Обучение русскому языку, литературе, развитию речи учащегося с расстройством аутистического спектра(синдром Аспергера) в 5-9 классах
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение русскому языку, литературе, развитию речи учащегося с расстройством аутистического спектра(синдром Аспергера) в 5-9 классах
Автор: Месяц Татьяна Павловна
Содержание и методика обучения русскому языку, литературе и развитию речи учащегося с расстройством аутистического спектра (синдромом Аспергера) в 5-9 классах.Опыт работы Козновой Наталья Юрьевны, учителя русского языка и литературыМБОУ «СОШ № 196» г. СеверскаАктуальность педагогического опыта. Инклюзивное образование- это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в систему образования. Именно поэтому проблема инклюзивного образования является актуальной. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в особом отношении, в особой организации учебного процесса, не только в психологическом, но и в методическом сопровождении. Только взаимодействие этих составляющих помогут реализовать принципы инклюзивного образования:1 Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.2.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.Трудности, которые встречаются в деятельности учителя, реализующего предметные программы обучения учащихся с расстройством аутистического спектра, связаны, в первую очередь, с недостаточностью специальной подготовки учителей, отсутствием методических разработок.И все-таки практика работы показала, что такие учащиеся могут не только успешно обучаться, но и сдавать экзамены (ГВЭ в 9 классе), то есть, получать знания наравне со сверстниками, развиваться, социализироваться.Министерством просвещения разработаны требования АООП НОО обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС), в них определены содержание и организация образовательной деятельности на уровне начальной школы для 1-4 классов, а также для пролонгированных сроков :1-5, 1-6 классов. Для учащихся с РАС в основном общем образовании подобные требования не разработаны, поэтому при организации процесса обучения в 5-9 классах в предметной области «Филология» необходимо было определять содержание и реализацию адаптированных программ по русскому языку, литературе, а с 8 класса – по развитию речи, корректировать учебный материал и методы обучения с учетом особенностей моего ученика. Необходимо было создать предметную организующую среду, научиться созданию эмоционального контакта, знать и уметь использовать модели корректировки поведения.Помогла в решении этих проблем литература: теоретические учения психологов А.Р.Лурии, Э.Джин Айрис, Х.Ремшмидта о клинических проявлениях аутизма, особенностях психологического сопровождения детей с РАС; работа О.С. Никольской «Проблемы обучения аутичных детей», описывающая приемы обучения детей с РАС.Содержание и методы обучения Мой ученик –Петрухин Иван, 2005 г.р. Обучался в МБОУ «СОШ № 196» в 2012-2021 г.г. Интеллект сохранный. Он успешно учился в 1-4 классах. В 2016 году перешел в 5 класс. Индивидуальный учебный план состоял из двух блоков: уроки с классом и индивидуальные уроки, включал в себя все предметы программы школы. Наряду с учителем, его образованием с 1 по 9 класс занималась мама, которая выполняла роль тьютора. Она сидела рядом с Ваней на коллективных уроках; на индивидуальных занятиях присутствовала в классе или же выходила. Много внимания родители уделяли выполнению домашнего задания. Мама помогала Ване приспособиться к школе, выполняла все рекомендации. Педагоги, в свою очередь, прислушивались к советам родителей. Происходил процесс взаимообучения и взаимодействия, необходимый для успешного обучения, развития, социализации ребенка. Заинтересованность родителей- самый важный фактор при обучении ребенка-аутиста. Когда Ваня пришел в 5 класс, он бегло читал, писал практически без ошибок, выработан был идеальный почерк.На любой ступени образования нужно понимать, что обучение будет успешным, если учитель поймет особенности памяти, внимания, восприятия аутичного ребенка. Кроме того, нужно постоянно анализировать образовательные потребности учащегося, которые связаны с адаптацией содержания основной общеобразовательной программы.И главной проблемой стало то, что является основой процесса обучения - обратная связь с учеником. У детей с синдромом Аспергера нарушена коммуникативная функция речи. Она не направлена на собеседника, отсутствует эмоциональность, речь то тихая, то громкая, часты фразы- штампы, речь автономна, то есть, не относится к конкретной речевой ситуации. (Ваня, например, мог вдруг сказать какой-то слоган из рекламы - я научилась понимать, что так он выражает свое хорошее настроение или понимание). Постепенно, к 9 классу, он уже мог минимально вступать в контакт, отвечать утвердительно на мои вопросы ситуативно. За 5 лет обучения спектр вербального общения, конечно, значительно расширился: учащийся здоровался и прощался, во время занятий осознанно, хотя и односложно, отвечал на вопросы, адекватно реагировал на задания. Ситуацию общения, которая была установлена с первого урока, можно условно назвать «плечом к плечу», во время индивидуальных занятий я всегда сидела с ним рядом, так как ребенку-аутисту требуется постоянная помощь при выполнении заданий. И только во время уроков в классе, при написании диктантов, словарных работ находилась за своим рабочим столом. На мой взгляд, это сыграло важную роль в создании мотивации и способствовало уравновешенному эмоциональному состоянию ребенка. Методы обучения на уроках русского языка, литературы и развития речи использовались репродуктивные (воспроизведение изученного теоретического материала, типовые задания, решаемые по алгоритму, тестовые задания, упражнения тренировочного характера) и объяснительно- иллюстративные (демонстрация иллюстраций, схем, картинок, работа с учебником, таблицами, конспектами с обязательным использованием цветных ручек).К сожалению, основную задачу: развитие устной и письменной коммуникации - в работе с ребенком-аутистом решить очень сложно. Для решения этой задачи в 8 классе в индивидуальный план были включены уроки развития речи. Ваня дома вел своеобразный дневник, где он записывал самые простые поведенческие фразы: «Ваня встал в семь часов. Ел на завтрак кашу» и т.п. Это тоже связано с особенностями сознания ребенка: понятийные, словесные формы познания сочетаются с примитивными формами выражения. В содержание адаптированной рабочей программы «Развитие речи» (34 часа) входило - изучение типов и стилей речи,- составление простого плана текста, - описание картин, фотографий. Эти виды работ регламентированы, содержат простые и четкие инструкции, то есть, учитывают важную особенность аутизма – отсутствие вариативности в любом ее проявлении, наличие четких границ.Уроки развития речи помогли учащемуся успешно справиться с заданиями итогового собеседования в 9 классе.Большое значение в процессе обучения ребенка-аутиста имеет освоение ребенком навыков чтения. Они являются важными средствами коммуникации, новыми каналами получения знаний о мире. Ваня читал хорошо и очень много, кроме того, слушал аудиокниги. Он редко допускал ошибки с интонационным выделением знаков препинания при чтении текста. Но курс литературы в 5-9 классах отличается от литературного чтения и опирается на продуктивные виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;анализ и интерпретацию произведения;составление планов и написание отзывов о произведениях:написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений:целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;индивидуальную и коллективную проектную деятельность.Но аутистичный ребенок не сможет пересказать текст художественного произведения, проанализировать поступки героев, сформулировать главную мысль, написать сочинение-рассуждение, поэтомув адаптированном варианте программе по литературе осталисьосознанное чтение художественных произведений разных жанров;выразительное чтение художественного текста;заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;составление планов и написание отзывов о произведениях: Осознанное чтение, переход от детской литературы к классической способствует улучшению понимания себя и других, уменьшает одноплановость восприятия мира, развивает чувство юмора – это очень важно для социализации ребенка. На уроках литературы в 5 классе я постепенно отходила от просто чтения к осмысленному чтению. Использовала самые простые вопросы: как зовут главного героя? Что делает герой рассказа? В какое время года происходят события? Приходилось задавать наводящие вопросы, показывать ответы в тексте. Но этот вид деятельности постепенно стал усложняться и учащийся давал односложные, но верные ответы. Осознанию художественных произведений помогали рисунки к прочитанным сказкам, рассказам, стихам. Мы обязательно работали с простыми литературоведческими терминами «сюжет», «герой», «средства выразительности, записывали определения. К 8 классу Ваня с моей помощью смог составить простой план, например, статьи о писателе. С помощью наводящих вопросов и пояснения он составил цитатный план к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри», которая очень понравилась Ване. Выбор произведений для чтения у таких ребят очень избирательный. Мой ученик, например, категорически не хотел читать рассказы и стихи о Великой Отечественной войне. С легкостью и очень охотно учащийся учил стихотворения наизусть, ему это доставляло удовольствие - после прочтения ждал, когда я захлопаю в ладоши и хлопал сам. Это также связано с особенностями аутичного ребенка: он чрезвычайно гордится своими достижениями и переживает, если возникают трудности. Задача учителя на уроках литературы - обязательно давать образцы выразительного чтения. Учащийся сразу запоминает интонацию, мелодику, и переучить его потом невозможно.Уроки русского языка давались Ване легче, чем другие. Он справлялся с систематизацией изученного материала по орфографии, синтаксису пунктуации, морфологии; с удовольствием делал конспекты, учил правила, выполнял все виды работ аккуратно и без ошибок, ему легко давались почти все виды разбора: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический. Затруднение вызывали пунктуационный и лексический разборы и темы из раздела «Лексика». Ваня не научился писать изложения, а диктанты писал хорошо. Для ГИА мы выбрали форму экзамена диктант, который он написал на «отлично». Деятельность учителя на уроке должна быть упорядоченной и целенаправленной. Необходимо детально продумывать и четко излагать план урока. Любое отступление, сомнение могут вызвать у учащегося состояние фрустрации. Поэтому, начиная урок, я всегда четко проговаривала тему, которую мы будем сегодня изучать, виды работ, которые будем выполнять. На уроках русского языка в обычном классе я всегда использую опорные конспекты, в которых разбросанный по параграфам учебный материал подается одним блоком: например, «Суффиксы причастий», «Виды односоставных предложений». В работе с детьми- аутистами рекомендуется упрощать материал. Но в случае с моим учеником мы тоже работали с блочными опорными конспектами, и Ваня довольно легко потом применял и отрабатывал правила на практике. Некоторые виды творческих заданий ученик также выполнял успешно.В 5 классе при повторении темы «Части речи» использовала карточки с изображением предметов, действий, признаков, учащийся должен был правильно их распределить: существительные, глаголы, прилагательные.Например, при изучении темы «Синтаксис» я ставила задачу дополнить предложение:Мы идем… (ученик дополняет)Мы идем по дороге… (по какой дороге?)Мы идем по лесной дороге… (куда идем?)Мы идем по лесной дороге на поляну.В этой простой игре формировалось умение строить распространенные предложения, развивать речь.Обучение ребенка-аутиста дает ему возможность развиваться, он учится планировать свою деятельность и даже заниматься самообразованием. Этот важный для каждого человека период-школьные годы- необходимое условие успешной социализации и адаптации в дальнейшей жизни.Октябрь 2021Методы работы с учащимся-аутистом используются репродуктивные: