статья
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статья
Автор: Панченко Елена Викторовна
Со мной работали десятки молодых педагогов.Я убедился, что как бы человек успешноне закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,я сам учился у более старых педагогов…" А.С. МакаренкоКаждому молодому учителю необходим учитель-наставник, для того чтобы освоиться на своём рабочем месте, получить необходимые знания и умения именно на практике. Опыт приходит с годами и первое время молодому учителю без помощи наставника очень тяжело приходится.В Законе «Об образовании» Глава 5 Статья 55 Пункт 4 сказано: «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.Выбор учебников и учебных пособий, в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением».Как молодому учителю, не потеряться в этом многообразии программ, методов, инноваций? Как организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями? Как идти в ногу со временем, быть мобильным, гибким и преуспевающим в профессии? Ведь часто бывает, что молодые учителя, встав на путь преподавания и, не получив должной поддержки, круто меняют свою жизнь, отвернувшись от школы.Повышение эффективности обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств. Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в общеобразовательный процесс.Когда речь заходит об обновлении современной школы, то при всей разнородности высказываемых точек зрения бесспорна одна – нашей новой школе нужен учитель образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании, человек с критическим и творческим мышлением, способный к квалифицированному решению острых проблем современной педагогики. Подобная мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь каждого учителя. Как сложно включиться молодому учителю в ритм современной школы! Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Педагоги, которые не получили в первый период своей работы помощи и внимания могут оказаться брошенными и испытывают шок при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать. В моей деятельности работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.(слайд №3)Я выбрала целью наставничества: оказание помощив создании в образовательном учреждении условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.(слайд №4)Определила задачи:помочь адаптироваться учителю в коллективеопределить уровень профессиональной подготовкивыявить затруднения в педагогической практике и принять мерыформировать творческую индивидуальность молодого учителясоздать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителямиразвивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию.(слайд №5)С целью организации психологической поддержки и методической помощи молодому специалисту за ним закрепляется учитель-наставник, который проводит с ним постоянную работу и оказывает помощь, которая требуется в процессе учебного года. Перед началом наставнической деятельности я провожу анкетирование молодого специалиста,для выявления проблем и систематизации работы (анкета в приложении).(слайд №6)Планирую совместную деятельность по следующим направлениям:- организационные вопросы;- планирование и организация работы по предмету;- планирование и организация методической работы;- работа со школьной документацией;- работа по саморазвитию;- работа с классным коллективом;- работа с родителями;- контроль за деятельностью молодого специалиста и т.д.(слайд 7)Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Как наставник, обращаю внимание молодого специалиста:на требования к организации учебного процесса;требования к ведению школьной документации;формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.(слайд №8)Обеспечиваю поддержку молодого педагога в области:практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);разработки программы собственного профессионального роста;выбора приоритетной методической темы для самообразования;подготовки к первичному повышению квалификации;освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.Как учитель-наставник в течение учебного года провожу работу в следующих направлениях:1.Методическая помощь:в заполненииэлектронного журнала, личных дел, журнала здоровья, составлении плана воспитательной работы, работа с рабочими программами и многое другоеведении отчётной документации по триместрамв подготовке к урокампроведении диагностических обследованийознакомлении с технологией оценивания учебных достиженийзнакомство с ИКТ и образовательными технологиями на уроках.оказание методической помощи в проведении внеклассных мероприятий2.Консультации:консультация по теме «Дифференцированный подход в обучении».консультация в использовании методической литературы по предметам.консультация по теме «Самоконтроль в учебной деятельности».знакомство с методами и формами работы с родителямив работе с родителями, проведение всеобучей для родителей учащихсяпо изготовлению дидактического и раздаточного материалових использование на уроках3. В течении учебного года посещаю :урокиродительские собранияклассные часывнеклассные мероприятиязанятия внеурочной деятельности4. Методическая помощь в проведении открытого урока.Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации.Подводя итоги, я могу сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта мастерства молодёжи. Причём польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. В моей наставнической работе молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в совместной деятельности.(слайд №9)