ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В КАЧЕСТВЕ НАСТАВНИКА
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В КАЧЕСТВЕ НАСТАВНИКА
Автор: Длявер Айдерович Исмаилов
Исмаилов Длявер Айдеровичпреподаватель ГБОУ ПО г. Севастополя СевМК имени Маршала инженерных войск А.В.ГелованиОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В КАЧЕСТВЕ НАСТАВНИКААннотация. В настоящее время вопрос о работе в образовательных учреждениях молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем проблема, как привлечь грамотных молодых специалистов, и что еще существеннее того, как удержать их там, существует. Известно, что по окончанию вуза, начинающий учитель еще не является профессионалом. Ему предстоит определенный путь профессионального становления. Между тем, молодой педагог сразу начинает работать наравне со своими опытными коллегами. В этот момент молодому специалисту необходима помощь опытного педагога, педагога-наставника.В статье описывается опыт работы в качестве наставника педагога-предметника (дисциплина «Физическая культура»). Возможно, данный материал будет полезен педагогам, решившим быть наставником в профессиональном становлении молодого специалиста.Ключевые слова: наставничество, молодой педагог, наставник, адаптация, профессиональные качества, творческие способности.Молодые педагоги, устраиваясь на работу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с обучающимися, так и со вступлением в новую должность – преподавателя.Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личностной.Помочь молодому специалисту могут коллеги: руководство образовательного учреждения (создать условия для легкой адаптации молодого специалиста; обеспечить необходимыми умениями, навыками; обеспечить методической литературой), преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом; поддерживать молодого педагога эмоционально) и педагог-наставник (совместно планировать карьеру; приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре).Целью данной статьи является описание опыта работы педагога дисциплины «Физическая культура» в качестве наставника.Наставничество – это один из традиционных методов обучения. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию, произошло оно от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С этого времени появился термин «ментор» или «наставник», то есть мудрый советчик, который пользуется всеобщим доверием, а наставничество соотносится с человеком мудрым, обладающим способностью направить, научить, часто являющимся образцом для подражания[3].Основная цель работы наставника с молодым педагогом - это развитие личности, способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, обладающей качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым Законом РФ «Об образовании», федеральным государственным образовательным стандартам и профессиональному стандарту педагога[1].В Севастопольском многопрофильном колледже имени Маршала инженерных войск А.В.Геловани долгие годы существует традиция наставничества, когда официально, соответствующим приказом, за каждым молодым педагогом закрепляется опытный педагог. Его задачей становится сопровождение в период адаптации начинающего специалиста, знакомство со спецификой работы педагогического коллектива, преподавания конкретной дисциплины, введение молодого педагога в процесс профессионального становления.В практике моего наставничества были и студенты, проходившие педагогическую стажировку в колледже, и молодые преподаватели. Для меня как педагога-наставника наставничество стало наиболее действенным способом повышения своей квалификации, наполнения инновационным содержанием собственной трудовой деятельности, достижения более высокого уровня профессиональной компетентности. Являясь 29 лет преподавателем физической культуры, имея высшую квалификационную категорию и владея опытом работы по Федеральному государственному образовательному стандарту (далее – ФГОС), я с удовольствием беру на себя обязанности наставника. Цель моей работы в качестве наставника – оказать помощь молодым преподавателям адаптироваться в новых условиях педагогической деятельности, дать им возможность раскрыть свои профессиональные качества, творческие способности. Для достижения данной цели наиболее эффективными формами работы с молодыми педагогами стали: знакомство с традициями и обычаями нашего колледжа;диагностика проблем, с которыми сталкивается молодой преподаватель;проведение уроков для начинающего педагога;организация индивидуальных консультаций;знакомство с опытом других преподавателей, с молодым педагогом совместное посещение их уроков с последующим анализом урока;подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;посещение уроков молодого педагога, анализ урока с точки зрения системно-деятельностного, компетентностного или дифференцированного подходов;ознакомление с новинками методической литературы.В первую очередь необходимо провести диагностику проблем, с которыми сталкивается молодой специалист, например, путем беседы, посетив его уроки [2]. Чаще всего это:затруднение в составлении рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС;формы работы с обучающимися;система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ математике).Во-первых, совместно с молодым специалистом необходимо подробно изучить программы по учебным предметам, дать рекомендации и оказать практическую помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы надо делать на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь главной целью является донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом преподавателя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своей группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.Во-вторых, определенные затруднения у начинающего педагога вызывает процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС. С целью решения данной проблемы следует проводить консультации, в ходе которых молодой специалист знакомится с особенностями современного урока, когда акцент делается на развитие личности учащегося для получения необходимого образовательного результата [2].По мнению автора, внимание начинающего педагога надо обратить на следующий факт: в свете современного урока преподаватель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор делают на такие этапы урока как:создание проблемной ситуации преподавателем и формулирование проблемы студентами;актуализация обучающимися своих знаний;поиск решения проблемы студентами;выражение решения;применение знаний обучающихся;оценивание полученных результатов;рефлексия.В начале учебного года молодому преподавателю обязательно даются рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности преподавателя и обучающихся. Разработку урока начинаем с определения темы урока, типа урока, постановки целей, задач, планируемых результатов, формы работы учащихся формы контроля, оценивания, а также рефлексии. Рассмотрим на примере темы «Волейбол. Овладение техникой нападающего удара.» основные этапы урока.Тип урока: Урок усвоения навыков и умений.Цель: обучение технике верхней передачи мяча в прыжке.Задачи:1) Воспитательная – воспитать групповые действия и взаимопомощь.2) Образовательная – освоить прямой нападающий удар через сетку с 3 шагов разбега, с собственного подбрасывания мяча.3) Оздоровительная – укреплять мышцы ног и вестибулярный аппаратВоспитывающие: продолжать воспитывать у учащихся уважительное отношение друг к другу; воспитывать культуру речи, аккуратность.Место проведения: спортивный залИнвентарь: волейбольные мячи, волейбольная сетка. Формы работы учащихся: индивидуальная и групповая.Формы контроля знаний, умений и навыков: работа в парах, индивидуальная работа, групповая работа.В начале урока можно поставить вопрос, проблему, обучающиеся сами определяют название темы. Необходимо мотивировать обучающихся к восприятию нового материала: притча, проблема, загадка.На уроке, построенном в соответствии с ФГОС, педагог обучает учащихся осуществлять рефлексивные действия, необходимые для формирования умения понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности, корректировать процесс своего обучения, формулировать получаемые результаты. Для данного этапа урока эффективными являются рефлексивные вопросы, построенные по принципу незаконченного предложения. Можно отметить, что рефлексия может быть применена не только в конце урока, но и в начале [2]. Рассмотрим некоторые примеры рефлексии : на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая- то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.большой – для меня это важно и интересно … указательный - я получил конкретные рекомендации… средний - мне было трудно ( не понравилось)… безымянный – моя оценка психологической атмосферы… мизинец - для меня было недостаточно…Продолжи фразу игра «Паутинка». Учащимся предлагается подвести итоги урока. Студенты встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями: «Сегодня на уроке я повторил…»«Сегодня на уроке я научился…»«Сегодня на уроке я узнал…»«Сегодня на уроке я использовал…»«Сегодня на уроке я закрепил…»«Сегодня на уроке я попробовал…»«Сегодня на уроке я смог…»«Сегодня на уроке я почувствовал…»«Сегодня на уроке я приобрел…»«Сегодня на уроке я выполнил…»Попросить обучающихся обозначить, поднятием заранее заготовленных смайликов, с каким настроением они покидают урок, Наставник, так же как и начинающий преподаватель, должен задавать себе рефлексивные вопросы: - что я делаю? - с какой целью? - каковы результаты моей деятельности? - как я этого достиг? - можно ли сделать лучше? - что я буду делать дальше? Пока педагог задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития.Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающим педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. Таким образом, правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Педагогом.Список источников:Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . consultant.ru/ (дата обращения: 21.02.2023).Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с изменениями от 5 августа 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 21.02.2023 г.)Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. – 2019. - №4 (109). – С. 62-70.