«Педагогические условия патриотического воспитания на примере «А ну-ка, парни!»»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогические условия патриотического воспитания на примере «А ну-ка, парни!»»
Автор: Гарафиев Ленар Зиатдинович
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кукморская средняя школа №3» Кукморского муниципального района Республики ТатарстанПроект«Педагогические условия патриотического воспитания на примере «А ну-ка, парни!»»Руководитель:преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности высшей квалификационной категории МБОУ КСШ №3 Кукморского муниципального района РТГарафиев Ленар ЗиатдиновичВведениеПрофессия педагога не терпит застоя, однообразия, бездеятельности. В работе я стараюсь следовать следующим правилам:1. Все, что я ни делаю, я делаю добросовестно.2. Если делать надо, я выполняю непременно.3. Накапливаю педагогический опыт и делюсь им.Мой педагогический опыт – это сумма качеств: целеустремленность + ответственность + желание повышать свой потенциал + потребность созидать + активность.Сегодня я хочу поделиться опытом работы по патриотическому воспитанию. Я понимаю, что тема актуальна, над ней работают давно и все. Но хочу представить другое видение этой проблемы.Патриотизм – это любовь к Родине, краю, поселку, семье, классу. А нужны ли обществу патриоты не знающие основ военной службы и ЗОЖ? В течение 2 лет я работаю над своим педагогическим проектом «Педагогические условия патриотического воспитания на примере«А ну-ка, парни!», цель которого выявить опытным путем наиболее эффективные формы, приемы и методы патриотического воспитания.Задачимоего проекта: - изучить теоретические подходы к проблеме патриотического воспитания;- апробировать различные формы, методы приемы работы по воспитанию у учащихся патриотизма в рамках проведения уроков и внеклассных мероприятий различного уровня;- разработать методическую брошюру с мероприятиями по данной проблеме.Этапы проекта:совместно с психологом школы выявление уровня сформированности патриотизмапроведение уроков и мероприятийдиагностика эффективности использования методов, приемов, форм работы и создание методической брошюры.Одна из главных задач учителя – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Я как учитель призван учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации. Поэтому в новых условиях мне просто необходимо совершенствовать педагогические технологии, методы, приёмы и средства обучения. Мне необходимо организовать урок или мероприятие так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и применяли эти знания в решении разнообразных проблем. Как это можно осуществить при организации внеклассного мероприятия? Рассмотрим на примере военно-спортивного конкурса «А ну-ка, парни!»Конкурс включает в себя, вроде на первый взгляд, стандартные этапы: смотр строя и песни, стрельба, разборка и сборка автомата, спортивные соревнования, викторина, армрестлинг, снаряжение магазина патронами.Но давайте посмотрим на эти конкурсы с педагогической точки зрения. С внедрением ФГОС мы работаем над формированием у учащихся УУД. Считаю важным аспектом, что в ходе проведения мероприятий у учащихся формируются такие важные личностные универсальные учебные действия как: 1. гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;2. уважение к другим народам России и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;3. уважение к ценностям, признание ценности здоровья, своего и других людейЭто основы патриотического воспитания. При подготовке и проведении конкурса используется ряд технологий, позволяющих решать проблемы патриотического воспитания: технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, модульные, проектные и интерактивные. Рассмотрим применение технологий на определенных этапах конкурса.1 этап – ЭТАП ПОДГОТОВКИ.Вместе с командирами отделений мы рассматриваем задания, которые будут проводиться на конкурсе, в чем их необходимость и значимость. Затем начинается работа командиров с отделениями. На сборе отделения учащиеся распределяют задания между собой по возможностям и способностям. Всё отделение готовиться к маршировке. Во время выполнения этого задания командиры отделений выявляют учащихся, которые лучше всего справляются со строевым шагом. Эти учащиеся будут выполнять на смотре элементы строевой подготовке. Параллельно учащиеся готовятся к викторине, ищут материалы в интернете по истории России и ВС РФ, о выдающихся личностях. Здесь идет соединение в единое целое знания учащихся по определенным модулям: выживание в экстремальных ситуациях, безопасность и защита человека в ЧС, основы медицинских знаний и ЗОЖ, основы обороны государства. Учащиеся, работая с дополнительными материалами знакомятся с историей России, республики, района. А это ли не элемент формирования чувства уважения к истории и как следствие формирование патриотизма. Учащиеся, отвевающиеся за разборку и сборку автомата, снаряжение магазина патронами, отрабатывают определенный алгоритм действия и скорость выполнения задания. Учатся меткости в стрельбе.Таким образом, на этапе подготовке идет использование проектных, интерактивных, модульных технологий и технологий уровневой дифференциации. У учащихся развиваются творческие способности, взаимоответственность, вера в свои возможности. Данный этап позволяет психологически подготовить учащихся к самому конкурсу, повышает познавательный интерес, исполнительность, чувство ответственности за выполняемое дело, формируются навыки общения. Поэтому я считаю этап подготовки одним из важных этапов.2 этап – ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА.Учащиеся уже знакомы с планом мероприятия. У учащихся есть желание показать свои возможности и способности. Причем они понимают, что результат их работы – результат деятельности коллектива. Поэтому на первый план выходит умение работать в группе, слушать других, аргументировать свою точку зрения, поддерживать товарища. Здесь нет равнодушных. Уместно процитировать фразу из известно произведения: «один за всех и все за одного». 1 конкурс – конкурс смотр, строя и песни. Учащиеся демонстрируют строевую выучку, построение в шеренги и колонну, выполнение поворотов. Исполнение песни в движении. Считаю этот конкурс важным и необходимым. Так как он готовит учащихся к службе в армии, знакомит их с традициями, умением четко и организованно выполнять команды.2 конкурс – стрельба – умение четко выполнять задание, формирует навык меткости, вырабатывает у учащихся чувство дисциплинированности.3 конкурс – сборка и разборка АК-74 -формироватьу обучающихся представление о назначение, боевых свойствах автомата, устройстве его частей и механизмов, а также умение и навыки сборки и разборки.4 конкурс – спортивные соревнование, направленные на развитие выносливости. Этот конкурс является элементом здоровьясберегающих технологий, популяризации ЗОЖ. Все задания подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, соблюдения двигательного режима. 5 конкурс – викторина, где учащиеся демонстрируют свои знания по истории России и ВС РФ. Я считаю этот конкурс важным и необходимым. Так как очень часто знания учащихся приобретенные на уроках истории ими не используются. Задания данного конкурса позволяют учащимся применять их в измененной, нестандартной для них ситуации. Позволяет самостоятельно организовывать деятельность команды по устранению пробелов при поиске информации из различных источников. Считаю, что такие знания остаются у учащихся в памяти дольше.3 этап – ЭТАП НАГРАЖДЕНИЯ. Важным фактором в развитии патриотизма, принадлежности к классу является вручение переходящего кубка победителю.Таким образом, используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни. Толерантность – важнейшая ценность, которая формируется в ходе данного мероприятия.Я считаю, что в ходе реализации проекта решаются поставленные задачи: при подготовке и проведении мероприятия были использованы различные формы, методы и приемы работы по воспитанию патриотизма. Предложенные конкурсы помогают воспитывать у учащихся любовь к Родине, своему краю, товарищам, уважение к традициям армии, быть ответственным за свои поступки. Накоплен педагогический опыт и разработки мероприятий, уроков по данной теме.Заканчивая свое выступление хочу сказать, что - патриотическое воспитание – важная часть в моей работе. Воспитать любовь к Родине, уважение к армейским законам и традициям, невозможно в ходе одного урока или мероприятия. Его реализация осуществляется в различных направлениях деятельности. Военно-спортивный конкурс «А ну-ка, парни!»Место проведения: спортивный зал гимназии.Участники соревнования:8 юношей с каждого 8 – 11 класса.Форма одежды парадная для смотра строя, спортивная для соревнований. Материальное обеспечение:Звукоаппаратура, гири по 16 кг., пневматические винтовки, мишени, магазин с патронами, канат для перетягивания, учебный автомат Калашникова, секундомер, свисток, скамейки для эстафеты.Судейство: Организация и руководство осуществляет совет консультантов по военно-патриотическому воспитанию гимназии.Этапы военно-спортивного конкурса «А ну–ка, парни!»1 этап – смотр строя и песни.Все отделения строятся в фойе и по сигналу председателя жюри под звуки марша в колонне по два строевым шагом входят в спортивный зал и выстраиваются лицом к членам жюри и зрителям. Командиры отделений докладывают преподавателю ОБЖ о готовности отделений к участию: «Товарищ преподаватель! Отделение юнармейцев к участию в военно – спортивном конкурсе «А ну-ка парни» посвященном ко Дню защитника Отечества готово. Командир отделения (фамилия)» На приветствие преподавателя отвечать всем дружно: «Здравия желаем, товарищ военрук!» После жеребьевки отделения показывают строевую выучку в следующей последовательности: командир отделения выводит отделение в колонне по два в спортзал и по командам отделение выполняет строевые приемы: «Разойдись!», «Отделение, в одну шеренгу становись! Равняясь!», «Смирно!», «Направо, налево!», «Кругом». Построение отделения в две шеренги, затем в колонну по два. Выполнение поворотов налево, направо, кругом в движении. Исполнение строевой песни в движении по кругу(1 куплет) Жюри оценивает по 5-ти балльной системе:действия командира отделения;дисциплина встрою;движение строевым шагом;повороты на месте;четкость построения;повороты в движении;исполнение строевой песни.Оценка производится каждым членом жюри 5-ти балльной системе. Общее количество баллов всех членов жюри суммируется и делится на число членов жюри.2 этап. Стрельба.На этом этапе прибывает отделение со своим оружием, и выстраиваются в одну шеренгу лицом в сторону стрельбы, в 15-20 шагах от цели. Оружие кладется в 10 шагах от цели. По сигналу судей, начиная с правого фланга, по одному все отделения производят стрельбу по мишени по одному выстрелу. Движение очередного участника может начинаться только после того, как отстрелявший займет свое место в строю.Жюри оценивает общее количество очков. При равном количестве очков лучшее место присуждается отделению, показавшему лучшее время.3 этап. Разборка и сборка макета АК-74По сигналу судьи один участник из команды подбегает к столу с автоматом и производит разборку и сборку автомата.Жюри определяет время по секундомеру. 5 секунд штрафного времени добавляется за нарушение порядка разборки и сборки, разбрасывания частей автомата.4 этап. Спортивные соревнования.А) Подтягивание на перекладине. Участвуют все члены команды. По команде судьи «К снаряду!» участник соревнований подходит к перекладине четким шагом и принимает положение наскока. Выполняет упражнение из виса на прямых руках. При подтягивании подбородок должен быть выше перекладины. Определение результатов по максимальному количеству раз.Б) Поднятие гири (16 кг.) Один участник.По сигналу судьи один участник из команды толкает гирю с груди одной рукой. Условие: за 2 минуты толкнуть максимальное количество раз.В) перетягивание каната.Соревнования проводятся по системе с выбыванием после двух поражений. По жеребьевки отделениям присваиваются номера.Г) Эстафета с препятствиями.длинный кувырок;отжимание 10 раз;лазанье по канату.Учитывается общее время, затраченное на эстафету. За каждую неточность при выполнении задания добавляется 5 секунд штрафного времени. В состязании участвуют отделения в полном составе. Пока в строй не вернется предыдущий участник, очередной не имеет права бежать. Зачет баллов команде – по наименьшему времени.Д)Армрестлинг.С каждого отделения приглашается один участник и по команде начинают бороться. Оценивается первым положит руку соперника.Е) Снаряжение магазина патронами.С каждого отделения приглашается один участник и по команде начинают снаряжать магазин патронами. Оценивается кто быстрее снарядит магазин с патронами.6 этап. Конкурс болельщиц.Между основными выше указанными конкурсными заданиями проводятся конкурсы болельщиц:-концертные номера;-сцены из армейской жизни.Команда, занявшая первое место, награждается переходящим кубком.Примечание: Медицинское обеспечение вечера осуществляет мед. персонал школы.