Современные технологии на уроках физики


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные технологии на уроках физики
Автор: Ирина Анатольевна Косыгина

Современные технологии на уроках физикиНа сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, какая из них лучше, поэтому для достижения положительных результатов желательно использовать комбинации из современных и традиционных технологий, делая каждый урок не похожим на предыдущий.В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся следующие технологии:
  • Рассмотрим более подробно каждую из них.1. Информационно-коммуникационные технологииЭти технологии подойдут для любого этапа урока физики, поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека. Использование информационно-коммуникационных технологий в изучении или повторении материала многократно повышает эффективность обучения.Информационно-коммуникационные технологии позволяют победить главного «врага» учителя — гаджеты. Не нужно бороться со смартфонами — сделайте их полноценными участниками урока, помощниками в изучении физики.НапримерПри изучении равномерного прямолинейного движения можно использовать шагомеры и секундомеры, а при изучении атмосферного давления — барометр и высотомер. Со многими мобильными приложениями легко разобраться, нет необходимости калибровки.Активно используйте на уроках информационные продукты:
  • виртуальные лабораторные работы,
  • интерактивные творческие задания,
  • электронные приложения к учебникам и пр.
  • Проводите онлайн-тестирование. Отправляете учащимся на телефон индивидуальное задание — и получаете результат сразу после выполнения работы.Показывайте детям фрагменты из фильмов или обучающие ролики.Информационно-коммуникационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамику и выразительность, легко интегрируются в любой урок.  2. Технология развития критического мышленияТехнология развития критического мышления — это совокупность приемов, позволяющих заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для получения, обработки и обобщения информации, способствовать развитию критического мышления.Существует 3 стадии формирования критического мышления:1. ВызовНа данной стадии основными функциями являются:
  • мотивационная (побуждение к работе);
  • информационная (ученики вспоминают ранее полученные знания);
  • коммуникационная (обмен информацией).
  • На этой стадии при проведении урока «Атмосферное давление» в 7-м классе можно предложить ученикам ответить на прямые и косвенные вопросы:Можно воспользоваться приемом «Верите ли вы…».Например, верите ли вы:• что каждый день на плечах носите воздух массой более 100 кг?• что масса воздуха в классе примерно 200 кг?• что мы живем на дне воздушного океана?2. ОсмыслениеНа данной стадии основными функциями являются:
  • информационная (получение новых знаний);
  • систематизационная (группировка новых знаний по разделам и категориям);
  • мотивационная (сохранить интерес).
  • Проведение учащимися эксперимента на данной стадии отвечает всем вышеизложенным функциям. Ученики могут работать как в группе, так и индивидуально.НапримерПри изучении темы «Атмосферное давление» подойдет опыт «тяжелая газета». Для проведения опыта понадобится длинная линейка и газета. На край стола кладут линейку, большая часть которой лежит на столе. Накрывают сверху расправленной газетой. Если давить на край линейки медленно, то она поднимет газету. Но если ударить быстро — линейка может сломаться.Ученики пробуют объяснить этот эксперимент, обсуждают его друг с другом, выдвигают различные гипотезы и обсуждают их. Учитель регулирует и направляет учащихся, помогая прийти к правильному выводу, итогом может стать обобщающая таблица, которая заполняется всем классом.3. РефлексияНа данной стадии освновными функциями являются:
  • коммуникационная (обмен мнениями о полученной информации);
  • мотивационная (не останавливаться на достигнутом, а углублять свои знания);
  • оценочная (оценить личный вклад в изучении новой темы).
  • На этой стадии ученики: 
  • пробуют применить свои новые знания для решения качественных и расчетных задач; 
  • оценивают, как можно применить эти знания при дальнейшем изучении физики (например, принцип работы насосов); 
  • могут оценить свою деятельность на уроке, заполнив лист самооценки. 
  • 3. Проектная технологияПрименение проектной технологии помогает разнообразить учебный процесс, так как ориентировано на индивидуальность учеников, позволяет учащемуся примерить на себя роль исследователя. Ученик может работать над проектом сам или совместно с другими учениками, объединившись в микрогруппуПроектная технология включает следующие этапы:
  • организационно-подготовительный;
  • поисковый;
  • итоговый;
  • рефлексия.
  • На первом этапе ученикам нужно выбрать тему проекта, определить ее важность, цели и задачи. Задача учителя: помочь с выбором темы проекта.Например, ученикам в 9-м классе можно предложить следующие темы, в зависимости от интересов:• Дыхание с точки зрения законов физики.• Еда из микроволновки: польза или вред?• Конструирование радиоуправляемых автомоделей.• Рисунки на пшеничных полях.• Физические явления и процессы в фильмах/сериалах/книгах/играх/аниме…• Физика в рисунках.• Съемка научного ролика для соцсетей.Желательно вовлекать учеников в поиск новых тем для исследования, побуждая их наблюдать за явлениями вокруг себя и изучать их.На втором этапе учащиеся собирают необходимую информацию. Он может включать: запись интервью, просмотр видеороликов и фильмов, изучение научных изданий. Учитель консультирует учеников, направляет в поиске, дает понять, что источников получения информации очень много и они имеют разный формат.На третьем этапе ученик оформляет свой проект и готовится к защите. Здесь важно показать, что форм отчета также много: рефераты, математические расчеты, презентации, макеты, модели, календари… Последний (четвертый) этап — ученики защищают свои проекты. Важной частью этого этапа является оценка проекта самим учеником: всех ли целей он достиг, справился ли со всеми задачами.4. Технология развивающего обученияЧеловек учится не только в школе — ему предстоит учиться всю свою жизнь. Поэтому основная задача технологии развивающего обучения — подготовить учеников к самостоятельному освоению новых знаний и применению их в повседневной жизни. Очень важно внедрять эту технологию на разных этапах урока.НапримерПри закреплении нового материала можно спросить у учеников: «Где встречаются данные технологии?» или «Где нам пригодится изученный закон?». Важно показать, что физика не в книжках — она вокруг нас, на каждом шагу.В качестве повторения и обобщения определенного раздела физики учитель может предложить ученикам разбиться на две группы: первая составляет вопросы по изученной теме, вторая на них отвечает. Потом группы меняются ролями.Заранее следует объяснить учащимся, насколько важно умение составлять и задавать вопросы (умение задать глубокий вопрос показывает развитость интеллекта человека), и проговорить критерии оценивания. Критерии оценивания вопросов: 
  • вопросы, отражающие причинно-следственные связи (например, «Почему толстостенные стаканы лопаются от горячей воды намного чаще, чем тонкостенные?»), — «отлично»;
  • вопросы аналитического и сравнительного характера (например, «Чем отличаются молекулы воды в жидком и твердом агрегатном состоянии?») — «хорошо»;
  • вопросы констатирующего характера (например, «Что такое диффузия?») — «удовлетворительно» или совсем не оцениваются.
  • На любом этапе урока можно предложить ученикам «поменяться местами»: ученик становится учителем и объясняет тему ребятам, у которых с ней возникли сложности, или помогает решить задачу, которая вызвала затруднение.Важно, чтобы ученик объяснял материал своими словами, а не заученными книжными формулировками.Также во время практики и отработки решения задач можно выбрать пару сильных учеников, которые станут «консультантами» и будут помогать другим ученикам с решением задач в течение урока. 5. Здоровьесберегающие технологииПри изучении физики ученикам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки, что может негативно сказываться на здоровье. Поэтому перед учителем встает задача не только мотивировать ученика на обучение, но и обеспечить ему здоровьесберегающие условия получения знаний. На помощь приходят здоровьесберегающие технологии.Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, делает процесс обучения интересным и занимательным.В обязанности учителя входит подготовка кабинета к уроку: проверка освещенности кабинета и состояния парт, проверка учебного оборудования, проветривание помещения. Вам может пригодиться наша статья .Урок необходимо начинать с организационного момента, во время которого ученики проверяют готовность к уроку, при необходимости наводят порядок на рабочем столе, убирают лишнее.Во время урока рекомендованы физкультурные минутки — небольшие перерывы, которые снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц кистей рук. Во время физкультурных минуток можно включать тихую расслабляющую музыку.Важно включать в уроки физики элементы профилактики стресса. С такой задачей справляется работа в парах или группах. Например, хороший антистрессовый метод, когда слабый ученик при решении задач у доски сможет получить поддержку и помощь от более сильного одноклассника. При этом акцент стоит сместить на усердие и поиск правильного решения задачи, а не на страхе сделать ошибку.Не стоит забывать и о смене деятельности на уроке, не желательно допускать однообразия.НапримерЗа один урок физики можно сделать 4–5 смен деятельности. Начать урок с видеофрагмента, потом провести устный опрос, эксперимент, математически обосновать полученные знания и закрепить их — решением задач.Не менее важен и настрой учителя. Ученики способны улавливать эмоциональный настрой педагога, а положительные эмоции облегчают усвоение материала, улучшают психологический климат в классе.6. Технология проблемного обученияПроблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций — вопросов, задач, экспериментов под руководством учителя — и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Главное отличие этой технологии — обнаружение несоответствий между уже имеющимися знаниями и умениями и преподносимыми фактами.Например:• 8-й класс, «Теплоемкость»: «Можно ли вскипятить воду в бумажном стаканчике?»;• 7-й класс, «Взаимодействие тел»: «Если между молекулами есть промежутки, то почему они не распадаются на отдельные молекулы?»;• 7-й класс, «Плавание тел»: «Почему железная кочерга, брошенная в воду, утонет, а многотонный железный корабль — нет?»;• 8-й класс, «Теплопроводность»: «Если температура всех тел в комнате одинакова, то почему по ощущению металлическая батарея и стол кажутся разной температуры?»;• 9-й класс, «Реактивное движение»: «Что общего у воздушного шарика и ракеты?».Проблемные ситуации могут возникать и в рамках традиционного урока спонтанно. При этом важно предложить ученикам самостоятельно подискутировать и выяснить истину. Задача учителя — удержать обсуждение в рамках рассматриваемой темы и направить на верные выводы и решения.