мини - музей
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: мини - музей
Автор: Солдатенко Олеся Викторовна, Гвинейская Светлана Львовна
Гвинейская Светлана Львовна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 41 Солнышко города Белово, Кемеровская область
gvineyskaya55@mail.ru
Солдатенко Олеся Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 41 Солнышко города Белово, Кемеровская область
Soldatencko.olesya@yandex.ru
Мини – музей как форма проектной деятельности в детском саду
В статье представлена реализация направления Музейная педагогика в детском саду. Практическая значимость в возможности применения мини - музея в повседневной практике. Работа в музее увлекает детей, стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей.
Музей, культура, история, воспитание, образование
Литература
1. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики /В.М. Воронович//N 12. -2007. – С.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова//. – М.: ТЦ Сфера. 2006. - с. 64
3. Рыжова Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду /Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова// - М.: Линка-Пресс, 2008. 256 с., илл.
Введение федеральных государственных требований и переход к ФГОС – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, изменения системы дошкольного образования. Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставят перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально реализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательно-образовательного процесса. Организовать познавательно – исследовательскую деятельность средствами совместных проектов с воспитанниками возможно с помощью музейной педагогики.
Известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский придавали огромное значение образовательной, воспитательной функциям музея.Что же такое музей? Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.
На современном этапе развития общества обращают внимание на разновекторную значимость музеев, связанную с их деятельностью. Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н.Г.Макарова, 1987, Т.А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А.Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000). Фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, которая включает произведения искусства, старины, памятники архитектуры, экспонаты различного содержания.Н.А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев: образовательную, развивающую, просветительскую, воспитательную.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса. Развиваются познавательно – исследовательские навыки в обследовании предметов.
Понятие музейная педагогика введено в научный обиход в конце 19 века в Германии. В нашей стране термин музейная педагогика начал употребляться только в 70-ые гг. 20 века. Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. В настоящее время музейную педагогику рассматривают как современную инновационную педагогическую технологию.Музейная педагогика приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания, дети способны усваивать новое (М.Ю. Коваль, О.В. Дыбина, Л.В.Пантелеев, Н.А.Рыжова). В детском саду, работающем в режиме развития, встает вопрос о необходимости обновления методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, о необходимости создания системы, позволяющей современному ребенку вести диалог о предметном мире, созданном человеком; стимулировать интерес к объектам природы.
Мы рассматриваем музейную педагогику как взаимодействие музея и ребенка, и как инновационную технологию формирования познавательно-исследовательского развития детей в условиях дошкольного учреждения. Происходит активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс средств музейной педагогики, создание в МБДОУ № 41 музейно-образовательного пространства, центрами которого являются мини-музеи познавательного содержания. Важным материалом являются разработанные познавательно – исследовательские проекты мини-музеев, методические пособия и рекомендации по познавательному развитию детей дошкольного возраста.
При реализации технологии музейной педагогики в детском саду созданы мини-музеи познавательно-исследовательского содержания с учетом интересов воспитанников, выявленных в наблюдениях и беседах; их возрастных особенностей. В условиях дошкольного учреждения невозможно оформить экспозиции, соответствующие требованиям настоящего музея, поэтому и называются они мини-музеями. Часть слова мини отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Содержание деятельности по разработке проектов мини - музеев включает четыре этапа.
На подготовительном этапе проводится анкетирование воспитателей, которое показывает, что педагоги обладают навыками проектирования, большинство из них, выразили желание участвовать в проектной деятельности по организации мини-музеев. Организуется диагностическое обследование познавательно-речевого развития детей. Подбираются и проводятся консультации по темам: Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников, Мини - музей – неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения, От коллекции к музею. На педагогическом часе Разработка групповых проектов мини-музеев воспитатели знакомятся с положением о проектной группе, проектном совете и другими локальными актами. Педагоги уточняют знания о видах проектов мини-музеев в ДОУ, этапах работы в проектной деятельности. Семинар – практикум Музейная педагогика в детском саду дает возможность приобрести навыки в работе над проектами мини-музеев. На педагогическом совещании Музейная педагогика в дошкольном учреждении уточняются и закрепляются знания педагогов по организации проектов мини-музеев в группах, используется возможность провести их презентацию в разнообразных формах (защита, слайд шоу, видеосюжет).
На II этапе осуществляется реализация проектов мини-музеев. На основе полученных данных анкетирования и диагностического обследования, приобретенных знаний педагогами избираются темы проектов мини-музеев, определяются цели и задачи с учетом интересов детей, их возрастных особенностей. Тема проекта мини-музея обусловлена повышенным интересом детей к познавательно-исследовательской деятельности. К разработке проектов мини-музеев воспитателями привлекаются специалисты ДОУ, дети, родители. Педагогами активно изучается педагогическая, энциклопедическая, художественная литература, опыт педагогов детских садов по проектам мини-музеев. Составляется алгоритм работы по разработке и реализации проектов мини-музеев. Разрабатываются конспекты занятий, экскурсий, бесед, наблюдений. Подбирается художественное слово: стихи, рассказы, загадки, потешки, словотворчество по темам проектов мини-музеев. Оказывается родителей помощь в поиске нужной информации к проектам мини-музеев через интернет, в литературе. Изготавливаются атрибуты, пособия, шьются костюмы.
На III этапе реализуется внедрение проектов мини-музеев. Практический этап предполагает проведение занятий, экскурсий, бесед по теме проекта мини-музея. Организуются наблюдения, игры с использованием художественного слова и наглядного материала. Проводятся консультации для родителей по изготовлению костюмов, атрибутов, пособий. Организуются тематические фотовыставки, оформляются фотоальбомы. Разработанные проекты мини-музеев, приложения к ним оформляются в брошюры. Познавательно – исследовательские навыки и умения детей фиксируются фотосъемкой педагогов и родителей, фотографии оформляются в фотоальбом. Педагоги готовятся к презентации проектов мини - музеев на педагогическом совете, методическом объединении.
На IY этапе обеспечивается функционирование мини-музеев. Организуются презентации восьми проектов мини - музеев в младших группах: Часы-часики, Моя кошка, в средних группах: Золотая рыбка, Фантик, в старших группах: Мой лучший друг, Волшебная вода, в подготовительной группе Мир транспорта, в специализированной группе Волшебная пуговица на педагогическом совещании. Педагоги делятся опытом работы с коллегами на городском практико-ориентированном семинаре Мини-музей как форма проектной деятельности в детском саду.
Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях дошкольного образовательного учреждения?
У ребенка есть шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею, формируется ценностное отношение к природе, окружающим предметам, искусству. У дошкольников появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии красивых предметов, объектов живой и неживой природы.
В результате совместной деятельности педагогов, детей и родителей над познавательно – исследовательскими проектами в детском саду функционирует восемь мини-музеев. У дошкольников появилась возможность быть посетителем маленького музея, взять на себя роль экскурсовода и познакомить сверстников, педагогов и родителей с его экспонатами и экспозициями.