Исследовательская деятельность на тему: «Каким бывает снег?»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская деятельность на тему: «Каким бывает снег?»
Автор: Минакова Татьяна Николаевна
Исследовательская деятельностьна тему: «Каким бывает снег?»средняя группас.ХвастовичиРеализация содержания программы в образовательных областях.Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.Цели: формировать у детей знания основных свойств снега (цвет, состояние в разную погоду, способность сохранять тепло, таять в помещении); дать представление о том, где и когда рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Исследовательская деятельность.Задачи: предложить детям рассмотреть строение снежинок; рассказать, как образуются снежинки; учить детей описывать снег, выделять основные характеристики (белый, холодный, сверкает на солнце, падает хлопьями или отдельными снежинками); предложить рассмотреть снежинки, отметить их разнообразие; развивать познавательный интерес у детей; воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление детей о снеге.Словарная работа: пушистый, серебристый, хрустит под ногами.Предварительная работа: наблюдение на прогулках, рассматривание снежинок на картинке, лепка снежков, снеговиков, игры со снегом, заучивание стихотворений, загадок, песен о снеге.Оборудование: волшебная поляна, силуэты деревьев для волшебной поляны, снег, емкость для снега, музыкальное сопровождение, волшебная палочка, мультивидео, медальки-снежинки в подарок детям, салфетки.Ход занятия.Звучит музыка «Зима». Под музыку входит воспитатель в костюме «Волшебницы зимы».Воспитатель: «Здравствуйте, дети! Сейчас я вам загадаю загадку, а вы угадаете кто я?»Снег на поляхЛед на рекахВьюга завываетКогда это бывает?Дети отгадывают загадку (зима).В. Зима:«Молодцы, угадали. Я – Волшебница – зима приглашаю вас в путешествие, на мою лесную поляну». В. Зима: «Но прежде, чем мы с вами отправимся в путешествие, я хочу знать, умеете ли вы вести себя в лесу?» (Дети называют правила поведения в лесу.)В. Зима: «Пожалуйста, запомните эти правила и соблюдайте их. А идти мы будем по маршруту, давайте рассмотрим его». (Дети вместе с В. Зимой рассматривают препятствия, которые будут встречаться).В. Зима: «А пойдем мы на лыжах. Ходьба на лыжах требует осторожности».В. Зима: «Дружно мы на лыжи встали, Палки дружно в руки взяли».Итак, в путь за направляющим, а я рядом с вами. (Нога вперед, отталкиваемся двумя руками.)В. Зима: «Держимся крепко за палки. Друг на друга не наталкиваемся. В пути помогаем друг другу».В. Зима: «А вот и препятствие. Впереди снежная гора. Давайте поднимемся на нее приставным шагом. Повернулись бочком, вначале правую ногу, к ней приставляем левую. И так друг за другом».В. Зима: «На гору забрались. А теперь покатились вниз (осторожно катимся, приставной шаг прямо, оттолкнулись). Вот и добрались, а теперь пора и лыжи снять».В. Зима: «Вот и пришли мы с вами на зимнюю лесную полянку. Посмотрите, как здесь тихо и красиво»!В. Зима: «Дети, я сейчас загадаю загадку, а вы угадайте, какие деревья растут на моей полянке».1. Зимой и летом одним цветом (ель, сосна);2. С белой корой стоит под горой (береза).В. Зима: «Дети, а теперь посмотрите на наш прекрасный лес, который заснул крепким, непробудным сном до весны. А когда вы ложитесь спать, чем вы укрываетесь? (одеялом) и лес тоже укрыт белоснежным (покрывалом, одеялом – снегом). А как вы думаете, для чего нужен снег? (ответы детей). Не будет снега, могут погибнуть корешки растений. А под снегом очень тепло.В. Зима: «Ой, смотрите, а что это на дереве виднеется. Письмо! Эту весточку, наверное, сорока на хвосте принесла. Давайте прочитаем от кого оно?»«Прошу не тревожить! Я приготовил себе жилище и лег спать до весны. Я вас не трогаю, а вы дайте мне отдохнуть спокойно».В. Зима: «А как вы думаете, от кого оно? (медведя)»В. Зима (физкультминутка):«Как на горке снег, снегИ под горкой снег, снег,А под снегом спит медведьТише, тише не шуметь. (И.Токмакова).В. Зима: «А пока медведь накрепко заснул, давайте потихоньку уйдем».В. Зима: «Дети, я сейчас вам расскажу секрет. На моей поляне есть волшебная мастерская, где вы будете моими помощниками волшебниками. Пожалуйста, проходите и усаживайтесь поудобнее. (Дети садятся за столы). Отгадайте мою загадку.Рыхлый, пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихо,Падает, ложится (снег).В. Зима: «Да дети, это снег, который мы видим на поляне».А вы знаете, как образуется снег? Высоко в небе водные пары замерзают и образуются кристаллы – твердые частички, но не капельки воды. Эти кристаллики падают на землю красивыми снежинками. Каждая снежинка прозрачна, но когда их много мы видим белый снег. И сегодня мы с вами узнаем много нового о снеге, а вы будете моими помощниками и волшебниками.Давайте закроем свои глаза и вспомним, как мы с вами наблюдали на прогулке, играли в снежки, лепили снеговиков, ощущали снег. А также побеседуем о свойствах снега. Вспомним, какой бывает снег в морозную погоду? (Дети называют свойства снега: белый, пушистый, блестящий, холодный, рыхлый, скрипит под ногами, серебристый).В. Зима:«А теперь скажите, какая сейчас на улице погода?» (оттепель)(Дети называют свойства снега: мокрый, хорошо лепится).В. Зима:«Молодцы. Правильно. Давайте с вами слепим снежки». Физкультминутка.Один, два, три, четыре,Мы с тобой снежок слепили, Круглый, крепкий, очень гладкий,И совсем – совсем не сладкий.В. Зима:«А сейчас, дети, давайте возьмем чуть-чуть снега и положим на свою ладошку. И посмотрим, что произойдет (ответы детей). Вывод: в тепле снег тает и превращается в воду». В. Зима:«А теперь давайте положим снег в теплую воду и посмотрим, что произойдет? И почему? А затем в холодную и сравним, где быстрее он растает? И почему? (ответы детей)».Вывод: В теплой воде снег тает быстрее. В холодной воде он тоже растает, но только медленнее.В. Зима:«Молодцы, дети. Вот видите, сколько нового мы сегодня узнали о снеге».В. Зима: «А теперь давайте вытрем ручки салфеткой и продолжим наше путешествие».В. Зима:(бросает искусственный снег и читает стихотворение):«Вот навеял ветерок,Холодом пахнулоСловно Волшебница – зимаРукавом махнула,Полетели свысока,Белые снежинки.На деревья и кустыСыплются снежинки».В. Зима: «Дети, а вы хотите превратиться в снежинки? Раз, два повернись и в снежинку превратись!»Дети выполняют под музыку движения снежинок вместе с В. Зимой. И опускаются на корточки (землю).Релаксация (под музыку). Общее расслабление.«Реснички опускаютсяГлазки закрываютсяМы спокойно отдыхаемСном волшебным засыпаем».Дети выполняют движения согласно тексту.В. Зима: «Мы хорошо отдохнули, стали бодрыми. Открыли глазки, встали».В. Зима: «И давайте снова превратимся в детишек (выполняют движения)».В. Зима: «Вот дети, наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский сад».Дружно мы на лыжи встали,Так же дружно палки взялиИ пошли скользящим шагом друг за другом.Рефлексия.В. Зима: «А теперь, давайте вспомним, где мы с вами побывали? Что видели? (ответы детей). А вспоминать нам поможет волшебная палочка». Дети по кругу передают палочку, одновременно рассказывают о том, что нового узнали о снеге.В. Зима: «А теперь за активность, старание, любознательность я приготовила для вас подарки».Сюрпризный момент: В. Зима раздает детям подарки.В. Зима: «Вижу я, меня вы ждалиДолго по зиме скучали,Вы теперь быстрей растите,Не скучайте, не грустите.Пойте, весело играйтеЗиму снежную встречайте,Ну а я, друзья,В дальние иду края!»Вместе с детьми Зима прощается с лесной поляной и уходит.