Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Автор: Галущенко Евгения Сергеевна

Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:• познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы;• познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;• способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;• вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.План проведения:1. Вступительное слово воспитателя 2. Игра «Вопрос-ответ»3. Выступление воспитателя. с анализом речи детей группы4. Способы развития речи5. Советы по развитию речи детей6. Подведение итогов собрания7. РазноеВоспитатель: Добрый вечер уважаемые родители!Мы рады Вам. Прошло уже полгода с того момента, когда Вы привели своих малышей в нашу группу. Мы можем сказать, что нам повезло, так как вокруг нас собрались замечательные дети. Складывается детский и родительский коллектив. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты красива.Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».1. Основной этап.Семья является главным источником, которая питает ребенка с рождения, дает ребенку первые знания, умения, знакомит его с окружающим миром. Родители определяют и направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести. Без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды ребенок не может стать полноценным человеком. Давайте вспомним хорошо известное произведение Р. Киплинга «Маугли». Ребенок в силу обстоятельств попал в волчье логово и приобрел повадки животных (передвигался на четвереньках, не сформирован мыслительный аппарат, речь не развита и многое другое.). И сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. Мы поговорим о том, как в быту, в самом обычном общении с детишками можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности, в том числе и языковыеВоспитатель: Продолжите, пожалуйста, фразу«Мой ребёнок начал говорить … .». Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.2. Игра «Вопрос – ответ»Ответьте, пожалуйста, на вопрос «Для чего нам нужна речь?»(ответы родителей)Речь помогает ребенку адаптироваться в обществе.Правильная речь позволяет достичь успеха, снимает ограничения в выборе профессии.На каждом этапе обучения нужна речь.Не всегда родители слышат все дефекты в речи ребенка.Многие родители думают, что плохая речь пройдёт сама. К сожалению, это не так.У детей с нарушениями речи часто формируется речевой негативизм (нежелание говорить, комплексы неполноценности.Исправлять звукопроизношение надо в дошкольном возрасте, потом это сделать труднее, неправильное произношение автоматизируется в речи, входит в привычку.Речевые дефекты могут стать причиной нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Ребёнок как произносит, так и напишет.В соответствии с требованиями ФГОС развитие речи детей младшего дошкольного возраста осуществляется в пяти направлениях:• Развивающая речевая среда• Формирование словаря• Звуковая культура речи• Грамматический строй речи• Связная речьРабота по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности ; в повседневной жизни.Анализ речи детей группы(результаты даются в обобщённом виде).3. Способы развития речи:Комментирование действий- это обогащение словарного запаса ребенка; накопление пассивного словаря малыша (словаря понимаемых слов);ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые словаИспользуем всегда:-во время купания (какое полотенце -мягкое, пушистое, большое,мыло - душистое, ароматное, белое, действия - намылим, смоем, вытрем, включим, части тела)-во время одевания (называем одежду, ее части, признаки)-во время прогулки (какое время года, какая погода, каких животных и птиц видите, какие машины встречаются)-во время еды, сервировки стола (сравниваем чайные и столовые ложки, блюдце и тарелку, стакан и чашку)-во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер)-не кухне (комментируем, что делаем)-в поездке (что видим за окном машины, автобуса)Точное называние всех предметов и их частей в речи взрослых, обращенных к ребенку-это развитие мышления и словаря (ребенок учится сравнивать предметы, выделять существенные признаки от несущественных)Используем в ходе обычного общения с детьми в повседневном общении.Например:«Сейчас будем пить чай. Поставь на стол чашки».Если ребенок ошибается и ставит стаканы или чашку и стакан, спросить «Разве это чашка? Есть у нее ручка? Что это? Да, это стакан. Удобно из стакана пить чай? Почему?»Непонимание речи малыша - это стимулирование активной речи ребенка.Мы его используем когда малыш обращается к Вам с просьбой- в специально созданных ситуацияхНапример, если вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест малыша будете спрашивать: ««Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?»Употребление в повседневной речи обобщающих слов - это уточнение словаря, умение точно и уместно употребить слово-понятие (овощи, фрукты, игрушки, транспорт, мебель, посуда)Используем:-во время просьб к ребенку («Сложи, пожалуйста, игрушки в коробку, а книжки на полочку»)-во время совместной уборки («Я вытру пыль с мебели, а ты убери игрушки»-во время бытовых процессов («Давай вместе польем цветы: розы, тюльпаны, фиалки», «Помоги мне подготовить овощи для салата: капусту, лук, огурцы, редис»)Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел -это уточнение словаря и его активизация;развитие умения анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное ; развивать умение делать выводы.Обобщать и развивать точность мышления и речи.Мы используем во время одевания, на прогулке (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан)-во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце, чашку и стакан)-во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат)-во время специально организованного рассматривания двух предметов (двери, ручки, стулья, столы)Развитие мелкой моторики рук. Ученые доказали, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно связаны. Объясняется это просто – в головном мозге речевые и моторные центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при развитии моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Сухомлинский говорил «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». По тому, как развита мелкая моторика у ребенка, в дальнейшем, судят о готовности обучения в школе.Для развития мелкой моторики рук используются: шнуровки, пуговицы, бусы, крупы, прищепки, мозаика и др.- Игры с пальчиками — это не только радостное общение с близкими людьми, но и стимул для развития речи и мелкой моторики. Хорошо известные «Ладушки – ладушки»«Сорока – белобока» пришли к нам еще от наших бабушек. Хочу познакомить вас с новыми играми. (Игры вместе с родителями)- Массаж пальцев и ладонейНаши пальцы связаны с внутренними органами и мозгом, а массаж пальцев и ладоней развивает мелкую моторику: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом. Используем массажные мячи.Упражнения на развития дыхания. Необходимо научить малыша правильному дыханию для того, чтобы ребёнок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик, а выдыхать непрерывно. Речевая игра «Вьюга» «Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу«сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С…». (Проводится речевая игра «Вьюга»«Насос» и др.)Чистоговорки Прибежала детвора—ра-ра-ра, ра-ра-ра.Ногу выше, шаг смелей—лей-лей-лей, лей-лей-лей.Мы увидим листопад—пад-пад-пад, пад-пад-пад.Милый зайчик не скучай—чай-чай-чай, чай-чай-чайГимнастика язычка – нашим детям очень необходима. У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Объединяет простые движения в сложные. «Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.Можно сделать массаж язычку:• «покусываем язычок»,• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».Рисование. Занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.Лепка. Самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами4. Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите«Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ«К нам в гости приехала кукла».• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.- Что это? (Кто это)-Какого цвета?- Что есть у зайки? (Что это у зайки)- Как можно назвать зайку?- Как можно назвать зайку?- Что можно с ним делать?Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.5. Подведение итогов собранияА сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…Перед вами ёлочка. Её нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте ёлочку красным шариком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте ёлочку зелёным шариком.(Звучит тихая, спокойная музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.)Решение собрания:1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.6. Разное.Родительское собрание во 1 младшей группе«Развитие речи младших дошкольников»Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.1 часть: «Совсем немного науки»Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками ;- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.Основные задачи речевого развития детей:- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;-развитие у детей коммуникативных способностей ( способности общаться).Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение ,чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?- Формирование звуковой культуры речи.-Обогащение словарного запаса.- Формирование грамматического строя речи.- Обучение рассказыванию, связной речи.-Развитие выразительности речи.Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности ; на специальных занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях ; вне занятий – в игровой и художественной деятельности ; в повседневной жизни.2 часть Игра- путешествие по стране «развитие речи»Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. На к аждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями.1.Станция «Творческая»Подберите эпитеты к словам:-снег (белый , пушистый , сыпучий, холодный , мокрый , скрипучий и т.д.)-человек ( вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)-ветер ( сильный , холодный , ласковый , пронизывающий и т. д.)-дождь ( холодный , летний , моросящий , сильный и т. д.)-луна (яркая, растущая и т.д.)Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить , поднять настроение , научить понимать другого , улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время , познакомиться с нравственными понятиями , сблизить ребёнка и родителей.Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.2. Станция «Сказочная» (загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).1) Я решил путешествовать по свету и не знал , что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал , все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось , что в мире живут ещё и злые , жестокие , хитрые. И каждому хочется меня съесть…2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я , маленькая , серенькая , могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев , поэтому , развивая речь и стимулирую моторику пальцев , мы передаём импульсы в речевые центры , число что активизирует речь.3)Станция « Наши руки не знают скуки»1этап.- Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.Большой - отвечает за голову;Указательный - желудок;Средний - печень;Безымянный – почки;Мизинец – сердце.1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.2)потереть ладони, похлопать.2этап – Пальчиковые игры. (без предметов).1)1-2-3-4-5 ( загибаем , начиная с большого).Маме осенний букет отнесём ( « шагают» по ладошке).2)Пальчиковая игра « Медведь» ( с предметом».( медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)Лез медведь в свою берлогу,Все бока свои помял,Эй, скорее, на подмогу,Мишка, кажется, застрял!(с силой вытянуть платочек)3)Пальчиками можно рассказывать стихи.« Под берёзой на пригоркеСтарый ёж устроил норку.А под листьями лежатДвое маленьких ежат.4) Станция « Игровая»(игры для формирования звукопроизношения)Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.Речевая игра «Вьюга»(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.Речевая игра «Насос»Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».Речевая игра « Прогулка в лес»Чистоговорки:Уп , уп , уп – мама варит суп (зв. П.)БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (зв. Б)« Бублик, баранку, батон и буханкуПекарь из теста испёк спозаранку » (зв. П-б)« Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»« Жу-жу-жу молоко дадим ежу»« Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»Словесная игра « Почемучка»Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка , сороконожка, босоножка , соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.Итог родительского собрания:- родители задают вопросы на уточнение.- проводится рефлексия: родители высказывают свое отношение к рекомендациям воспитателя, насколько полезным был материал, представленный на собрании.