Особенности организации учебного процесса детей с аутическим расстройством в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности организации учебного процесса детей с аутическим расстройством в начальной школе
Автор: Ярмолич Наталья Сергеевна

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой ряд спектр психологических особенностей, которые описывают широкий круг аномального поведения, затруднений в установлении социальных контактов и коммуникации.Дети с РАС являются достаточно полиморфной группой. При таком расстройстве может наблюдаться множество разнообразных симптомов и проявлений в поведенческой и эмоциональной сферах. Так, у одного ребенка в большей степени могут наблюдаться эмоциональные нарушения, у другого нарушена поведенческая сфера. Важно учитывать, что общее состояние ребенка может включать в себя комплекс нарушений как в одной, так и в другой сфере. Основные проблемы детей с расстройствами аутистического спектра: Особенности тонических процессов.  Тонус недостаточен (пресыщение развивается очень быстро), либо искажённый вариант, когда тонус жёстко фиксирован, переключить ребёнка на другой вид деятельности невозможно. Таким образом, при работе с детьми с аутизмом нужно учитывать особенности тонических процессов. Необходимо остановиться чуть раньше, чем наступит пресыщение, потому что за пресыщением легко наступает негативизм.Память. У аутичных детей, как правило, лучше развита механическая память. Внимание. Тонические процессы очень тесно связаны. Иногда практически не удаётся привлечь внимание ничем. Иногда фиксирует на чём-то, но так жёстко, что переключить на что-то другое невозможно. Решение проблемы внимания при аутизме – это решение проблемы тонуса. Непроизвольное внимание и память при аутизме относительно сохранны. Эти функции могут использоваться как основа как основа для формирования новых достижений в развитии.Восприятие фрагментарно (видя одну точку, не могут перейти в другую). Самое доступное – зрительное восприятие, то есть при обучении необходима максимальная визуализация всего, что возможно.Речевые нарушения. При аутизме нарушения речи есть всегда. Страдает речевая коммуникация (нарушена коммуникативная функция речи). Внешние проявления: мутизм, эхолалии, фразы-штампы, автономность речи, отсутствие обращений, нарушения звукопроизношения, грамматического строя речи, просодики, связности высказывания. Эхолалии для аутизма очень характерны. Бывают не только немедленные, могут быть отсроченные по времени – через несколько минут и более продолжительное время. При аутизме чаще встречаются смягчённые эхолалии – материал воспроизводится не совсем так. Например, могут убрать какие-то слова, прибавить, переставить, изменить грамматическую категорию. Если такое наблюдается – это очень благоприятный знак. Чем менее понятен материал, тем больше эхолалий в речи ребёнка. Прежде чем начинать работать с эхолалиями, нужно понять, после чего она возникает.Проблема речевого развития – когда возникает речевой замысел, он не структурирован. Последовательность слов – сукцессивно организованный процесс, для аутичного ребёнка это невозможно. Выход из этого – стереотип, стереотипный набор понятий, но при аутизме нет гибкости формирования понятий.Спонтанность высказывания и просодика – те нарушения, преодолеть которые практически не удаётся. Но в комфортной ситуации проявление речевых нарушений сглаживается.Чтение, письмо. Большое значение имеет освоение ребенком учебных навыков чтения, письма, счета. Эти навыки становятся новыми средствами коммуникации, новыми каналами получения информации о мире, взаимодействия с другими людьми. Как правило, аутичный ребенок чрезвычайно гордится этими достижениями, переживает, если у него возникают трудности.Для него очень важны учебные предметы, которые расширяют его знания об окружающем мире и других людях. В начальной школе это чтение, окружающий мир, потом предметы гуманитарного цикла. Здесь, как и везде, ему нужны не формальные знания, а их связь с его реальной личной жизнью. Если для ребенка с обычным отставанием в умственном развитии такая связь с непосредственным жизненным опытом важна для облегчения понимания отвлеченных знаний, то здесь, наоборот, идущее от учителя осмысление законов окружающего мира, мира других людей может стимулировать адекватное осознание, проработку вместе с ребенком его личных отношений с миром и людьми.Особенно важными нам представляются занятия такого ребенка литературой, сначала детской, потом классической. Необходимо медленное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение заложенных в этих книгах художественных образов людей, обстоятельств, логики их жизни, осознание их внутренней сложности, неоднозначности внутренних и внешних проявлений, отношений между людьми. Это способствует улучшению понимания себя и других, уменьшает одноплановость восприятия мира, стремления все делить на черное и белое, развивает чувство юмора. Понятно, как все это важно для социализации такого ребенка, его эмоциональной стабилизации.У аутичных детей  нарушена просодика. Они не учитывают пунктуационные знаки. Даже интеллектуальные дети не вникают в прочитанный текст. Тексты нужно подбирать понятные для детей, ничего абстрактного. Книга с иллюстрациями – закрываем рисунок, просим прочитать. Потом просим ответить на вопросы, потом – рассматриваем рисунок. Лучше использовать тексты, которые касаются жизни.Математика. Понимание количества и соотнесение с цифрой нарушено, этому нужно учить. Если не знает цифр – начинать с обучения количеству. Говорить не +, -, а прибавить, сложить (смысловые понятия). Становится доступнее понятие «слагаемое». Начинать нужно с элементарных математических понятий (один – много, длинный – короткий, толще – тоньше и др.). Если не понимает «один-много», не учим складывать.Всегда очень трудно понимание задачи, даже если формально интеллект высокий. Очень важна наглядность.Трудно понимают – на …больше, на …меньше, одинаково, столько же. Нужно сравнивать – где больше, где меньше, почему и тогда уже на сколько. Вся эта работа должна активно начинаться уже в младшей школе, без нее обучение в средней и старшей школе может внешне идти успешно, но реально оказаться формальным накоплением знаний, которыми ребенок не сможет воспользоваться.Физические упражнения, как известно, могут и поднять общую активность ребенка и снять его патологическое напряжение. И то и другое актуально. Известно, что такой ребенок в большинстве случаев испытывает огромные трудности на всех уровнях организации моторного действия: нарушения тонуса, ритма, координации движений, распределения их в пространстве. Все эти трудности становятся особенно явными в ситуации произвольной организации ребенка. Ему необходима специальная индивидуальная программа физического развития, сочетающая приемы работы в свободной, игровой и четко структурированной форме.Уроки технологии, изобразительного искусства, музыки в младшем возрасте тоже могут сделать очень много для адаптации такого ребенка в школе. Прежде всего именно на этих уроках аутичный ребенок может получить первые впечатления того, что он работает вместе со всеми, понять, что его действия имеют реальный результат. Это очень важно для него.Учитывая неловкость рук такого ребенка, мы должны подбирать для него задания так, чтобы он чувствовал в них свою состоятельность, чтобы работа не была особенно трудной, а эффект был ярким. Особой проблемой могут стать импульсивные действия такого ребенка, уничтожение им результата собственной работы - внезапное стремление порвать рисунок и т. п. Однако, уже через секунду ребенок обычно горько жалеет о том, что сделал. Чтобы не допустить подобного, учитель должен немедленно после окончания работы забрать рисунок или поделку, поставить ее в безопасное место - на полку, повесить на стену, но так, чтобы все могли видеть ее, радоваться вместе с ребенком его успеху.Условия для успешного процесса обучения детей с РАСИсходя из этого важной проблемой на современном этапе развитии системы образования является учебного процесса детей с РАС. И начинать создавать условия для успешного процесса обучения детей с РАС необходимо уже с начальной школы. Окружающая обстановка. Помещение, в котором обучается ребенок страдающий аутизмом, должно быть успокаивающим и не должно быть загроможденным посторонними предметами. На стенах комнаты не должно быть ярких схем и плакатов. Стимуляторы в виде ярких цветов или громкой музыки часто отвлекают детей-аутистов, в результате чего они не могут сконцентрироваться должным образом. Постарайтесь выделить определенное место для занятий определенной деятельностью. Так, например, если для уроков рисованием было выделено место возле окна, то оно ни в коем случае не должно меняться. В этом случае, когда вы попросите ребенка сесть возле окна, он будет знать о том, что настало время для занятий рисованием.Однообразное расписание занятий. Расписание уроков не должно меняться, то есть у детей-аутистов не должно быть никаких сюрпризов. Для отображения расписания уроков детей-аутистов обычно используются картинки. Использование картинок, представляющих определенную деятельность в классе, помогает ребенку-аутисту понять, что будет происходить. Предсказуемость помогает ребенку-аутисту сосредоточиться на учебном процессе. Именно поэтому однообразное или постоянное расписание уроков повышает эффективность процесса обучения детей-аутистов.Ограниченность выбора. Не стоит перегружать сознание ребенка-аутиста несколькими вариантами, представленными на выбор, так как это может сбить его с толку, и он не сможет понять, что ему следует делать. Так, например, если вы хотите узнать какой урок ему нравится больше всего, не стоит показывать ему картинки с изображением 5 – 6 занятий одновременно. Покажите ему всего лишь 2 картинки и позвольте ему выбрать одну из них.Общение. Используйте самые простые слова не вызывающие затруднений для понимания у детей-аутистов. Разговаривать с ребенком-аутистом нужно спокойным тоном, так как любое повышение голоса может вызвать тревогу и беспокойство у ребенка-аутиста. В процессе общения с ребенком-аутистом физический контакт должен быть сведен к минимуму, так как дети-аутисты не понимают язык жестов и не смогут правильно понять ваши прикосновения.Занятия. Занятия для детей-аутистов должны быть организованы таким образом, чтобы они помогали им приобрести необходимые навыки общения и адаптироваться в обществе. Как можно чаще побуждайте детей к общению друг с другом, так они смогут научиться правильному поведению в обществе. Занятия должны также помогать детям-аутистам определять эмоции других детей, а также свои эмоции. В процессе обучения можно использовать короткие истории, описывающие определенные ситуации и обучающие детей-аутистов поведению в определенных ситуациях. Такие занятия должны быть правильно организованы учителем, так как дети-аутисты часто сталкиваются с основными трудностями связанными с навыками общения и поведением в обществе. В процессе обучения учитель должен использовать как можно больше картинок и наглядных пособий, так как они значительно ускоряют процесс обучения детей-аутистов. Разработка плана занятий. План занятий должен быть ориентирован на обучение детей-аутистов жизненно необходимым навыкам, которые помогут им стать независимыми людьми. Так, например, план должен включать занятия по обучению навыкам самообслуживания, навыкам общения, навыкам поведения в обществе, навыкам обращения с деньгами и т.д. Помимо вышеописанных стратегий обучения детей страдающих аутизмом, есть еще два важных момента, о которых стоит помнить при работе с детьми-аутистами. Во-первых, дети-аутисты должны быть ограждены от любых стрессовых ситуаций, которые могут стать причиной агрессивного поведения. Во-вторых, дети-аутисты испытывают трудности в самовыражении. Именно поэтому при работе с ребенком-аутистом учитель должен быть предельно внимательным.ЗаключениеОсновной целью образовательного учреждения, в котором обучают детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), является создание специальных условий, которые позволили бы детям не просто усвоить учебные программы, но и способствовали бы развитию и социальной адаптации таких учащихся. Чтобы образовательный процесс был организован на высоком качественном уровне, необходимо обеспечить соблюдение ряда психолого-педагогических условий обучения, учитывая особые образовательные потребности учащихся, а также обеспечить детям с РАС дифференцированную многопрофильную помощь специалистов. Только при условии системного взаимодействия профессионалов различных профилей, к которым обязательно относятся учителя-предметники, педагоги-психологи, логопеды, дефектологи, педагогами дополнительного образования и др, организация всесторонней качественной помощи детям с РАС будет возможна, а процесс их обучения будет эффективным.