Использование нетрадиционных приёмов продуктивной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование нетрадиционных приёмов продуктивной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника
Автор: Файзуллина Гульнара Ревовна

Использование нетрадиционных приёмов продуктивной деятельности в развитии творческих способностей дошкольника.Все дети любят рисоватьРисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования.Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своѐм изобразительном творчестве. Работа педагога заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию - в которой мы стараемся предоставить детям свободу выбора цвета, композиционного решения, материалов для работы.Понятие «нетрадиционно» означает – не основываясь на традиции; происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю; отличаясь оригинальностью; не придерживаясь традиций. Отсюда «нетрадиционное рисование» – искусство изображать, не основываясь на традиции.Изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, и задача педагога поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству, расширять область выражения, возникающих у него образов, помочь овладеть навыками и умениями, усвоить знания о разнообразных материалах, используемых на занятиях по продуктивной деятельности, способами работы с ними. Важно всячески и своевременно поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выражалось.  Нетрадиционными материалами и средствами изображения могут быть: - пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; - целлофан; - овощные штампы и печати; - соломка; - пористые губки. Этот процесс и материалы любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук и ног ребёнок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.В этом их минус, возможно они подходят больше для индивидуальных занятий с 3-4 детьми, где каждому есть возможность уделить должное время.Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник: ‒ Способствует снятию детских страхов; ‒ Развивает уверенность в своих силах; ‒ Развивает пространственное мышление; ‒ Учит детей свободно выражать свой замысел; ‒ Побуждает детей к творческим поискам и решениям; ‒ Учит детей работать с разнообразным материалом; ‒ Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объѐмности; ‒ Развивает мелкую моторику рук; ‒ Развивает творческие способности, воображение и полѐт фантазии. ‒ Во время работы дети получают ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯТЕХНИКА РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИРисование мыльными пузырями в детском саду – развлечение, доступное воспитанникам как младших, так и старших групп. К тому же, это не только увлекательно, но и полезно: у детей развивается воображение, пробуждается стремление творить, проявлять инициативу.Любое занятие с детьми – это не просто развлечение, а способ знакомства с окружающим миром, расширения кругозора, развития полезных навыков.Основная цель рисования пузырями – познакомить малышей с их свойствами, попутно изучив такие понятия, как  форма, состав, размер.Попутно достигаются следующие цели:
  • Тренировка дыхания,
  • Поощрение к творческой деятельности,
  • Развитие фантазии.
  • На занятиях ставятся следующие задачи:• Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями;• Выработать умение дорисовывать детали объектов для придания им законченности и сходства с реальными образами;• Поощрять детское творчество, инициативу;• Развивать воображение, фантазию, творческие способности;• Развивать навыки правильного дыхания;• Создавать условия для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения и принцип коллективизма.Этапы выполнения работы: 1. Возьмите пластиковые стаканчики, в зависимости от задумки работы стаканчики могут быть разных размеров. В стаканчик наливаем воды, чуть – чуть шампуня или средства для мытья посуды. Концентрация примерно 1:10. 2. Добавляем гуашь. Всё перемешиваем. 3. Опускаем трубочку для сока в стаканчик и начинаем дуть в неё до тех пор, пока над стаканчиком не поднимется мыльная «шапка». Детям привычнее пить из трубочек, поэтому, сначала предложите ребёнку потренироваться пускать пузыри с обычной водой, привычной и безопасной. 4. Берём лист бумаги и прикладываем к стаканчику с мыльными пузырями. Можно так сделать несколько раз, в зависимости от вашего творческого замысла. 5. Во что превратятся «мыльные» шарики зависит от вашего воображения, быть может, это будет букет мимозы или весёлый снеговик, а может, вы нарисуете планеты солнечной системы…ТЕХНИКА РИСОВАНИЕ ВИЛКОЙНетрадиционное рисование вилкой — простой и забавный способ развития воображения, нормализации психоэмоционального состояния дошкольника. Техника позволяет создавать изображения, для которых требуется нанесение множественных тонких мазков, создающих эффект «лохматости». Занятия с вилкой не вызывают трудностей даже у младших дошкольников, главное — следить, чтобы маленький художник не потянул измазанный краской инструмент в рот.Цель творческого занятия — знакомство с оригинальной техникой изобразительного искусства.Задачи:
  • совершенствование навыка рисования разными инструментами и материалами;
  • расширение представления об изобразительных приемах;
  • развитие творческих способностей, привитие интереса к изобразительному искусству и познанию окружающего мира;
  • закрепление представлений о колерах и художественной композиции, совершенствование плоскостной ориентации;
  • развитие воображения, образного мышления, художественного восприятия, эстетического вкуса;
  • совершенствование моторики, концентрации внимания;
  • расширение кругозора;
  • воспитание прилежности, усидчивости, умения доводить дело до конца.
  • Рисовать вилкой проще простого, даже дошкольник 2–3-лет сразу поймет принцип работы. Чтобы изобразить рисунок:
  • Выложите краску на палитру. Если она загустела, чуть разбавьте водой.
  • Возьмите чистую вилку. Опустите ее тыльной стороной на краску.
  • Поднимите вилку, затем прижмите к бумажному листу в нужном месте. При необходимости сдвиньте инструмент, чтобы получились более длинные линии.
  • Поднимите вилку. На бумаге останется отпечаток в виде 4-х тонких полосок.
  • МЯТЫЙ РИСУНОК.Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.РИСОВАНИЕ РЕБРОМ КАРТОНА.В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.НИТКОГРАФИЯ.Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ. Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги). Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.МОНОТИПИЯ. Монотипия также может использоваться для изображения животных. Это симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде.КЛЯСОГРАФИЯ.Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.НАБРЫЗГ. Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу.ПЕЧАТАЕМ ЛИСТЬЯМИ НА БУМАГЕВозраст от 5 лет. Средства выразительности: цвет, фактура. Материалы: бумага, гуашь, кисти, листья с деревьев. Соберём различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмём лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим ещё один отпечаток, и т.д. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. Прикладывание чистого листика, даёт плавные, мягкие очертания.«Акварельные мелки».Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.«Граттажи».Произошло от французского слова царапать. Рисунок выполняется процарапыванием на покрытой парафином или тушью поверхности. Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь этот лист затрём свечкой. Смешаем гуашь с шампунем (можно клей ПВА) и покроем этой смесью парафиновый лист. Холст готов. Возьмём заострённую палочку и процарапаем рисунок.«Тиснение». Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши или восковые мелки, предметы с рифлёной поверхностью (рифлёный картон, пластмасса, монетки т. д.), простой карандаш. Способ получения изображения: ребёнок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифлёной поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами или мелками. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.ВыводыФормирование творческой личности одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребёнка в детском саду.         Нетрадиционные способы рисования предполагают в первую очередь использование нетрадиционных материалов и средств изображения: пробки от пластиковых бутылок, листья деревьев, цветы, трава, целлофан и т. п. Работа в этом направлении начинается с рисования пальчиками, ладошкой, обрывания бумаги и т.п. В старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и др. Выбор методов и приёмов развития детского изобразительного творчества зависит от содержания и задач занятия, от возраста детей, вида изобразительных материалов.