Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет.
Автор: Юлия Владимировна Малявка
Конспект собрания в средней группе «Капелька» МБДОУ БЦРР детский сад «Журавущка» Воспитатель Малявка Юлия .Родительское собрание в средней группе Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4–5 лет»Цель; Создание условий для речевого развития ребенка. Задачи:1 .Познакомить родителей с работой по развитию речи детей среднего возраста.2.Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития.Форма проведения: Дискуссия.Участники :Воспитатели, родители.Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме речевого развития дошкольников. Сегодня наше родительское собрание посвящено одному из самых важных направлений – речевому развитию.Итак, тема нашего собрания «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет». 1Воспитатель..Речь- могущественное орудие всестороннего развития ребенка. - Грамотная речь помогает общаться, решать различные жизненные ситуации, помогает лучше понять собеседника и т. д.Навык правильной речи , как и все добрые навыки , приобретаются в семье .То что делает семья по развитию речи дошкольника , имеет огромное значение для всей его последующей жизни.Роль речи в развитии ребенка крайне значима – не умея говорить, малыш едва ли научится читать и считать, ему будет трудно общаться, он не сможет рассказать друзьям о чем-то интересном. У ребенка пятого года жизни речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Он способен до конца выслушивать ответы взрослых.Улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. 2воспитатель..На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук.В речи детей чаще появляются :- прилагательные для определения цвета. Кроме основных называют дополнительные Все шире дети используют наречия, местоимения, сложные предлоги Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель и Свое высказывание ребенок строит из 2-3 предложений.Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: Развивается навык монологической речи. Хорошо знакомую сказку дети могут пересказать почти наизусть, могут выучить и рассказать короткое стихотворение. Они чаще становятся инициаторами общения.4-5 лет – прекрасный возраст «почемучки», дети задают много вопросов, которые придумывают на ходу.Ребенок в этом возрасте начинает различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Также дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.Чем старше становится ребенок, тем большее внимание на его речевое развитие оказывает семья.Поэтому вам, уважаемые родители, рекомендуется постоянно следить за своей речью: не допускать слов-паразитов, говорить не быстро, правильно произносить слова. Интонация должна быть спокойная.Консультация учителя логопеда.Воспитатель 1.В последние годы ученые отмечают снижение уровня развития речи у детей дошкольного возраста, это связано с повышением занятости родителей на работе, которые меньше уделяют внимания своим детям, меньше общаются с ними и друг с другом. Чаще всего коммуникативную функцию родителей выполняют различные развлекательные передачи в СМИ, или гаджеты это способствует тому, что дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят.Между тем ежегодно растущий объем знаний в образовательных учреждениях требует не механического запоминания материала, а осознанного восприятия. Качественное усвоение материала, успешность обучения зависит от уровня развития речи.Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное усвоение всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей . Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, тем легче будет проходить образовательный процесс.Отечественными учеными А. Н. Гвоздевым, И. Е. Есениной, доказана связь между речевой функций и общей двигательной активностью человека, а именно между речевым центром головного мозга и мелкой мускулатурой руки. Доказано, что от нервных импульсов пальцев идет совершенствование речи.Обычно дети, которые имеют высокий уровень развития мелкой моторики, обладают логическим мышлением, хорошей памятью, вниманием, связной речью. Развитие мелкой моторики руки оказывает положительное воздействие на формирование правильного произношения и темпа речи, интонационное разнообразие, снимает психическое напряжение. Важность специального развития мелкой моторики заключается еще и в том, что современные игрушки, предметы быта сделаны максимально удобными, что не содействует развитию мелкой мускулатуры.Цель исследования - теоретически обосновать значимость проведения занятий по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр для развития речи.В результате проведенного исследования анализа мы можем сделать выводы, что средний дошкольный возраст ребенка является новым жизненным этапом. Ребенок становится более самостоятельным, старается все делать без помощи взрослого, хотя еще многое в этом возрасте недоступно, проявляет личностные качества, личностную позицию, меняется его отношение к окружающему миру.Воспитатель 2.В среднем дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. В ней дети воплощают в жизнь результаты своих наблюдений за жизнью людей, постигают связи, взаимодействия, отношения людей друг с другом, виды общения. Помимо этого, развивается социальное восприятие, формируется образное мышление и воображение. Игра с самим собой меняется на игру вместе.В среднем дошкольном возрасте речевому развитию характерна высокая активность, дети стремятся к общению, взаимодействию, взрослым кажется, что ребенок постоянно разговаривает. Одним из эффективных способов развития речи средних дошкольников являются пальчиковые игры. Учеными доказано, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Руки являются специфическим органом с множеством разнообразных функций. Сопровождение пальчиковых упражнений и игр чтением стихотворений, потешек, приговорок делает речь ребенка более четкой, выразительной, совершенствует контроль ребенка за движениями .Пальчиковые игры являются универсальными средствами, обычно они не требуют особых условий и особой подготовки, занимают немного времени, 2-3 минуты, предполагают активный безопасный контакт в группе, возможно использование языка жестов, существует постепенное усложнение двигательных и мыслительных задач.А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя детьми и выполнить несколько заданий из диагностического обследования по речевому развитию.Итак, первое задание.Вам нужно ответить хлопком в ладоши на те слова, в которых есть звук «р».Готовы?Крыло, бумага, чайник, рыба, рак, липа, белый, ромашка, фломастер, книга, конфета.Молодцы! Все справились с заданием!Для выполнения второго задания вам нужно разделиться на три команды.У каждой команды будет две скороговорки. Ваша задача – проговорить их как можно быстрее и без ошибок.Скороговорки1 команда:1. На дворе галка, на берегу галька.2. Нес Григорий пирог через порог.2 команда:1. Стал на горох и упал на порог.2. Смешные шутки у Саши и Мишутка.3 команда:1. Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу.2. Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.Следующее задание: прочитать стихотворение голосами сказочных персонажей.Для 1й команды – прочитать голосом лисички-сестрички:Расти коса до пояса,Не вырони ни волоса.Расти косонька до пят,Все волосоньки в ряд.Расти, коса, не путайся,Маму, дочка, слушайся!Для 2й команды – прочитать голосом мишки косолапого:Ой, сердит мороз,Ветки снегом занес,Хватает за нос, щиплет до слез.Ребятишки не пугаются,На лыжах да санках катаются,Над морозом потешаются.Для 3й команды – прочитать голосом испуганного зайчонка:Я с утра в лесу гуляю.От росы я весь промок.Но зато теперь я знаюПро березку и про мох.Про малину, ежевику,Про ежа и про ежиху,У которых за ежатВсе иголочки дрожат.Четвертое задание – прочитать стихотворение с разной интонацией или громкостью голоса.Для 1й команды – прочитать весело:Дождь! Дождь! Надо вамРасходиться по домам!Гром! Гром, как из пушек.Нынче праздник у лягушек.Град! Град! Сыплет град!Все под крышами сидят.Только мой сынишка в лужеЛовит рыбу нам на ужин.Для 2й команды – прочитать тихо:Кто пришел?Что принес?Знаем мы:Дед Мороз,Дед седой,С бородой,Он наш гость дорогой.Он нам елку зажжет,С нами песни споет.Для 3й команды – прочитать грустно:Он к бровям моим прирос,Он залез мне в валенки.Говорят, он – Дед Мороз,А шалит, как маленький,Он испортил кран с водойВ нашем умывальнике.Говорят, он с бородой,А шалит, как маленький.Он рисует на стеклеПальмы, звезды, ялики.Говорят – ему сто лет,А шалит, как маленький!И последнее – пятое задание. У вас на столах лежат конверты с наборами сюжетных картинок. Вам нужно разложить их в логической последовательности, составить по ним рассказ и прочитать его другим командам.После выполнения задания командам предлагается зарисовать схему-алгоритм составления рассказа по сюжетным картинкам для детей.Варианты алгоритма: рисунок, схема или карта.Большое спасибо за внимание и участие в нашей речевой игре! Помните, что вы являетесь примером номер один для вашего ребенка!