Использование программно-мультимедийного комплекса "Кубик"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование программно-мультимедийного комплекса "Кубик"
Автор: Мельник Ксения Игоревна

Методическая разработка «Программно-мультимедийный комплекс «Кубик»»Система образования должна позволять ребенку в полной мере реализовать свое конституционное право на образование в соответствии со своими психофизическими и интеллектуальными особенностями и возможностями. Реализация этого права предполагает создание благоприятных условий и возможностей для развития личности, формирование устойчивых мотивов активно влиять на условия достижения личного успеха, осуществление психолого-педагогической коррекции; иными словами – создание адекватных условий обучения и воспитания. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете учреждения.Кабинет учителя-логопеда можно поделить на следующие зоны:Учебная зона для проведения фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий, включающая в себя рабочие места детей, настенный демонстрационный материал.Звукокоррекционная зона или зона для индивидуальной работы предполагает наличие настенного зеркала, стеллажа для инструментов, игр и пособий, приспособлений для дыхательной гимнастики, массажа и т. д.Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, ноутбуком, принтером, обучающими программами.Консультативная зона включает в себя различные стенды с материалами для родителей воспитанников.Кабинет логопеда для детей не должен быть каким-то академическим и официальным местом. Здесь должна быть интересная, игровая атмосфера, т.е. необходимая среда, в которой могли бы развиваться высшие психические функции ребенка. У детей должно быть желание идти в логопедический кабинет, ведь там интересно и необычно. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Благодаря чёткой, насыщенной игровыми компонентами, эстетично оформленной коррекционно - развивающей среде кабинета учителя-логопеда успешно решаются следующие задачи:Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Формирование слоговой структуры слов. Пополнение активного и пассивного словаря. Формирование навыков звукового анализа и синтез. Развитие общей и мелкой моторики.Работа над речевым дыханием. Развитие психологической базы речи. Чтобы условия для коррекционно-логопедической работы были оптимальны, необходимо создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.Кабинет логопеда должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).Все материалы систематизированы, разделены по темам.Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть красиво оформлены, выполнены из современных материалов, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.Организация логопедического кабинета должна проводиться в строгом соответствии с действующими правилами ФГОС. Площадь кабинета должна составлять не менее 20 кв. м. для проведения индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Освещение и другое оборудование должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Правильное оснащение логопедического кабинета играет очень важную роль в коррекционно-развивающем процессе.Оборудование кабинета логопеда обязательно должно включать:Большое настенное зеркало (50x150 см).Индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми.Мебель (детские столы и стулья, стол и стул для логопеда).Логопедические зонды и шпатели, стерилизатор, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки, чистое полотенце.Стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы.Настенные часы, секундомер, метроном.Магнитная доска.Бактерицидный облучатель.Раковина.Пространство должно быть визуально разделено на следующие зоны:Артикуляционная – настенное и индивидуальные зеркала, перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребенка, а так же плакаты с артикуляционной гимнастикой и т.д.Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы.Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.).Кабинет логопеда должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы.Вот примерный перечень пособий.1. Для обследования и развития слуха:- набор звучащих предметов (погремушка, бубен, барабан, металлофон, свисток )2. Для обследования и развития интеллекта:- разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, поделенные на 2, 3,4,6 частей;- игра «Четвертый лишний»: наборы карточек с изображением 4 предметов;- набор матрешек и кубиков разной величины и цвета;- изображение контуров предметов и их частей;- наборы карточек, помогающих выработать обобщающие понятия;- игра «Бывает - не бывает»: сюжетные картинки разной сложности с нелепыми ситуациями.3. Для обследования и развития фонематических процессов:«Что услышал, что увидел»: картинки-слова, близкие по звуковому составу: рак - лак - мак - бак; дом - ком - лом;- схемы слова - бумажная полоска, разделенная на три части, обозначающие начало, середину и конец слова (для определения позиции звука в слове).4. Для развития словаря:«Большие и маленькие» - набор картинок, игрушек, изображающих животных и их детенышей;«Что забыл нарисовать художник?» - набор картинок, изображающих предметы и части предметов; «Зоологическое лото» - картинки с изображением домашних, диких животных, животных жарких стран, Севера;«Наша квартира» - набор предметов кукольной мебели или соответствующие картинки:«Чудесный мешочек» - набор мелких предметов, игрушек для закрепления лексики, собранных в яркий матерчатый мешочек;«Скажи наоборот» - набор картинок, к которым подбираются антонимы; «Из чего сделано» — набор картинок, изображающих различные фрукты, картинка с изображением стакана с соком;«На воде, в воздухе, на суше» - картинки с изображением транспорта;«Наша семья» — изображение членов семьи, выполняющих различные действия: бабушка вяжет, мама варит обед и т. п.; «Кто как голос подает?» - набор картинок с изображением птиц, животных;«Кто что делает?» - набор картинок с изображением людей разных профессий.5. Для развития грамматического строя речи:Изображение человека с предметами одежды, обуви, головных уборов в соответствии с сезонами или соответствующие картинки (употребление существительных в винительном падеже ед. и мн. числа);«Что с чем?» - картинки, изображающие предметы (например, ключ, замок, молоток, тарелка), необходимые в быту (употребление существительных в творительном и родительном падежах);«Что кому нужно?» - наборы картинок, изображающих людей разных профессий и орудия их труда (употребление существительных в дательном падеже);«1,2,5» - картинки с изображением одного, двух, пяти предметов (согласование существительных с числительными 1, 2, 5);«Исправь Незнайку» - набор опорных слов-карточек, картинки символы предлогов (составление грамматически правильного предложения);«Кто чем питается?» - наборы картинок с изображением животных, птиц и их корма (употребление существительных в творительном падеже); «Кто у кого?» - картинки с изображением животных, птиц и их детенышей (употребление существительных и родительном падеже, составление сложносочиненных предложений):«Что из чего?» - набор картинок с изображением предметов без какой-либо детали (употребление существительных ед. и мн. числа в родительном падеже).6. Для развития связной речи:- серии последовательных сюжетных картинок от простых по содержанию до более сложных;- сюжетные картинки представляющие определенные лексические темы;- схемы для составления описательных рассказов;7. Для формирования правильного произношения:- набор звуков-символов;- серии предметных картинок для постановки звуков, относящихся к разным фонематическим группам: гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные, глухие и звонкие, твердые и мягкие;- альбомы для формирования правильного звукопроизношения;- серии картинок для отработки слоговой структуры слов.8. Для развития дыхания и голоса:- набор вертушек, султанчиков;- бумажные кораблики;- сложенные из бумаги легкие птички.9. Для развития мелкой моторики:- кнопочная мозаика; трафареты различной сложности; пирамидки;- шнуровка;- набор бус с отверстиями для шнура, шнур;10. Для развития неречевых процессов:- развивающие игры;- набор картинок для выделения четвертого лишнего;- набор картинок для выделения видовых и родовых понятий;- набор геометрических форм «Найди такую же фигуру»;- набор предметных, сюжетных картинок, отличающихся несколькими деталями «Найди отличия»;- набор сюжетных картинок с реальными и вымышленными ситуациями «Бывает - не бывает» и т. д.Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.В настоящее время логопед должен владеть большим арсеналом диагностических, развивающих, обучающих и коррекционных методик.Для того, чтобы создать на коррекционных занятиях оптимальные условия, логопед выполняет следующие задачи: · проведение диагностики речевого нарушения, прогноз путей дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий, определение основных направлений и содержания работы;· предупреждение возникновения вторичных нарушений развития;· систематическое проведение необходимой коррекционно-речевой работы с детьми;· планирование отдельных видов коррекционной работы;· отбор и применение необходимых методов, приемов и средств обучения, воспитания, диагностики;· адаптация, трансформация учебной, педагогической и методической информации в целях коррекции;· владение специфическими средствами обучения;· использование современных приемов, методов и средств обучения, в т. ч. информационных и компьютерных технологий;· формирование положительной мотивации в коррекционной работе;Для повышения эффективности коррекционных занятий, логопед использует в своей работе следующие принципы: Принцип этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Необходимо определить этиологию и механизмы, определяющие структуру дефекта. Глубокое всестороннее изучение ребенка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы. Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы. Так, при недоразвитии дифференциации фонем осуществляется опора на зрительное восприятие артикуляции, кинестетическое различение при произношении звуков, на слуховые образы дифференцируемых звуков. Принцип учета характера нарушения речевой деятельности. В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать то или иное умственное действие, но и довести его до автоматизма. При одном и том же виде речевых нарушений уровень недоразвития тех или иных функций, степень выраженности нарушений может быть различной. В связи с этим и направления логопедической работы будут различными с учетом симптоматики и степени выраженности нарушения, а также этапа формирования речевых навыков. Принцип комплексности. Во многих случаях возникновение дислексии и дисграфии обусловлено недоразвитием устной речи, несформированностью языковых обобщений. В то же время дислексия и дисграфия не являются изолированными друг от друга нарушениями. В связи с этим логопедическое воздействие при коррекции этих расстройств осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма). Принцип системности. Он предполагает формирование речи в единстве всех её компонентов как единой функциональной системы. Принцип деятельностного подхода. Речевые нарушения рассматриваются как сложная многоуровневая деятельность. Первоначально ставится задача формирования нарушенных операций. Постепенно по мере автоматизации отдельных операций формируется целостная структура. Принцип поэтапности. На каждом логопедическом занятии усложняется либо речевой материал, либо характер задания. Онтогенетический принцип. В процессе формирования речевых функций, учитываются этапы и последовательность их формирования в онтогенезе. Вначале проводится работа по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляется закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, места звука (начало, середина, конец). В дальнейшем формируется умение определять количество, последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам. Принцип коммуникативной направленности. Означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства коммуникации, а также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и сверстниками. Педагогические принципы: принцип от простого к сложному, принцип учета объема и степени разнообразия материала (объем должен быть «комфортным», не загружать внимания, лучше работать на малом объеме и при малом разнообразии материала); принцип учета эмоциональной стороны материала (вербальный и невербальный материал должен создавать благоприятный фон, стимулировать положительные эмоции). Лишь учитывая эти этих принципы, можно выстроить эффективную работу по коррекции нарушений речи. Но не только грамотно выстроенная работа логопеда и правильно организованная среда логопедического кабинета приводят к успешной коррекции нарушений. Без помощи родителей не будет получен хороший результат, поэтому им необходимо:· создать в семье условия, благоприятные для речевого развития их ребенка;· проводить целенаправленную и систематическую работу по коррекции речи по заданию логопеда.Большая роль на занятиях отводится уважению к воспитанникам, имеющим речевые проблемы. Важны умелое и творческое применение методов и приемов взаимодействия с ребёнком, гибкость, мудрость, терпение, а главное – любовь к детям. Это – так же одна из составляющих комфорта в коррекционно-логопедической работе.