"Прогулка в зимний лес"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Прогулка в зимний лес"
Автор: Наталья Николаевна Питалева
Тема: "Прогулка в зимний лес"Цель: формирование экологического сознания дошкольников.Задачи:1. Обучающая : обобщить знания детей об изменениях в живой и неживой природе зимой.2. Развивающая: развивать познавательный интерес, активизировать словарь детей.3. Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, желание беречь природу, не наносить ей вред.Для достижения цели были использованы следующие формы и методы работы:- наглядный метод (иллюстрации)- словесный (рассказ, худ. слово)- практический (экспериментирование)- игровой прием (дид игра, проблемная ситуация)- прием эмоциональной заинтересованности (загадка, обыгрывание экспериментальной деятельности).По содержанию НОД является интегрированный. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:- познавательное развитие-социально-коммуникативное развитие- речевое развитиеМною была проделана следующая предварительная работа:Чтение рассказов В. Бианки «В зимнем лесу», Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?!», сказки о животных, рассматривание иллюстраций С. Радкевича «Встреча с животными», заучивание стихов, пословиц, загадок, изобразительная деятельность: «В зимнем лесу», «Зимушка-зима», «Птичья столовая».Образовательный процесс осуществляется в двух организационных моделях:Совместная деятельность взрослого и детей.Самостоятельная деятельность детей.Присутствовала как монологическая, так и диалогическая речь.Считаю, что со всеми поставленными задачами справилась.Материалы и оборудование: ноутбук, интерактивная доска, аудиозаписи музыки П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь», «Зимней мелодии», метели, хруст снега, презентация «Здравствуй, зимний лес, полный сказок и чудес!», конверт, "книга зимы", голоса лисы, белки, волка, лося, кабана, зайца, голоса птиц, бумажные снежинки, пластиковые ложки, тарелки, лупы, соль. Используемая источники:1. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая ,подготовительная группы). – М.:ВАКО, 2005. – 240 с.2. Л.А.Каменева Как знакомить дошкольников с природой, М., 19833. Детская энциклопедия: Я познаю мир./ Под ред. Хинн О. М.:АСТ, 1996.Содержание:Воспитатель: Ребята, как много у нас гостей, давайте поздороваемся с ними.Я сегодня утром нашла письмо. Хотите знать от кого?Для этого отгадайте загадку:Тройка, тройка прилетела.Скакуны в той тройке былиА в санях сидит царица,Белокожа, светлолица.Как махнула рукавом -Все покрыла серебром.Дети: Зима.Воспитатель: Может кто-то из вас умеет читать.Ребенок: (зима)Воспитатель: Правильно, молодцы.А что за тройка прилетела?Дети: (Декабрь, январь, февраль)Воспитатель: Молодцы. Давайте почитаем письмо. (слайд 1)На прогулку в зимний лес Приглашаю вас пойти.Интересней приключеньяВам, ребята, не найти!По дорожкам, по тропинкам,По лесу гулять пойдёте!Много, много интересногоВ зимнем вы лесу найдете.Воспитатель: Зима-кружевница приглашает нас в сказочный лес. Он сейчас, наверное, очень красивый. Согласны ли вы отправиться в путешествие?Дети: Да. Воспитатель: -Тогда в путь. А как мы с вами должны одеться, чтобы не замерзнуть в зимнем лесу? Дети: Одеться потеплее.(Дети имитируют движения).Шубу, шапку, рукавички,Шарфик намотаем теплый,Валеночки-невелички!И не страшен снег нам мокрый!Воспитатель:- Ребята, на чём же нам добраться до леса?Дети: На лыжах, на снегоходе.Воспитатель: Давайте прокатимся на лыжах. Ну что, в путь?Игротреннинг «В лес на лыжах мы пойдем»:Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,По сугробам высоко ноги поднимаем,А по льду совсем легко тихонечко шагаем.Чтоб в лесу не заблудиться, быстро, быстро мчимся.Мы деревья и кусты змейкой обойдем,И к лесной поляне вскоре мы придем. Вот мы и пришли. (слайд 2) Звуки хруста снега. (слайд2 включить звук) Воспитатель: - Что это за звуки?Дети: -Снег хрустит.Воспитатель. -Что такое снег?Дети: -Замерзшая вода.Воспитатель: -А как это проверить?Дети: -Принести снег в тепло, он и растает.Воспитатель: -Хотите узнать почему хрустит снег?Дети: -Да.Воспитатель: Тогда проведем опыт.Воспитатель: -На что похож снег?Дети: - Соль, сахар, манная крупа. Воспитатель: Возьмем крупную соль. Она насыпана у нас на тарелках. Давайте рассмотрим ее поближе. Для этого возьмем лупу и рассмотрим соль поближе. Из чего она состоит?Дети: -Из кристалликов. Воспитатель: -Теперь берём ложку и попробуйте надавить ею на соль несколько раз. Ребята, что вы слышите?Дети: - Слышен скрипящий или хрустящий звук .Воспитатель: -Как вы думаете, откуда появился такой звук?Дети: - Это ломаются кристаллики соли. Воспитатель: -Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.Вывод. Воспитатель: -Из чего состоит снег? Дети: - Снег состоит из снежинок.Воспитатель: -Что же с ними происходит, когда мы на них наступаем? Дети: - Кристаллики снежинок ломаются, поэтому слышен треск. Воспитатель: -Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит. Воспитатель: - Когда вы нажимали ложкой на соль, что появлялось на ровной поверхности?Дети: (ямочки, следы от ложки). Воспитатель: - Почему?Дети: (Соль мягкая, рыхлая). Воспитатель: - А на снегу остаются следы? Почему?Воспитатель: -Ну что, пойдем дальше?По дороге мы идем,Нам сугробы нипочем.Мы сугробы перепрыгнемИ под елкой отдохнем.Воспитатель: - Смотрите, дети, здесь какая-то книга! Это книга зимы. Её могут прочитать даже те, кто не умеют читать. На этих листах мы видим разные рисунки. Что это за рисунки?Дети: -Это следы зверей.Воспитатель: - Попробуйте, определить, чьи это следы? А отгадав следы, расскажем кто, где живет? Как вы догадались, что это след … зайца? (лапки мягкие, оставляют ровные округлые ямки) и т.п. На экране появляется изображение следов зверей (слайд 3-16)Дети узнают их хозяев и называют, при правильном определении появляется изображение животного. Тут же после отгадки следа животного определяем, как называется его домик. (Лиса в норе, мышка в норке, волк в логове, белка в дупле, заяц под кустом и на лежках, лось на лежках, кабан в зарослях кустарников). Воспитатель: - Молодцы! А хотели бы вы оказаться зимой в лесу?Дети: -Нет.Воспитатель: -Почему?Дети: - Холодно, темно, голодно.Воспитатель: -Как помочь зверюшкам?Дети: -Лосям -сено, кабанам - соли, белкам - орешков и т.д. (слайд 17)Воспитатель:- Если в лес пришел гулять,Свежим воздухом дышать,Бегай, прыгай и играйТолько чур не забывай.Дети: -Что в лесу нельзя шуметь.Воспитатель: -Почему?Дети: -Испугаются зверушки,Убегут с лесной опушки!Воспитатель: -Ну что, идем дальше?Друг за другом мы встаемБодро, весело идем!Поднимай повыше ногу.Проложи себе дорогу.Побежим мы поскорее,Ножки с ручками согреем.Слышим голоса птиц. (слайд18)Воспитатель: -Угадайте, какие птицы так "разговаривают"? - Почему нет на экране ласточек, стрижей, соловья, кукушки? (улетели осенью в теплые края).- Мы не сможем с вами пройти дальше, пока не выполним одно задание: соберем пазлы. (Пока собирают спросить, как можно помочь птицам зимой) (слайд19)Воспитатель: -Ну что, идем дальше?Друг за дружкой становитесь,Крепко за руки беритесь.По дорожкам, по тропинкамДальше по лесу идем. Много-много интересногоМы еще в лесу найдем.Звуки вьюги. (слайд20)Воспитатель: -Дети, какой поднялся ветер. Что это такое?Дети: -Вьюга, метель, снегопад, пурга.Воспитатель: -Посмотрите, сколько снега , а вот и снежинки прилетели. А давайте проверим, кто самый внимательный: нужно найти две совершенно одинаковые снежинки. (На столе лежат вырезанные из бумаги снежинки.) Дети ищут, но не находят.Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? Дети: - Лучики.Воспитатель: -Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет.Все снежинки одинаковы на цвет –Но близнецов, поверьте, нет.Найти похожих здесь нельзя –Мороз старался, и не зря.Воспитатель: -Ой, а на этой снежинке что-то написано! Как вы думаете, кто оставил здесь запись? Да, верно, это зима-волшебница постаралась.(на одной из снежинок что-то написано) Славно вы повеселились, (слайд 21)Поиграли, порезвились.Но, послушайте: сейчасВам даю такой наказ-Птиц, зверей оберегайтеИ всегда им помогайте!А кто умеет добрым быть,Тот сможет природу беречь и любить!Воспитатель: -Какие чудеса показала вам зима в своем лесу?Чему научила?Воспитатель: - А нам пора возвращаться в детский сад. Предлагаю вам отгадывать загадки зимы на нашем зимнем участке на прогулке.