Приобщение к культурному наследию чувашского народа«Моя Чувашия-мой край родной»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение к культурному наследию чувашского народа«Моя Чувашия-мой край родной»
Автор: Максимова Валентина Геннадиевна

Таджидинова Елена Николаевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №42» г. Чебоксары ,Максимова Валентина Геннадиевна, воспитатель«Проект по патриотическому воспитанию «Мой город - Чебоксары» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальная. Сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: " С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства и изучения истории своего народа. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному селу, краю, наконец, к Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.Цель проекта: Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой Чувашского народа. Задачи проекта:
  • Изучить современное программно - методические обеспечение по теме.
  • Пополнить развивающую среду дидактическими материалами, атрибутами к сюжетно-ролевым играм.
  • Наработать и систематизировать материал об историческом прошлом, достопримечательностях, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.
  • Организовать встречи со старожилами,
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность в условиях детского сада.
  • Организовать сотрудничества с семьями воспитанников, с музеем,
  • библиотекой. Ожидаемые результатыДети: Сформированы обобщенные представления о городе Чебоксары, его истории образования и развитии, географическом положении, своеобразии архитектуры, основных достопримечательностях, связанных с историей, культурных объектах (музеи, памятники). Замечают и называют изменения, происходящие в городе, знают известных людей. Памятники, объекты культуры. Участники проекта:Воспитатели, дети, родители воспитанников. Срок реализации проекта:Долгосрочный - на один учебный годКонцептуальные основы проекта.Оригинальность проекта и его инновационный характер обеспечивается внедрением в практику с детьми старшей группы следующих идей:- реализация проекта предусматривает интеграцию образовательных областей;- обеспечение для успешной реализации проекта взаимодействие воспитателя, педагогического персонала , родителей;- сотрудничество с краеведческим музеем, детской библиотекой, со школой.Этапы проекта. I этап – подготовительный, включает в себя:1) анкетирование родителей на выявление знаний и представлений о городе, его истории, достопримечательностей,2) диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре города,II этап – основной, включает в себя:1)разработать перспективный план «С чего начинается Родина», включающий, совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.2) пополнение развивающей среды,3) организовать выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,4) участвовать в конкурсах, праздниках 5) выпуск газеты «И это все о нас».III этап – итоговый, включает в себя:1) итоговое диагностирование детей,2) повторное анкетирование родителей.3) презентация проекта для воспитателей детского сада.4) показ совместной деятельности детей и воспитателя по теме «Край сто тысяч песен» Форма работы с детьми: 1.Непосредственно-образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; 3. Самостоятельная деятельность детей;4. Взаимодействие с семьями детей.Работа с родителями:Тематический планработы по патриотическому воспитаниюдетей старшей группыВзаимодействие с другими социальными институтами библиотека-проведение тематических выставок, познавательных игр-занятий.(ноябрь)Музей боевой славы СОШ 36 -выставка детских рисунков «Моя малая Родина» (март) - Знакомство участниками ВОВ (апрель)«Моя малая Родина», «Знаменитые люди города» (февраль) ЗаключениеАнализ реализации проекта В ходе реализации проекта «Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с «малой Родиной» была удовлетворена потребность детей в получении знаний о своем родном крае и городе Чебоксары. У них появилось чувство осознанной радости, гордости за свой поселок, понимание того, что город Чебоксары является их малой Родиной. Произошло это благодаря разнообразным формам работы с детьми и родителями, а также тесному взаимодействию педагогов, специалистов детского сада и социальных структур села. «Подлинная встреча» с культурным наследием помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения, и оценки характерные данному возрасту. У детей наблюдается: - рост познавательной активности; - повышение качества усвоения знаний о родном крае; - повышения уровня социализации, дети являются активными участника­ми всех мероприятий проводимых в детском саду.История малой родины, как и вся история Отечества, хранит неисчерпаемые знания развития всего человечества. Значительное место здесь отведено историческим сведениям, знаменательным датам, биографиям известных земляков, внесших достойный вклад в социально-экономическое развитие города Чебоксары, Чувашии и всей России. Мы уверены в том, что потомки достойно продолжат наши добрые традиции и дела. ЛитератураАлешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» М. 2004г. Воспитательная система «Маленькие Россияне». Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. М.: «Мозаика Синтез» 2007г.Дергачев Л.Н. «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников» журнал «Дошкольная педагогика» №2 2009г.Елчěк тăрăхě. Истори очеркӗсемупашкар, 2002г.Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005г.Кузьмина Р.Б., Капустина М.А. «Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике». – Чебоксары: «КЛИО», 1998.С.Козлова, Т.Куликова «Дошкольная педагогика», глава «Патриотическое воспитание».С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Под ред. Л.А Кондыркиной, М.: «Сфера»2005г.