Проектирование интегрированного урока, ориентированного на формирование навыков математической грамотности по тее "Прямая пропорциональность и ее график", 7 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектирование интегрированного урока, ориентированного на формирование навыков математической грамотности по тее "Прямая пропорциональность и ее график", 7 класс
Автор: Краснова Елена Ивановна

Проектирование интегрированного урока, ориентированного на формирование навыков математической грамотностипо теме «Прямая пропорциональность и ее график», 7 классВыполнила:Краснова Елена Ивановна, учитель математики МБОУ «Лицей №9 им.А.С.Пушкина ЗМР РТ»;СОДЕРЖАНИЕВведение.Математика является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами! Эта точная наука крайне важна не только для человечества в целом, но для интеллектуального совершенствования конкретного индивида. Ведь математика позволяет развить важные умственные качества. Она организует наше мышление и дает опыт применения самых разных умственных приемов: от парадоксальных утверждений до моделирования. Математический язык способствует формированию устойчивой связи между словесным, изобразительным и знаковым способом передачи информации. Умение считывать информацию, поданную разными способами, приобретает особое значение в эпоху информатизации, и роль математического образования в развитии способности оперировать любой системой представления информации становиться ключевой. Так же математическое образование располагает человека к освоению математических образов и метафор. Все это является компонентами функциональной грамотности человека. Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Так вот, одной из проблем, решение которых лежит в сфере образования, является достижение выпускниками школы высокого уровня функциональной грамотности, одной из составляющих которой является математическая грамотность. Математическая грамотность – это способность учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах. Она включает математическое мышление и использование математических понятий, процедур, знаний и инструментов, которыми описываются, объясняются и предсказываются явления. Это помогает людям признать роль, которую математика играет в мире, формировать осознанные точки зрения и принимать хорошо продуманные решения, необходимые для конструктивных, заинтересованных и мыслящих граждан. Это понятие является центральным и в исследованиях PISA. Оно определяется как «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому, заинтересованному и мыслящему гражданину». В исследованиях PISA понятие математической грамотности уточняется следующим образом. Под математической грамотностью понимается способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения .Исследование PISA показало, что российские учащиеся имеют невысокие результаты. Это говорит о том, что наша система обучения не формирует у учащихся умения выходить за пределы учебных ситуаций, она лишь дает определенную базу знаний. Поэтому важнейшей задачей образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой. Поэтому процесс обучения математике должен строиться не только из изучения основной программы курса, но и из овладения приложениями математики. Цель итоговой работы: разработка интегрированного урока, ориентированного на развитие навыков математической грамотностиЗадачи:
  • изучить основные подходы к оценке математической грамотности в международных исследованиях;
  • разработать интегрированный урок физика и математика по теме «Прямая пропорциональность и ее график», 7 класс;
  • создать копилку задач на формирование математической грамотности по данной теме.
  • Технологическая карта урока математикиТема: «График функции. Прямая пропорциональность и ее график»Класс: 7Цель урока: закрепить основные умения и навыки построения и чтения графиков прямой пропорциональности на основе физических величин, показать единство математики и физики через межпредметные связи.Планируемые результаты:Предметные
  • формирование умений вычислять значения функция, заданных формулами, составлять таблицы значений функции;
  • формирование умений строить по точкам графики функций;
  • формирование умений моделировать реальные зависимости с помощью формул и графиков, интерпретировать графики реальных зависимостей;
  • формирование умений распознавать виды изучаемых функций, показывать схематически положение на координатной плоскость в зависимости от значений коэффициентов, входящих в формулы;
  • формирование умений строить графики, описывать их свойства.
  • МетапредметныеРегулятивные УУД
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей при решении комплекса учебно-познавательных задач с учетом конечного результата;
  • оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже сделано на данном этапе и что нужно сделать для решения учебно-познавательной задачи;
  • формирование умений видеть проблемы в своей деятельности посредством рефлексии своей деятельности в конце урока.
  • Познавательные УУД
  • поиск и выделение необходимой информации из условия для понимания алгоритма решения и принципа задачи, применение методов информационного поиска;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задачи;
  • смысловое чтение условия текстовой информации; извлечение из представленной задачи необходимой информации на основе анализа текста условия; умение определять главное и второстепенное;
  • моделирование - преобразование объекта представленной формы в математическую модель и наоборот; умение работать с готовой математической моделью, видеть в модели необходимые данные для составления нужного арифметического тождества;
  • установление причинно-следственных связей компонентов и данных при решении задач.
  • Коммуникативные УУД
  • планирование учебного сотрудничества; постановка вопросов; разрешение конфликтов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
  • Личностные УУД
  • формирование способности обучающихся самостоятельно осуществлять динамику роста в плане личностного развития, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты
  • Оборудование: компьютер, учебная доскаЗаключение.Вашему вниманию был представлен интегрированный урок, ориентированный на развитие навыков математической грамотности. Учитывая заказ правительства на развитие и повышения качества российского образования, учителям математики необходимо работать над формированием математической грамотности учащихся. Для этого необходимо изучать подходы к оценке математической грамотности в международных исследованиях, а также продолжить поиск новых методов и форм обучения. Список литературы
  • Научный и информационно-аналитический педагогический журнал «Отечественная и зарубежная педагогика»,№4(61) том1, 2019
  • С.И.Кабардина, Рабочая тетрадь по физике, 7класс,Москва,Просвящение,2018
  • Ю.Н. Макарычев и др, Алгебра, 7, Москва, Просвяшение ,2018
  • ПриложениеЗадание 1.Поездка на машинеМарина отправилась покататься на своей машине. Во время поездкидорогу перед машиной перебежала кошка. Марина резко нажала на тормоз исумела объехать кошку.Взволнованная этим происшествием Марина решила вернуться домой.На приведенном ниже графике упрощенно представлена скоростьмашины во время поездки. Вопрос 1. Какова наибольшая скорость машины во время поездки?Ответ:_____________________км/чВ ответ внести только числоВопрос 2. Сколько было времени, когда Марина нажала на тормоз, чтобы непереехать кошку?Ответ:_____________________ч.В ответ внести только числоЗадание 2.На рисунке изображены графики движения двух мальчиков. Графики показывают зависимость пройденного ими пути от времени. Мальчики отправились в путь из одного и того же места, но в разное время. Они двигались в одном направлении. В какое время они встретятся?А) 8.00 B) 8.30 C) 9.00 D) 10.00Комментарий. В данной задаче требуется интерпретировать информацию о физической зависимости величин, представленную в виде графика (расстояние и время движения мальчиков). Учащиеся должны интерпретировать графики, связав словесную информацию с особенностями графиков. Затем идентифицировать и прочесть по графику нужную информацию и выбрать правильный ответ из предложенных к заданию. В этом задании выделяются уровень математической компетентности: установление связей.Задание 3.«В хоккей играют настоящие мужчины»На графиках изображены зависимости пути от времени движения двух хоккеистов Евгения Малкина и Даниса Зарипова. Определите, кто движется с большей скоростью.Задание 4Воскресная прогулкаАнтон и Сергей любят активно проводить выходной день. Антон предпочитает пешие прогулки, а Сергей путешествует по окрестностям на велосипеде. Пользуясь графиком движения пешехода и велосипедиста, определите истинное высказывание:А) объект А это велосипедист, объект В это пешеход;В) велосипедист отдыхал один раз, а пешеход два раза;С) пешеход и велосипедист преодолели до встречи разные расстояния;Д) до первой остановки скорость пешехода была 4 км/ч, а велосипедиста 14 км/ч;Е) пешеход вышел в 12 часов, а велосипедист в 13ч 20минЗадание 5Сельский почтальонКаждое утро сельский почтальон Печкин отправляется в районный центр за корреспонденцией.На рисунке приведен график зависимости пути от времени для почтальона, выехавшего на велосипеде из поселка и вернувшегося в поселок. Ответьте на вопросы:1)сколько времени и с какой скоростью ехал почтальон на велосипеде;2)сколько времени он пытался починить сломавшийся велосипед;3)удалось ли ему починить велосипед;4) какова средняя скорость почтальона за первые 3 часа и за 7 часовЗадание 6Ученые назвали самую полезную скорость ходьбыХотите укрепить здоровье и прожить дольше? Начните гулять быстрее!Ходьба - одно из лучших упражнений для здоровья. Врачи рекомендуют ходить, как минимум, по 150 минут в неделю. Но как насчет скорости ходьбы? Про это медицина умалчивает. И недавно австралийские ученые провели интересный эксперимент о влиянии скорости ходьбы на здоровье, пишет The Washington Post. По итогам эксперимента, лучшие показатели были у ходьбы со скорость 5-6 км/ч. Это логично – это древний природный механизм. Организм получает сигнал, что вам приходится быстро преодолевать препятствия, и подтягивает вашу физиологию, ресурсы. И здоровье укрепляется!На рисунке представлен график зависимости пути, пройденного пешеходом , от времени. Определите:А) скорость движения пешехода;Б) путь пройденный пешеходом за интервал времени от1 до 3 с.Задание 7Любовь к путешествиямСемья Марины любит путешествовать по нашей республики. В осенние каникулы они отправились на поезде в Елабугу, чтобы принять участие в «Ночи музеев». В 0ч 00 мин началась посадка на поезд в 0с 30 мин поезд отправился от станции, и 1ч 00 мин поезд двигался равномерно со скоростью 60км/ч. Затем он сделал остановку на 15 мин, а после остановки двигался равномерно со скоростью 120 км/ч в течение 1ч 15 мин. Постойте график зависимости пути от времени в интервале от 1ч 00мин до 3ч 00мин