Приобщение к культурному наследию чувашского народа- создание мини музея «Моя Чувашия-мой край родной»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение к культурному наследию чувашского народа- создание мини музея «Моя Чувашия-мой край родной»
Автор: Елена Николаевна Таджидинова
Приобщение к культурному наследию чувашского народа-
создание мини музея Моя Чувашия-мой край родной
Подобно тому, как цветок вырастает из зерна,
наша любовь к Родине имеет своим истоком
тот уголок земли, где мы родились и выросли
(Н. Смирнов)
ВВЕДЕНИЕ
С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Решая задачу формирования семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу образовательной области Социализация федерального государственного требования коллектив детского сада проводит углубленную нравственно патриотическую работу. Немаловажным этапом введения проектной деятельности в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.
Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.
Почему мы хотим создать мини-музей в дошкольном учреждении?
Причины самые разные. Во-первых, наше дошкольное учреждение находится вдали от настоящих музеев. Во-вторых, многие родители считают, что детям дошкольного возраста еще рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому мы решили создать собственный мини-музей в группе.
Но самое главное – мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой. Мы считаем, что мини-музей должен быть реальным помощником для педагогов, которые в доступной форме должны довести информацию об истории, культуре и традициях народа до каждого маленького гражданина.
Цель работы разработать систему мероприятий по организации деятельности мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста, по воспитанию их в национальных традициях.
Задачи:
Определить специфику культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Выявить содержание традиций народной культуры, доступных детям дошкольного возраста и дидактические средства для достижения цели исследования.
Разработать рекомендации по совершенствованию приобщения детей к родной культуре.
Вовлечение родителей в процессе обучения чувашской культуры.
Приобщение к музыкальному искусству чувашского народа.
Формировать гражданские качества личности через осознание культурных и исторических ценностей страны.
Участники проекта:
Воспитанники старшего дошкольного возраста;
Родители воспитанников;
Специалисты, воспитатели, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2023 – май 2024.
При реализации проекта используются основные формы приобщения детей к культурному наследию:
праздничные посиделки;
посещение краеведческих музеев;
оформление в группе мини-музея;
познавательные беседы;
творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
экскурсии, целевые прогулки;
посещение народных ремесленников села.
У ребенка появляется конкретное представление о народных обрядах и традициях, развивается мышление, воображение, диалогическая речь, двигательная активность и физическая выносливость.
Этапы проекта:
I этап
подготовительный
мониторинг уровня знаний воспитанников о культуре чувашского народа, мониторинг заинтересованности родителей в данной проблеме, изучение научно-методической литературы,
разработка плана деятельности мини-музея Родничок
сентябрь-декабрь 2023
воспитатель
II этап
основной
Выбор темы мини-музея;
Определение места размещения мини-музея; сбор экспонатов для музея; альбомы о чувашских национальных костюмах;
дидактические игры, направленные на развитие познавательных способностей; Оформление буклета мини-музея; В процессе организации мини–музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
Январь 2024 – апрель 2024 г.
воспитатель
III этап
заключительный
Повторная диагностика детей. Презентация проекта перед воспитателями детского сада.
май 2024
воспитатель
Перспективный план работы с детьмиДОУ (старшая группа)
Месяц
Тема
Программное
содержание
Методы и приемы
Сентябрь
В гостях у бабушки Праски.
Познакомить детей с жилищем чувашского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на чувашском и на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого.
Экскурсия в краеведческий музей. Встреча Хозяйки. Беседа. Осмотр избы. (музейная комната, макет избы).Рассказ воспитателя. Объяснение. Игра Кто быстрей поможет хозяйке.Обобщение.Анализ.
Октябрь
Мир старинных вещей.
Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь. Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.
Экскурсия в краеведческий музей. Объяснение. Беседа. Рассмотрение экспонатов.Рассказ воспитателя. Фольклор.Игра Кто быстрее принесет воду на коромысле.Обобщение.Анализ.
Ноябрь
Вечера долгие руки умелые.
Мастерская.
Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие.
Экскурсия в краеведческий музей. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты. Рассказ воспитателя. Объяснения.Загадки. Словарная работа.Игра Кто быстрей намотает клубок. Пословицы. Обобщение. Анализ.
Декабрь
Рабочие руки не знают скуки.
Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей с ч.н. сказкой Колосок. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника.
Экскурсия в музей. Объяснение.Рассмотрение экспонатов.Рассказ воспитателя.Чтение сказкиКолосок. Беседа.Пословицы о труде.Обобщение.Анализ.
Январь
Рукодельницы
Познакомить детей с работами рукодельниц прошлого века. Формировать у детей любознательность, интерес к прошлой истории. Продолжить знакомить с детским фольклором. Научить к ч. н. игре У кого кольцо. Воспитывать умение видеть красоту, восхищаться трудом вышивальщицы.
Экскурсия в музей.Сюрпризный момент Бабушкин сундук. Объяснение. Беседа.Рассмотрение экспонатов.Рассказ воспитателя. Фольклор.Игра У кого кольцо. Обобщение.Анализ.
Февраль
Так мы раньше одевались.
Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить чувашскую и русскую одежду в старину.Найти похожие и отличительные черты обоих национальных костюмов. Развивать разговорную речь. Формировать интернациональное чувство. Воспитывать толерантность.
Экскурсия в музей.Сюрпризный момент В бабушкином сундуке разные одежды. Рассмотрение одежды. Объяснение.Беседа. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Фольклор. Игры Одень правильно куклу, Расскажи как кукла одета. Анализ.
Март
Что за праздник – Саварни?
Познакомить детей с чувашским национальном праздником Саварни: его историей, когда он проводится, на этом празднике какие соблюдаются обычаи. Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям чувашского народа.
Нарядная одетая кукла.Объяснение воспитателя (почему сегодня кукла нарядная).Рассказ воспитателя о празднике. Игра Бои петухов.
Поговорки о весне.Анализ.
Апрель
От лучинки до электрической лампы.
Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.
Экскурсия в музей. Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ воспитателя (как и с помощью чего освещали избу в старину). Вопросы: Что было бы, если не было электричества? Игра Гори, гори ясно.
Май
Люби свой край и воспевай.
Дать понятие о празднике Ниме: как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к чувашской культуре.
Рассказ воспитателя о празднике Ниме.Рассмотреть иллюстрации. Чтение стихов. Игра Ниточка с иголочкой. Обобщение. Анализ.
План реализации проекта.
Основные мероприятия по достижению целей проекта:
Установление и поддержание взаимоотношений с учреждениями культуры города и края, музеями и выставками, салонами, институтами культуры и образования, с Домами детского творчества, с Музеями Боевой славы и т.д.
Проведение национальных праздников и развлечений, посиделок, обрядовых мероприятий с детьми и взрослыми.
Участие в праздниках единения, обновления и экологических акциях, проводимых в районе и в городе.
Проведение мероприятий, направленных на развитие исторических традиций.
Посещение культурных учреждений города и праздников, проводимых администрацией города.
Организация встреч с интересными людьми.
Организация уголков родного края в группах.
Пополнение фонда музея новыми экспонатами.
Организация библиотеки книг чувашского издательства художественного и краеведческого содержания.
Оформление тематических стендов.
Изготовление дидактических игр и пособий.
Разработка перспективных планов работы по данному направлению.
Организация кружковой работы.
Организация выставок работ детей и родителей.
Выявление лучшего семейного опыта воспитания.
Ознакомление детей с изделиями народных умельцев.