РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Автор: Лидия Алексеевна Гражданкина
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯНА УРОКАХ БИОЛОГИИЛ.А. Гражданкина, учитель биологии высшей категорииМБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы» Необходимость обращения к интегрированному обучению вызваны рядом причин, которые обнаруживаются в процессе работы в школе. Одной из важнейших проблем, как показывает педагогическая практика, является заметное снижение обучающихся к изучаемым предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью предметов. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика биологии на её современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников и ведёт к интеграции с другими науками. Интеграция даёт возможность, с одной стороны, показать обучающимся «мир в целом», преодолев дисциплинарную разобщённость научного знания, а с другой – высвобождаемое в этих условиях учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с методической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок обучающихся, расширение сферы получаемой информации, формирование мотивации обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрепредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеют определённые преимущества: повышают мотивацию к обучению, формируют познавательный интерес, развивают интерес обучающихся к изучаемым предметам и др. А это, в свою очередь, безусловно, способствует повышению уровня обученности и воспитанности обучающихся. Следует добавить, что такие уроки развивают когнитивные способности обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развивают логическое мышление. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна и увлекательна. Вызванный такой формой организации учебно-воспитательный процесса интерес, поддерживает внимание обучающихся на более высоком уровне. В таблице приводится пример реализации межпредметных связей в содержании урока по теме «Круговорот элементов в природе» (9-й класс). Межпредметные связи устанавливаются на основе интеграции учебного материала по биологии, физики, химии. Основная цель таких уроков – это формирование естественнонаучного мировоззрения обучающихся. Эта цель реализуется посредством ряда задач: формирование умений и навыков устанавливать связи между фактами и явлениями, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы.Межпредметные связи в содержании урокапо теме «Круговорот элементов в природе» (9-й класс)Межпредметные связи в содержании урока по теме «Углеводы» (11класс) Межпредметные связи в содержании урокапо теме «Опорно-двигательная система» (8 класс)