Взгляд современников на роль народа в Отечественной войне 1812 года
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взгляд современников на роль народа в Отечественной войне 1812 года
Автор: Колесникова Ольга Вячеславовна
Технологическая карта урока по Истории древнего мира для 5 класса
(учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.)
Тема урока: Индийские касты
Педагогичес
кие цели
Образовательные цели:
1. обеспечить HYPER13eq усвоение HYPER15учащимися HYPER13eq понятия HYPER15касты,
2. HYPER13eq подвести HYPER15к HYPER13eq пониманию HYPER15того, что HYPER13eq появление HYPER15неравенства у HYPER13eq индийцев HYPER15было HYPER13eq закреплено HYPER15религией.
Развивающие цели:
1. HYPER13eq продолжить HYPER15формирование HYPER13eq умений HYPER15самостоятельно HYPER13eq строить HYPER15рассказ на HYPER13eq основе HYPER15работы с HYPER13eq текстом HYPER15учебника и HYPER13eq исторического HYPER15источника, HYPER13eq выделять HYPER15в тексте главное, HYPER13eq заполнять HYPER15таблицу и HYPER13eq фрагменты HYPER15опорных HYPER13eq сигналов HYPER15в тетрадях;
Воспитательные цели:
1 сформировать HYPER13eq личную HYPER15оценку HYPER13eq учащихся HYPER15с HYPER13eq позиции HYPER15нравственности по HYPER13eq отношению HYPER15к HYPER13eq кастовому HYPER15делению HYPER13eq общества HYPER15в HYPER13eq Древней HYPER15Индии.
Тип урока
Изучение нового материала
Планируемые результаты
Предметные результаты:
Знания, представления, умения
1. Умеют HYPER13eq формулировать HYPER15тему и HYPER13eq определять HYPER15проблему;
2. HYPER13eq Умеют HYPER15работать с HYPER13eq исторической HYPER15информацией (осуществляют поиск, HYPER13eq систематизируют HYPER15и HYPER13eq представлять HYPER15результат)
3. HYPER13eq Усваивают HYPER15новые понятия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. HYPER13eq адекватно HYPER15воспринимают HYPER13eq оценку HYPER15своей HYPER13eq работы HYPER15учителем, товарищами.
2. HYPER13eq ставят HYPER15учебные HYPER13eq задачи HYPER15на основе HYPER13eq соотнесения HYPER15того, что уже HYPER13eq известно HYPER15и усвоено, и того, что еще неизвестно; HYPER13eq принимают HYPER15и HYPER13eq сохраняют HYPER15учебную задачу.
Коммуникативные УУД
1. HYPER13eq выражают HYPER15свои HYPER13eq мысли HYPER15с HYPER13eq достаточной HYPER15полнотой и точностью,
2. HYPER13eq строят HYPER15монологические высказывания,
3. HYPER13eq умеют HYPER15аргументировать HYPER13eq собственную HYPER15позицию, принимать HYPER13eq противоположную HYPER15точку зрения.
Познавательные УУД
1. Овладевают HYPER13eq умениями HYPER15работать с HYPER13eq информацией HYPER15(анализируют, HYPER13eq обобщают HYPER15факты, HYPER13eq группируют HYPER15, HYPER13eq структурируют HYPER15в HYPER13eq схемы HYPER15или таблицы).
Личностные результаты:
Личностные УУД
1. HYPER13eq проявляют HYPER15положительное HYPER13eq отношение HYPER15к учебной деятельности,
2. понимают HYPER13eq религиозное HYPER15и HYPER13eq культурное HYPER15многообразие мира, HYPER13eq проявляют HYPER15уважение к вере, HYPER13eq традициям HYPER15других народов,
3. HYPER13eq проводят HYPER15осмысление социально-нравственного опыта HYPER13eq предшествующих HYPER15поколений,
4. HYPER13eq осваивают HYPER15гуманистические HYPER13eq традиции HYPER15и ценности.
понятия
касты, брахманы, неприкасаемые, буддизм
Дидактический материал:
1. Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. HYPER13eq История HYPER15Древнего мира. 5 класс. М. – Просвещение, 2020.
2. презентация по теме урока
3. проектор, экран
4. карта
5. раздаточный материал
Ход урока
Этапы урока
Методические приемы
Планируемые результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Быстрое HYPER13eq включение HYPER15в HYPER13eq деловой HYPER15ритм, проявляют HYPER13eq положительное HYPER15отношение к HYPER13eq учебной HYPER15деятельности
Приветствует учащихся.
Проверяет HYPER13eq готовность HYPER15к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют свое HYPER13eq рабочее HYPER15место.
2. HYPER13eq Актуализация HYPER15по ранее HYPER13eq пройденному HYPER15материалу Организация HYPER13eq эвристической HYPER15беседы
Фронтальный опрос
Проявляют HYPER13eq интерес HYPER15к HYPER13eq учебному HYPER15материалу
Осознанно HYPER13eq строят HYPER15речевые HYPER13eq высказывания HYPER15в HYPER13eq устной HYPER15форме.
Осознают HYPER13eq важность HYPER15пройденного HYPER13eq учебного HYPER15материала.
Умеют читать карту, HYPER13eq показывают HYPER15местоположение Индии, HYPER13eq омывающие HYPER15ее моря и океан, указывают HYPER13eq внутренние HYPER15воды.
Умеют HYPER13eq работать HYPER15с учебником.
Сравнивают и HYPER13eq анализируют HYPER15полученные данные.
осуществляют HYPER13eq поиск HYPER15и выделение HYPER13eq необходимой HYPER15информации;
используют знаково-символические HYPER13eq средства HYPER15для HYPER13eq решения HYPER15учебной задачи;
извлекают HYPER13eq необходимую HYPER15информацию из HYPER13eq прослушанного HYPER15рассказа;
осуществляют сравнение, делают вывод.
высказывают свое мнение, HYPER13eq прислушиваются HYPER15к HYPER13eq мнению HYPER15других.
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с древней историей страны, название которой вы назовёте мне сами после моей подсказки.
Учитель читает стихотворение.
О, древняя и мудрая страна! Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов.
Загадочными танцами и песнями пленяешь ты сердца и манишь ароматом лотоса и чая
- О какой стране мы говорили на прошлом уроке?
-Однако, мы с вами не все HYPER13eq узнали HYPER15о ней. Это HYPER13eq удивительная HYPER15и HYPER13eq загадочная HYPER15страна и нам HYPER13eq предстоит HYPER15ответить на HYPER13eq многие HYPER15вопросы.
-А HYPER13eq теперь HYPER15давайте вспомним, что мы уже успели с вами узнать?
1.Блиц – опрос
-Где HYPER13eq находится HYPER15Индия? (HYPER13eq Показать HYPER15на карте).
-HYPER13eq Какие HYPER15воды HYPER13eq омывают HYPER15Индию? (Показать на карте).
-HYPER13eq Сколько HYPER15главных рек HYPER13eq протекает HYPER15по HYPER13eq территории HYPER15Индии? (Показать на карте)
-Где HYPER13eq находятся HYPER15самые HYPER13eq высокие HYPER15горы в мире? Как они называются? (Показать на HYPER13eq карте HYPER15в учебнике).
-HYPER13eq Священное HYPER15животное для HYPER13eq древних HYPER15индийцев?
2. Работа с карточками
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и юга омывает………………….. океан.
Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Труднопроходимые леса называются……………
Основное занятие индийцев…………
Самое почитаемое животное в Индии……….
3.Игра "Чудесный сундучок".
В сундучке в тканевых мешочках находятся рис, чай, сахар, перец, вата. Помощник проходит по рядам и предлагает детям взять мешочек и отгадать, что находится в сундучке. Ученики отгадывают на ощупь, по вкусу, по запаху. Совещаются в парах.
- Что же привезли из путешествия ребята?
Молодцы ребята! Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию!
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы, HYPER13eq работают HYPER15с картой
- в HYPER13eq Южной HYPER15Азии
-HYPER13eq Индийский HYPER15океан, HYPER13eq Аравийское HYPER15море, HYPER13eq Бенгальский HYPER15залив
- Инд и Ганг
- на HYPER13eq Севере HYPER15Индии, HYPER13eq Гималаи HYPER15
- корова
3. HYPER13eq Постановка HYPER15цели HYPER13eq урока HYPER15
(проблемной ситуации, HYPER13eq проблемной HYPER15задачи)
Слушают учителя; HYPER13eq получают HYPER15проблемное задание
принимают HYPER13eq учебную HYPER15задачу, HYPER13eq сформулированную HYPER15учителем
Активизирует HYPER13eq учебную HYPER15деятельность HYPER13eq учащихся HYPER15для определения HYPER13eq недостающего HYPER15знания и для постановки HYPER13eq проблемой HYPER15задачи, HYPER13eq которую HYPER15надо решить.
Обращение к классу:
Ребята, что вы видите на слайде (показывает государственное устройство Древнего Египта и Двуречья). А что Вам известно о ситеме государственного устройства Древней Индии? Давайте запишем с вами тему урока Индийские касты
Формулируют HYPER13eq вместе HYPER15с HYPER13eq учителем HYPER15цель и тему урока, HYPER13eq записывают HYPER15тему в тетрадь.
4. Усвоение HYPER13eq новых HYPER15знаний и HYPER13eq способов HYPER15действия.
Умеют анализировать, HYPER13eq выделять HYPER15из HYPER13eq текста HYPER15главное, HYPER13eq характеризуют HYPER15понятие касты.
Осуществляют HYPER13eq поиск HYPER15и HYPER13eq выделение HYPER15необходимой информации; HYPER13eq используют HYPER15знаково-символические HYPER13eq средства HYPER15для HYPER13eq решения HYPER15учебной задачи; HYPER13eq извлекают HYPER15необходимую HYPER13eq информацию HYPER15из HYPER13eq прослушанного HYPER15рассказа; осуществляют сравнение, HYPER13eq делают HYPER15вывод
Коммуникативные: HYPER13eq высказывают HYPER15свое мнение, HYPER13eq прислушиваются HYPER15к HYPER13eq мнению HYPER15других
Извлекают HYPER13eq информацию HYPER15о HYPER13eq кастовом HYPER15строе, о HYPER13eq происхождении HYPER15понятия каста.
На основании HYPER13eq работы HYPER15с HYPER13eq иллюстрацией HYPER15извлекают HYPER13eq информацию HYPER15о HYPER13eq происхождении HYPER15каждой из каст.
Характеризуют HYPER13eq деятельность HYPER15Будды.
извлекают HYPER13eq необходимую HYPER15информацию из HYPER13eq прочитанного HYPER15материала.
Организует HYPER13eq работу HYPER15с HYPER13eq текстом HYPER15учебника, HYPER13eq дополнительным HYPER15материалом.
И так, что же HYPER13eq такое HYPER15каста? Предлагаю найти данное понятие в нескольких источниках (в HYPER13eq учебнике HYPER15на стр.100, в словаре и в интернт-источниках).
Касты (варны) – это HYPER13eq замкнутые HYPER15группы людей, с HYPER13eq определенными HYPER15правами и обязанностями, HYPER13eq передающимися HYPER15по наследству. HYPER13eq Переход HYPER15из HYPER13eq касты HYPER15в HYPER13eq касту HYPER15был запрещен (определение на слайде). Проверяем определение.
(демонстрация HYPER13eq слайда HYPER15с Брахмой). Для HYPER13eq индийцев HYPER15главным HYPER13eq Богом HYPER15был Брахма, HYPER13eq именно HYPER15из его HYPER13eq частей HYPER15тела и образовались касты.
Сейчас вам предстоит заполнить таблицу.
Делимся на 4 группы. Каждая группа ищет материал в учебнике о своей касте.
На HYPER13eq работу HYPER15дается 6 минут.
1 HYPER13eq группа HYPER15характеризует HYPER13eq касту HYPER15жрецов, 2 HYPER13eq группа HYPER15– HYPER13eq касту HYPER15воинов, 3 HYPER13eq группа HYPER15– касту земледельцев, 4 – HYPER13eq касту HYPER15слуг.
Отчёт групп.
Индийцы считали, что люди HYPER13eq разных HYPER15каст HYPER13eq также HYPER15отличаются друг от друга, как животные HYPER13eq разных HYPER15пород. Ведь у HYPER13eq коровы HYPER15не HYPER13eq может HYPER15родиться жеребенок.
-Однако не все жители Древней Индии принадлежали к четырем кастам, часть населения стояла вне этих сословий. Таковыми считались — неприкасаемые. Им запрещалось жить в деревне. Они жили в стороне от людей. Питались отбросами. Носили особые одежды, чтобы никто к ним случайно не подошёл. Они были презираемы в обществе. Запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос и даже видеть. Когда они заходили в деревню убрать мусор или другую чёрную работу, все уходили, чтобы не оскверниться. Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией.
(Слайд Будда)
Среди HYPER13eq индийских HYPER15мудрецов были и такие, кто не HYPER13eq придавал HYPER15значения HYPER13eq кастовым HYPER15различиям. HYPER13eq Одним HYPER15из HYPER13eq таких HYPER15мудрецов был HYPER13eq принц HYPER15Ситхартха Гаутама, его еще HYPER13eq называют HYPER15Будда, а HYPER13eq великий HYPER15русский HYPER13eq писатель HYPER15Толстой HYPER13eq называл HYPER15его Шакьямуни. Легенда гласит, в Vв. до н.э. жил в Индии юный HYPER13eq царевич HYPER15Гаутама. Он HYPER13eq обитал HYPER15в HYPER13eq прекрасном HYPER15дворце, думая, что жизнь HYPER13eq повсюду HYPER15также прекрасна. Но HYPER13eq однажды HYPER15царевич HYPER13eq покинул HYPER15стены дворца.
Прочтите HYPER13eq легенду HYPER15на стр.103 и найдём то, чему учил Будда.
Делает вывод.
Итак, HYPER13eq Будда HYPER15– HYPER13eq основатель HYPER15религии буддизма, учил, что HYPER13eq главное HYPER15- личные HYPER13eq достоинства HYPER15человека, а не его происхождение.
Обсуждают в классе, HYPER13eq предложенных HYPER15вопросов.
- что HYPER13eq такое HYPER15касты?
Самостоятельная HYPER13eq работа HYPER15с HYPER13eq учебником HYPER15и тетрадью.
Представляют HYPER13eq результаты HYPER15работы. HYPER13eq Характеризуют HYPER15каждую касту и отвечают на вопросы:
- в чем HYPER13eq заключались HYPER15особенности HYPER13eq положения HYPER15каждой группы общества?
- в чем HYPER13eq проявлялось HYPER15неравенство?
Делают выводы.
Древнеиндийское HYPER13eq общество HYPER15делилось на касты
-Имели HYPER13eq разные HYPER15права и обязанности
-Самыми HYPER13eq почтенными HYPER15считались HYPER13eq брахманы HYPER15- жрецы
-HYPER13eq Тяжелее HYPER15всех было неприкасаемым
- HYPER13eq Нельзя HYPER15было HYPER13eq перейти HYPER15из HYPER13eq одной HYPER15касты в другую.
Работают с учебником, HYPER13eq отвечают HYPER15на вопросы.
Физ. минутка
Звучит HYPER13eq фоновая HYPER15музыка Звуки природы.
Давай прогуляемся по индийским джунглям
1.заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза, открываем
2. Идём по тропинке стараемся высоко поднимать ноги( вдруг нам встретятся змеи)
3. увидели птицу слева, справа
4. Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его
5.Раздвигаем лианы на пути
6. Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками
Выполняют упражнения
(повторяем несколько раз).
(ходьба на месте)
(поворот головы влево, вправо)
(вытягиваем шею вперёд, втягиваем носом воздух)
(разводим руками: правой, левой, двумя руками)
(потягивание)
6. HYPER13eq Первичное HYPER15закрепление и HYPER13eq осмысление HYPER15знаний
Систематизируют HYPER13eq знания HYPER15по теме Индийские касты
полно и HYPER13eq точно HYPER15выражают свои мысли в HYPER13eq соответствии HYPER15с HYPER13eq задачами HYPER15и HYPER13eq условиями HYPER15коммуникации
Организация HYPER13eq вопросов HYPER15классу
1.Решение HYPER13eq познавательных HYPER15задач
В HYPER13eq семье HYPER15земледельца HYPER13eq растут HYPER15крепкие и HYPER13eq сильные HYPER15сыновья. Они HYPER13eq хотят HYPER15стать воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?
Что будет, если дочь HYPER13eq брахмана HYPER15и сын HYPER13eq шудры HYPER15полюбят друг HYPER13eq друга HYPER15и HYPER13eq захотят HYPER15создать семью?
Сохраняется ли в HYPER13eq современной HYPER15Индии HYPER13eq подобное HYPER15деление людей?
2.Давайте поиграем в игру Верно, не верно
Условие игры: Учитель говорит предложение, если верно, ученики показывают руками следующий знак, руки сложены в ладони перед собой. Если не верно, руки разведены в стороны ладошками вверх.
1. Индия омывается Индийским океаном. +
2. На северо-востоке Индии расположены горы Альпы -
3. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. +
4. Из ступней бога вышла каста воинов. -
5. Жрецы - брахманы были самой высшей и главной кастой. +
6. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. - 7. 7.Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. +
8. Религия буддизма учит, главное достоинства человека, а не его происхождение. +
1гр. Найди и подчеркни ошибки в тексте.
Возникшее неравенство в Индии было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Яхве, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из трёх каст. Индийцы верили, что каста жрецов произошла из рук Брахмы, каста воинов – из уст, каста земледельцев – из бёдер, слуги – из запылённых ступней ног. Неравенство между кастами казалась индийцам противоестественным и не вечным. Но некоторые мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда учил, что главное – личные достоинства человека.
2 гр. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д. (Приём "Телеграмма").
3 гр. Прием Историческая азбука.
Описание: ребятам предлагается по 1, 2 человека за определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы
7. Рефлексия.
Обобщающая беседа
Оценивают свою HYPER13eq работу HYPER15на уроке, HYPER13eq адекватно HYPER15воспринимают HYPER13eq оценку HYPER15учителя.
Понимают HYPER13eq причину HYPER15успеха в учебной деятельности
-Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Выскажите своё мнение.
(Нет. Несправедливо. Все при рождении имеют равные права)
-Что было HYPER13eq самым HYPER15ценным из услышанного?
– HYPER13eq Хотели HYPER15бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и HYPER13eq какова HYPER15степень HYPER13eq вашего HYPER15участия в этом процессе?
Откроем посылку.
Учитель подводит итог и вручает бумажного слонёнка.
Молодцы, все сегодня поработали хорошо.
Ребята, вы сегодня получили бумажных слонят. Вы знаете, что слон тоже священное животное в Индии. Сильное и выносливое. Но не только за эти качества уважали слонов. Индийцы верили, что они приносят человеку удачу, мудрость, счастье, здоровье, успех. Посмотрите на своих слонят. Что на них написано? (Здоровье, счастье, успех, удача и т.д.) Я желаю вам всем здоровья, счастья, успеха, удачи.
Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:
Да не будет ненависти
У брата к брату, а у сестры к сестре!
Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,
Говорите доброе слово!
Отвечают на вопросы, HYPER13eq оценивают HYPER15свою работу, HYPER13eq эмоциональное HYPER15состояние.
8. HYPER13eq Домашнее HYPER15задание
Принимают цель, HYPER13eq содержание HYPER15и HYPER13eq способы HYPER15выполнения HYPER13eq домашнего HYPER15задания.
Комментирует задание.
21, HYPER13eq записи HYPER15в тетради, HYPER13eq выписать HYPER15в тетрадь: HYPER13eq достижения HYPER15Древней Индии.
Воспринимают задание, уточняют.