программа кружка "Развивайка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: программа кружка "Развивайка"
Автор: Светлана Петровна Золотухина

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениедля обучающихся с ограниченными возможностями здоровьясредняя общеобразовательная школа-интернат № 6 города ЯлуторовскаАДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА г. Ялуторовск, 2023г. 1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Развивайка» Самостоятельное выполнение изделий. Умение использование знаний о цвете. Умение   пользоваться   готовыми   шаблонами готовых изделий, рисунками. Самореализация детей в творческой деятельности. Приобретение навыков общения и совместной деятельности. Выражение собственной индивидуальности Создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи. Всестороннее развитие творческих способностей. Участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, навыками по декоративно-прикладному творчеству.Личностные результаты:соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной роли в сказке,игре; использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;анализировать информацию о героях сказок по общим признакам внешнем виде жестов.Метапредметные результаты:развить самостоятельность;оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников;систематизировать, анализировать полученные данные;умение работать в группе- эффективно сотрудничать и взаимодействовать.освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности.Предметные результаты: Планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;Коррекционная направленость развитие логического мышления; значение творческого потенциала человека; Развитие связного высказывания;Умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя.выбирать художественные материалы; осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий; уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека; 2.Содержание курса внеурочной деятельности. Познакомить детей с историческими сведениями по декоративно – прикладному искусству родного края и с профессией мастер декоративно- прикладного искусства. Научить учащихся изготавливать поделки из подручного материала и проигрывать роли сделанных персонажей. обучение направлено на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (природный материал, бумага и картон , крупами, соленым тестом и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места .3. Тематическое планирование рабочей программы курса внеурочной деятельности Список учащихся Аннотация к программе дополнительного образования «Развивайка»Категория учащихся: 8скСоставитель: Золотухина. С.ПНаправление программы: КоммуникативноеКраткая характеристика программы с указанием нормативной базы: Рабочая программа кружка «Развивайка» для обучающихся 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями).В современном мире остро встает проблема речевого развития детей. В связи с этим нельзя недооценивать значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.Всем известно, что маленькие дети очень много бегают, прыгают, совершают различные движения, потому что это их способ знакомства с этим миром. Выполняя движения и сравнивая то, что они видят с ощущениями от своих рук, дети учатся различать свойства окружающих предметов. И чем точнее и четче будут движения, тем глубже и осмысленнее знакомство детей с миром. Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Это позволяет нам рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития  речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется большое внимание. Развитие мелкой моторики происходит в разных видах деятельности- лепке, рисовании, аппликации, конструировании.Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой; у детей с нарушением речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Поэтому, вместе с развитием мелкой моторики необходимо давать задания, включающие стишки, потешки. Дети их с удовольствием учат и рассказывают. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.Так же при реализации этой программы происходит необходимое развитие коммуникативной компетентности учащихся.Во-первых, это положительно влияет на учебную успешность ребенка (он увереннее отвечает на уроках, меньше стесняется);Во-вторых, от коммуникативной компетентности зависит процесс адаптации ребенка в школе и его эмоциональное благополучие в классном коллективе;В-третьих, это эффективный ресурс социального взаимодействия и благополучия его будущей взрослой жизни.Работа в кружке «Развивайка»- средство развития творчества, художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности детей.Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия детей (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности).Работа в кружке не дублирует программный материал по труду, рисованию, окружающему миру, построена с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Кружок работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 занятия за учебный год.Цель программы:-создать условия для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации;-научить ребёнка создавать поделки из разного вида материалов;-повысить уровень развития связной речи и коммуникативной компетентности.Задачи программы:Обучающие:1.закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, окружающего мира, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;2.обучение умению планирования своей работы;3.обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;4.обучение приемам работы с различными материалами.Развивающие:1.развитие у детей художественного вкуса;2.развитие памяти, внимания, образного мышления и воображения;3.развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;4.развитие мелкой моторики рук;5.развитие коммуникативных компетенций.Воспитательные:1.воспитание уважения к труду и людям труда;2.формирование чувства коллективизма;3.воспитание аккуратности;4.развитие любви к природе.Принципы программы:1.доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);2.наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);3.демократичности и гуманизма;4.научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);5.«от простого к сложному».Формы и методы занятий:Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.А также различные методы:словесный (устное изложение, беседа, рассказ);наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);Ожидаемые результаты:В процессе обучения по данной программе учащиеся:- научатся различным приемам работы с различными материалами;-научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;-будут создавать композиции с изделиями;-овладеют навыками культуры труда;-разовьют внимание, память, восприятие, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;-улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;-научатся слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения, обосновывать своё, договариваться и находить общее решение;-повысят уровень развития навыков монологической и диалогической речи;-научатся рефлексировать свои действия.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:• Составление альбома лучших работ.• Проведение выставок работ учащихся:– в классе, – в школе• Участие в   городских выставках детских творческих работ, конкурсах.Программа составлена в соответствии с письмом Министерства образовании и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК- 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании вРФ».− Концепция развития дополнительного образования детей(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).− Сан ПиН 2.4.23286-15 Санитарно – эпидемические требования с условиями организации обучения воспитания в организациях осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.-Приказ Министерства образования и науки РФот 19 декабря 2014г.№1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»- На основании приказа Муниципального автономного образовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средняя общеобразовательная школа – интернат №6 города Ялуторовска.Основные образовательные технологии: коллективный способ обучения, информационно-коммуникативную технологию, игровая технология, здоровьесберегающие технологии. Формы контроля: Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль.Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества,Критерии отбора работ:аккуратность исполнения; соблюдение технологии; творческий подход к работе. Однако следует оговориться, что контроль знаний в группах должен осуществляться строго дифференцированно, исходя из возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка.