы)
  • Противоположные? (антонимы)
  • Одинаково звучат, разное значение? (омонимы)
  • - Где мы можем узнать, уточнить значение слова? (словари синонимов, антонимов, омонимов)б) Послушайте историю из книги К.Чуковского «От двух до пяти». Про какие же значения говорится в этом рассказе?«Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.Светлана стала как-то странно вертеться:- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…..»
  • Ребята, ответьте на вопросы:
  • -Почему Светлана не увидела лета?-Что имела ввиду мама Светы?-Почему девочка не поняла маму? А вы, слышали когда-нибудь такое выражение?-Как вы думаете, что оно обозначает?-А можно ли заменить его, одним словом? Каким? (скоро)4.Постановка учебной задачи.-В основе этого случая, который описал Корней Чуковский, лежит интересное явление языка, которое называется фразеологизм. (карточка на доске)-Слышали ли вы когда это слово? Знаете, что оно обозначает? Хотите узнать?Значит, какая тема нашего урока?Правильно, фразеологизм.Какие цели мы перед собой поставим?1.Узнать, что такое фразеологизм.2.Объяснять значение фразеологизмов.3.Составлять предложения с фразеологизмами. 4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах.5.Постановка проекта выхода из проблемной ситуации Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Давайте посмотрим это на примерах.а)Работа с учебником.
  • стр.49 упр.83 Прочитайте стихотворение Б.Заходера.
  • Кто такой тапир? В каком смысле он повесил нос? Как заменить одним словом? (расстроился, загрустил)
  • Значит, такие обороты речи не надо понимать буквально, смысл не выводится из отдельных значений слов, это устойчивое сочетание, в котором нельзя заменить слово или пропустить - называются фразеологизмами. Правило – фразеологизм - устойчивое сочетание слов Вывод и составление кластера: слова, составляющие фразеологизм теряют свое самостоятельное отдельное значение. Смысл имеет только все выражение в целом. Это сочетания слов, которые нельзя разрывать, -А где мы можем узнать значения фразеологизмов? (спросить у взрослых, одноклассников, посмотреть в словаре)б) Знакомство с фразеологическими словарями.-Значения фразеологизмов можно найти во фразеологических словарях. (учебник стр. 155)Например, вот таких.д) Физкульминутка (на внимание), «Привет» с капитаном крабомЧтоб все выполнить заданья,Чуть-чуть нам надо отдохнуть.Ну, ребята, дружно встанем- Надо косточки встряхнуть.6.Первичное закрепление во внешней речи.а) Упр. 84. Нахождение значений фразеологизмов в словарях.
  • Отдохнули. А теперь поработаем в группах. Вам нужно в словарях найти значения этих фразеологизмов и записать напротив. Работаем дружно, не ссорясь и прислушиваясь, друг к другу.
  • Один из членов каждой группы познакомит нас с полученным результатом.-Молодцы. Каждая группа справилась с поставленной задачей.б) Коллективная работа.-Ответьте мне на вопрос, зачем мы используем в своей речи фразеологизмы, если можно сказать одним словом?-Да, русский язык очень богат фразеологизмами, они прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы их будем знать, и научитесь их использовать в своей речи, тем выразительней и ярче станет ваша речь.Давайте прочитаем стихотворения Е.Лаврентьевой и понаблюдаем, как с помощью фразеологизмов она могла приукрасить свои произведения.Нос повесил Муравей-Потерял своих детей:Вдруг какой-то МуравьедПроглотил их на обед?Утонули, заблудились,Мухомором отравились,К пауку попали в сети…И дрожат от страха дети!Где сейчас вы, муравьишки?А тем временем детишкиНа пеньке у лесопилкиСочиняют вслух страшилки.-Какой же фразеологизм вы здесь заметили?Как вы понимаете значение этого фразеологизма?Недоволен рыболов:-Почему плохой улов?Размышляя над вопросом, Он клевал всё время носомБежали голову сломяИз леса Стёпа с Федей.Увидели средь бела дня В малиннике медведя.По грибы Егор пошёлСобирал он здорово:Два гнилых сморчка нашёл,А наврал с три короба.-А теперь составьте предложения с данными фразеологизмами.7.Самостоятельная работа а) Работа по карточкам.в) ПроверкаНа столах у вас лежат карточки-тесты. Нужно правильно выбрать значения фразеологизмов и отметить крестиком. Начинаем.Закончили. А теперь проверяем по экрану. У кого всё правильно встаньте. Молодцы, многие справились с заданием.7.Рефлексия.Вот и подошёл наш урок к концу. - Вспомните, какой была тема нашего урока?Самооценка. – Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:1. Я переливал из пустого в порожнее.2. Я устал и вышел из себя.3. Я работал, не покладая рук. 4. Я устал, но взял себя в руки.5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.8.Домашнее задание: выполнить упражнение №82 из учебника.