Информационная образовательная среда - условие профессионального роста педагога


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Информационная образовательная среда - условие профессионального роста педагога
Автор: Старыгина Ольга васильевна

Информационная образовательная среда – условие профессионального роста педагога Образовательная область «Филология» занимает в настоящее время одно из ведущих мест в Государственном образовательном стандарте основного и среднего (полного) образования. В современной школе расширился педагогический инструментарий учителя-словесника. Появилась возможность электронного сопровождения филологического образования (информационно-коммуникативные технологии, электронные учебники). Педагогические и информационные  технологии  тесно связаны между собой. Эта связь предлагает учителю новые технологии обучения.- Технология модульного обучения.- Проектный метод.- Технология развития критического мышления.- Групповое обучение.- Обучение в сотрудничестве.- Портфель ученика.Информационно-образовательная среда как педагогическая система определяет новую роль преподавателя, на которого возлагаются следующие функции:
  • координирование познавательного процесса;
  • корректировка преподаваемой дисциплины;
  • консультирование при составлении индивидуального учебного плана;
  • руководство учебными планами, учебными проектами.
  • Преподаватель-консультант (или тьютор) должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата.Педагог  должен  стать естественным интеллектом, активизирующим ИОС, а вместе с ней, всех ее потенциальных участников продуктивного взаимодействия с ней.  Именно учитель приводит «механизм» ИОС в действие, вовлекая в него своих учеников  и необходимые для этого действия информационные объекты – ресурсы и технологии ИОС. Учитель объединяет с постоянными знаниями и ресурсами ИОС школы свои личные знания и умения (личный потенциал), имеющиеся у него и доступные ему интеллектуальные ресурсы, расширяя потенциал ИОС. Этот потенциал он предоставляет своим ученикам, организует их соответствующим образом (во множестве межличностных отношений на принципах реализации прямой и обратной связи) и помогает им в его восприятии.     Чтобы этот «механизм» успешно работал, необходимо его сконструировать, создать, сформировать, разработать систему прямой и обратной связи – виртуальное представительство учителя (медиа-среду). Учитель  обеспечивает каждому учащемуся возможность:
  • доступа в электронную библиотеку, где сосредоточено учебно-методическое обеспечение;
  • общения с преподавателем по электронной почте;
  • телеконференции по каждому изучаемому курсу;
  • общения со студентами своей виртуальной учебной группы;
  • консультации у преподавателя в режиме on-line и ряд других возможностей.
  • Информационно - образовательная среда  учителя представляет собой совокупность объектов, обеспечивающих учебный процесс и развивающих личность ребенка. Учитель должен иметь на своем рабочем столе (в классе) персональный компьютер, оборудованный выводом текстового материала и аудивизуальных (анимационных, мультимедийных) изображений на широкий экран для демонстрации их своей аудитории, органично вплетать показ этого материала в канву учебного занятия. Для этого учитель должен, во-первых, иметь соответствующую информационно-компьютерную подготовку, планирование которой можно считать составной частью проекта учебного процесса. Электронная библиотека учителя (коллекция ЭОР) - это накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме on-line:
  • текстовых материалов;
  • аудио- и видеоматериалов;
  • гипертекстовых пособий;
  • графических иллюстраций;
  • учебных компьютерных программ;
  • моделирующих систем;
  • автоматизированных лабораторных практикумов;
  • тестовых заданий нескольких типов и т.д.
  •           Сформировав свою персональную учебную среду,  мы должны помочь учащимся также  сформировать свою учебную среду. Новой формой развития педагогов  и учащихся  может стать  горизонтальное обучение  в открытых средах, которое предлагает иную цель обучения -  формирование нового взгляда и образовательного пространства. Горизонтальное  обучение предлагает нам формирование пространства профессионального развития.  Моделируется образовательная среда, которая помогает человеку развиваться. Отходим от набора  подобранной информации к  совместно генерируемому  в процессе обучения контенту. От вертикального оценивания к горизонтальной  взаимооценке,  самооценке.                Открытая  образовательная среда – это социальные сетевые сервисы, служащие для общения, поддержки и развития социальных контактов; совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации, творческой деятельности. При помощи  этих инструментов, реализующих  горизонтальные межпользовательские связи, создается сетевое сообщество.               В открытых средах горизонтального  взаимодействия  можно реализовать  такую учебную  деятельность, как  совместное написание и редактирование текста, комментирование текста, заполнение форм (анкет) и анализ данных, работа с ментальными картами.              Такая  работа  тесно связана с  реализацией новых ФГОС  в части развитии мета предметных умений и компетентностей. Используя горизонтальное обучение,  мы формируем у учащихся функциональное чтение, информационные умения,  способность к взаимодействию, организационные умения и самостоятельность, готовность к решению исследовательских и творческих задач.               Целью обучения с использованием открытых сред горизонтального взаимодействия является формирование сообщества. Курс обучения – идеологическая и инструментальная точка входа в новый профессиональный контекст и подготовка к самостоятельному поиску перспектив развития.              Дистанционные методы обучения, основанные на современных технологических достижениях, обладая высокой степенью охвата и дальности действия, будут играть возрастающую роль. В настоящее время уже накоплены достаточные знания, методика и опыт реализации систем дистанционного обучения (ДО), использующих телекоммуникационные системы. Особенность ДО в том, что субъект обучения, связанный лишь опосредованно с системой обучения, находится одновременно в двух состояниях – развития и саморазвития.При этом, как отмечается рядом специалистов, методистов, педагогов, ДО имеет свои недостатки, лишает живого общения и, следовательно, социокультурного и психологического влияния учителя.                  Очень важным электронным образовательным ресурсом является сайт учителя. Цель сайта:  создание информационной площадки для учеников и их родителей, которая осуществляет информационное обеспечение учеников и родителей, поддерживает  учебный процесс, обеспечивает взаимодействия учителя  с учащимися и родителями.   Информационное обеспечение учеников и родителей осуществляется на таких страницах, как  расписание уроков, сегодня в классе,  домашние задания; советы по воспитанию ребенка, объявления о событиях в классе и в школе, рекомендации по обучению, творческие работы. Поддержка учебного процесса осуществляется на таких страницах, как  презентации с уроков; учебные видеоматериалы; тематические флэш-ролики.Электронный журнал   так же  можно рассматривать как  сетевое сообщество, часть ИОС учителя, в котором обеспечивается взаимодействие с учащимися и родителями.      В зависимости от методики обучения для каждой учебной группы могут создаваться  электронные аудитории или форумы как средства коллективной работы учащихся, создаваемые по мере необходимости. К числу таких  можно отнести:
  • чат учебной группы по отдельным дисциплинам (on-line аудитории - семинары и консультации);
  • телеконференции (форумы) по дисциплинам (off-line аудитории - семинары и консультации);
  • доски объявлений;
  • листы рассылки;
  • система индивидуальных  консультаций.
  •  Сетевое  взаимодействие в сетевых сообществах,  виртуальных творческих мастерских, открытых образовательных средах помогает создать учителю индивидуальную образовательную траекторию для ученика.  То есть  программу  индивидуального развития через самопознание и самоопределение и программу деятельностной реализации этого развития. Развитие и саморазвитие ученика предполагают интеллектуальное и духовно-нравственное формирование его личности, что  возможно только при полном погружении в образовательную медиа-среду, при соответствующем расширении его личной ИОС. Оно должно быть самоуправляемым на уровне осознания личных обязанностей и ответственности и управляемым со стороны педагогической системы. Личная медиа-среда  педагога порождается его взаимодействием с общей медиа-средой (общества, мира), как с «естественной», так и «искусственной». Формирование медиа компетентности педагога  невозможно без его личного соприкосновения со всеми слоями медиа-среды - естественными, искусственными и их сочетаниями.  Формируйте свою  информационно  образовательную среду, чтобы впоследствии помочь учащимся сформировать свою ИОС.Когда  люди инструментально говорят на одном языке -  они деятельностно  понимают друг друга! Учителю нужно быть всегда в форме, всегда на уровне нравственно-личностных и профессиональных требований. Внешний вид, доброжелательность, улыбка, слово поддержки — всё имеет значение. Мы создаём среду, а она нас подгоняет под себя. Мы её меняем, а она нас трансформирует. В образовательном пространстве очень важно взаимопонимание учителя и ученика, их ментальное и, по возможности, духовно-душевное взаимопроникновение. Там, где ребёнку удобно и интересно, там его личность и разум и будут развиваться наиболее продуктивно. Ведь развивающее обучение, в сущности, это личностно-ориентированное обучение, это развитие всех его духовных способностей, как нравственных, так и когнитивных. Древнегреческий идеал пайдейи (обучения), состоящий в гармоничном единении истины (ум), добра (этика) и красоты (физическое и духовное совершенство) действителен, по моему мнению, и для современной школы. Это и понятно и объяснимо: меняются концепции и методы обучения и технические средства, а роль школы в обществе и цель школы остаются неизменными — формирование, образование человека. Теми же остаются и протагонисты образовательного процесса — учащиеся и учителя, создающие ту школу, в которой они желают и стремятся обучать и обучаться, работать и учиться, сосуществовать и взаимообогащаться. В заключение — несколько снизим пафос. Есть хороший анекдот — на мой взгляд, именно по теме. Умирает старый учитель. На том свете попадает в ад. Бог вызывает святого Петра и выговаривает ему: - Учитель попал в ад — непорядок. Все учителя идут сразу в рай. Ступай, разыщи учителя, извинись и переведи в рай. Святой Пётр спускается в ад, разыскивает учителя и говорит ему:- Извините, дорогой учитель, произошла путаница в небесной канцелярии, вы попали по ошибке в ад, а все учителя по определению идут сразу в рай. Учитель отвечает, удивлённый:- А я думал, что это и есть рай.