Дидактический материал к урокам истории
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактический материал к урокам истории
Автор: Эльвира Камиловна Валеева
Дидактический материал к урокам истории2.Правление князя Владимира. Крещение Руси.Прием "Логическая цепочка"1.Составить логическую цепочку «От Рюрика до Святослава»«Походы Святослава», «Деятельность Ольги»2.Расположите в имена древнерусских князей в хронологической последовательности их правления.Запишитецифры,которыми обозначены имена князей в правильной последовательности в таблицу1.Ольга2.Рюрик3.Игорь4.Олег3.Задание «Учимся рассуждать»1.Прочитайте обращение к Святославу«И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Неужели не жаль тебе своей отчизны, старой матери, детей своих?»»Согласны ли вы с высказыванием в адрес Святослава?Выскажите аргументы «за» и аргументы «против»2. В Новгороде установлен памятник «Тысячелетие России».Как ты думаешь в каком году он был установлен и в честь какого события?Тексты с описанием Владимира Святославовича.Фрагмент исторического документа, из летописи «Повесть временных лет»»:«И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены».- Как вы можете охарактеризовать поступок князя Владимира? («поступок плохой», «недобропорядочный», «низкий» и т.п.)- Какие личные качества князя Владимира проявились в этом поступке? (Ответы учащихся : «жестокость», «коварство», «мстительность» и т.п.)Второй текст «Справочные сведения»:1. В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется «ласковый князь»,«Красное Солнышко».2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича клику святых как равного апостолам Иисуса Христа. (Ответы учащихся:Владимир оставил по себе добрую, хорошую память).Сравните справочные и летописные сведения о личности князе Владимира – какое наблюдается противоречие?».- Мы выяснили, что Владимир совершал низкие поступки. Какие? (злые, жестокие).- А память, он о себе оставил, какую? (добрую, хорошую)- Какой у вас возникает вопрос? (Каким же Владимир был на самом деле?Где правда – в летописи или справочных сведениях? Почему он оставил добрую память, если поступки совершал злые?)Проблема: Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?3 Тестовая работа.1. Правление Ивана Грозного охватывает период: а) 1462-1505 гг.; б) 1589-1613 гг.; в) 1533-1584 гг.; г) 1558-1583 гг.. 2. Установите соответствия между событиями и именами. а) Начало крещения Руси 1) Князь Игорь б) Переход к организованному сбору дани 2) Князь Святослав в) Разгром Хазарского царства 3) Княгиня Ольга г) Гибель князя при сборе дани 4) Владимир Святославович 3. Конец зависимости Руси от Орды связан: а) с Куликовской битвой; б) с битвой на реке Воже; в) с Стоянием на Угре; г) с битвой на реке Шелони. 4. К. Минин и Д. Пожарский прославились в русской истории как руководители: а) крестьянской войны; б) обороны Смоленска; в) ополчения, освободившего Москву; г) городского восстания в Москве. 5.Из названных лиц современниками были: а) А. В. Суворов и Д. М. Пожарский ; б) Екатерина II и Елизавета Петровна; в) Анна Иоанновна и Алексей Михайлович; г) патриарх Никон и А. Д. Меншиков. 6.С именем Петра Iне связан(а): а) выход газеты «Ведомость»; б) публикация «Юности честное зерцало»; в) переход на новое летосчисление; г) выпуск рукописной газеты «Вести-Куранты». 7 К событиям внешней политики России в царствование Екатерины II нельзя отнести: а) Русско-турецкие войны; б) Русско-шведскую войну; в) Семилетнюю войну; г) разделы Речи Посполитой. 8.Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812г. состоялось: а) при Чесме ; б) у Бородина; в) под Лейпцигом; г) под Плевной. 9.Известным полководцем-участником Отечественной войны 1812г. был: а) В. А. Корнилов; б) М. Д. Скобелев; в) П. И. Багратион; г) П. С. Нахимов. 10.Учреждение военных поселений в России в первые десятилетия XIX в. было связано с именем: а) М. М. Сперанский; б) С. С. Уварова; в) А. А. Аракчеева; г) Н Г. Чернышевский. 11.В стиле классицизма был(о) построен(о): а) Большой театр в Москве; б) храм Христа Спасителя в Москве; в) Зимний дворец в Санкт-Петербурге; г) здание Исторического музея в Москве. 12.Создание III отделения царской канцелярии, укрепление корпуса жандармов, ужесточение цензуры было осуществлено в царствованние: а)Николая I; б) Александра I; в) Александра II ; г )Александра III . 13.Одним из создателей теории «крестьянского», «общинного» социализма в России был: а) А. И. Герцен; б) Н. М. Муравьѐв; в) К. С. Аксаков; г) В. И. Ленин. 14.Россия стала сословно-представительной монархией с появлением: а) приказов; б) Земских соборов; в) Избранной рады; г) бояр-наместников. 15.Развитию хозяйства России в XVII в. препятствовало(и) : а) складывание всероссийского рынка; б) возникновение мануфактур; в) крепостное право; г) связи со странами Западной Европы. 16.Формирование капиталистического уклада в России во второй половине XVIII в. не было связано: а) с ростом купеческих и крестьянских мануфактур; б) с распространением денежного оброка ; в) с господством натурального хозяйства; г) с развитием внутренней и внешней торговли. 17.Архитектурный стиль, получивший развитие в России в XVIII в., отличавшийся грандиозностью, пышностью и живописностью, причудливыми фасадами, сложными ломаными линиями, назывался: а) готикой; б) барокко; в) классицизмом; г) шатровым стилем. 18.Главным фактором, позволившим Москве стать центром объединения русских земель, являлось(лась): а) Удобное географическое положение; б) пересечение важных торговых путей; в) политика московских князей по укреплению княжества и собиранию земель; 19.Ливонская война не привела к: а) распаду Ливонского ордена; б) присоединению побережья Балтийского моря к России; в) поражению России; г) потере Балтийского побережья. 20.Петровские реформы государственного управления привели к складыванию: а) сословно-представительной монархии; б) ограниченной монархии; в) абсолютной монархии; г) республики. 21.Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 – отражают основные этапы 1) борьбы России за выход к морю 2) образования Российского централизированного государства 3) борьбы Руси за независимость от Золотой Орды 4) закрепощение крестьян 22. Какое из названных событий относится к XVI в.? 1) Введение патриаршества в России 2) Окончание зависимости Руси от Орды 3) Правление семибоярщины 4) Двоецарствие Петра и Ивана 23. Какое из названных литературных произведений было создано в XVII в.? 1) «Слово о полку Игореве» 2) «Задонщина» 3) «Житие протопопа Аввакума» 4) «Хождение за три моря» Какое из названных событий произошло раньше других? 1) Куликовская битва 2) присоединение Твери к Москве 3) поход хана Тохтамыша на Москву 4) начало княжения Василия II Тѐмного Аристотель Фиораванти построил 1) Успенский собор во Владимире 2) Ростовский кремль 3) Успенский собор в Москве 4) церковь Вознесения в Коломенском Какое из названных событий произошло раньше других? 1) Ливонская война 2) Смоленская война 3) поход Ермака в Сибирь 4) поход Ивана III на Великий Новгород Мастер Дионисий работал над росписями: 1) Троице-Сергиева монастыря 2) Ферапонтова монастыря под Вологдой 3) Андроникова монастыря в Москве 4) Кирилло-Белозѐрского монастыря