«Станет ли Нильс человеком…»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Станет ли Нильс человеком…»
Автор: Eлистратова Юлия Иосифовна
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 3 классЭтапы урокаМотивацияУчитель: Как называется произведение, которое мы читали на прошлом уроке?( «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)Учитель – Кто автор этого произведения? Слайд Сельма Лагерлёф — известная писательница Швеции конца XIX — начала XX века. Она — первая женщина-академик и лауреат одной из самых престижных в мире премий — Нобелевской — за лучшее своё произведение для детей «Чудесное путешествие Нильса...»А родилась Сельма в одном из живописных уголков Западной Швеции и провела своё детство в большом доме с тенистым садом и замечательной природой вокруг. Девочка подолгу гуляла в аллеях сада, радуясь деревьям, птицам, разглядывая насекомых и мечтая.Девочка, как и её мать, хотела стать учительницей, чтобы нести детям радость открытий, чтобы научить их не только читать и писать, но и быть добрыми, честными, любознательными и, конечно же, счастливыми. И Сельма Оттилия стала действительно преподавать в начальной школе.Слайд Одновременно она увлеклась литературой и стала писать книги.Ей хотелось познакомить шведских детей с их родной страной, её природой: с зелёными просторами полей, лес писательница путешествует по родной Швеции и рассказывает об истории своей страны, о её памятниках, её природе, её растительном и животном мире.- Кто главный герой этого произведения? (Нильс)Проблемный вопрос «Как трудно стать человеком…»- Давайте поразмышляем, разве нужно тому, кто уже родился человеком, ещё становиться им?Слайд прием «Домысли»Стать человеком – (проявлять самые лучшие качества)- Как вы думаете какая тема урока?«Станет ли Нильс человеком…»Цели урокаЧитать (правильно, выразительно)Познакомиться (с повестью, с героем)Искать (ответы на вопросы в тексте)Думать и (размышлять)- Давайте посмотрим каким же предстал перед нами Нильс в самом начале.Работа в пареРабота с прочитанным текстомСлайд- Найдите в тексте подтверждения качеств НильсаРассеянныйЛенивыйХулиганНепоседаЗадираСАКОЗЧЯНА СПОЬТЕВ (СКАЗОЧНАЯ ПОВЕСТЬ, жанр произведения)Сказочная повесть — прозаическое литературное произведение, представляющее собой повествование изложение событий в сказочной форме. Здесь объединяются два жанра — сказка и повесть.Сказочные приметы:1. Вымысел.2. Сказочные герои.3. Сказочные события.4. Сказочные предметы.Признаки повести:1. Большой объем.2. Делится на главы.3. Много героев.4. Много событий в жизни героев.5. События происходят в течение долгого времени.- Какие сказочные приметы уже встретились?- Какие признаки повести вы заметили?Беседа по тексту.- Найдите подтверждение своим рассуждениям в тексте.- С кем встретился Нильс?- Почему Нильс не испугался гнома?− А кто его предупреждал о силе гномов? Работа с текстом: заполните пропуски (Работа в группе)- Как выглядел гном?На голове - ____________ шляпа, __________ кафтанчик украшен кружевным воротничком и манжетами, чулки у колен завязаны ________бантами, а на ________ сафьяновых башмачках поблескивают ___________пряжки.Словарная работа..Сафьяновые башмачки-СафьЯ́н -тонкая, мягкая кожа, которую получают растительным дублением ( в известковых зольниках возрастающей крепости) - шкур коз, овец, телят (похожие по качеству - замша; юфть) . Сафьян окрашивали в разные, но преимущественно в насыщенные яркие цвета. С середины XVIII в. в Казани и Астрахани вырабатывали желтый и красный сафьян с тисненым узором, который использовали для изготовления парадной обуви и конских седел. Это искусство связано с традициями ремесел народов Ближнего Востока и Средней Азии.Работа по прочитанному тексту. - Как повел себя мальчик, когда встретился с гномом?- Почему гном избрал для Нильса именно такое наказание?- Справедливо ли оно? Давайте предположим как может развиваться события дальше. Дерево ожиданий Дерево опасения- Сочувствуешь ли ты герою?Стр. 131 вопросы в учебнике.Найдите в тексте.- Как отнеслись жители двора к изменённому Нильсу?- Какое обещание дал Нильс? Стр. 128Ситуация «Яркая пятно»(на экране гусь Мартин) - Почему из всех жителей двора я выбрала одного гуся?Чтение текста в учебнике по цепочке.Куда летели дикие гуси?Как могут отреагировать домашние гуси на слова диких гусей?Как вы думаете почему именно молодой гусь захотел полететь с дикими гусями?Что обозначает реплика Нильса – Чего доброго, он и в самом деле улетит…Какое качество проявил Нильс по отношению к Мартину? (забота)Чтение по ролям (Оцените своих одноклассников)Работа с иллюстрацией- Найдите отрывок, который подходит к этой иллюстрации.- Почему автор говорит «Чудесное путешествие…» Ведь путешествие на самом деле это опасный для жизни путь.Видео мультфильма - Посмотрите фрагмент мульфильма.(Нильс помогает Мартину; Нильс спасает диких гусей от лисы)- Какие качества проявил Нильс? (Храбрость, бесстрашие, смелость)Рефлексия по текстуИгра «Да-нет»ка1.Нильсу было 12 лет? Да2. Родители уехали на ярмарку в соседнее село? Да3. Нильс хотел делать уроки? Нет.4. Мальчик обидел гнома? Да5. Жители двора очень расстроились, что с мальчиком произошло такое несчастье? нет5. Понял Нильс свои ошибки? ДаИтог урока- Вспомните тему урока «Станет ли Нильс человеком…»- Как мы можем ответить?- Что хотел нам автор? (Что люди задумываются над тем, что такое добро, настоящая дружба, взаимовыручка…) Жизнь дана на добрые делаПословицы к тексту.Как думаете, подходят ли пословицы к нашему произведению?- Докажите.«Не рой яму другому, сма в нее попадешь»«Делая зло, не надейся на добро»«Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»Рефлексия