«Интерактивная среда, как средство активного взаимодействия с родителями, в целях повышения качества образовательного процесса в ДОУ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Интерактивная среда, как средство активного взаимодействия с родителями, в целях повышения качества образовательного процесса в ДОУ»
Автор: Жидкова Любовь Викторовна

Доклад на тему: «Интерактивная среда, как средство активного взаимодействия с родителями, в целях повышения качества образовательного процесса в ДОУ»В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество активно включилось в  процесс, называемый информатизацией. Он включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.Использование данных технологий направлено, прежде всего, на улучшение  качества образовательного процесса, которое в свою очередь зависит от тесного взаимодействия родителей (законных представителей) и образовательного учреждения. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.В современном дошкольном образовательном учреждении необходимо использовать возможности развивающей предметно-пространственной среды для организации новых интерактивных форм сотрудничества с родителями, которые позволят вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.Термин «интерактивный» означает способность взаимодействовать с чем либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).Следует отметить, что одними из основных характеристик «интерактива» являются: диалоговое общение, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее значимых для каждого участника, задач и путей решения проблем.Таким образом, целью нашей работы с семьей является: повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития детей через использование элементов среды для внедрения интерактивных форм работы.Применение интерактивных методов позволит нам значительно углубить воздействие педагога на родителей, которые получат опыт непосредственного участия в решении педагогических и воспитательно-образовательных задач, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков, а, следовательно, повышения педагогической компетентности родительской общественности.Особой популярностью пользуются такие информационные поля приёмной: «Обучение и воспитание» - размещаются статьи, посвященные актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные воспитателями и специалистами, информация об особенностях работы детского сада (программы и технологии, направления развития, инновационная деятельность педагога)«Новости группы» - содержится информация о событиях, праздниках, экскурсиях группы.«Внимание! Конкурс!» - помещается информация для родителей о конкурсах поделок, творческих работ.«Почтовый ящик»- размещается информация от родителей«Книга отзывов и предложений» - размещается информация от родителей о проведённых мероприятиях в детском саду и предложение мероприятий«Полянка успеха!» - размещается информация о успехах наших воспитанников на различных уровнях, участия в конкурсах.«Полянка творчества» - выставка рисунков и поделок детей.«Блюдо выходного дня» - родители могут поделятся интересными рецептами блюд«Информационные журналы» («Безопасность», «День матери», «Прогулка по городу», «Мы за здоровый образ жизни», «Лето, лето к нам пришло! Как красиво и тепло!»)Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность педагогов детского сада в целом. Рассмотрим несколько основных технологий и средств, используемых для повышения эффективности взаимодействия ДОУ, педагога и родителей:САЙТ ДОУ и Личный САЙТ воспитателей; закрытые группы в «Контакте» , «Одноклассниках», «WhatsApp».Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников заключается в следующем:• минимизация времени доступа родителей к информации;•возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы, следовательно, растет объем информации;оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;оперативное получение информации родителями;оптимизация взаимодействия педагога с семьей.обеспечение диалога воспитателя и родителей группы. Следует подчеркнуть, что при всех вышеописанных формах телекоммуникационного общения родителей и воспитателей, необходимо прививать всем участникам взаимодействия чувство этики общения, самоуважения и уважения к собеседнику.  Умелое, эффективное и научно обоснованное применение соответствующих электронных ресурсов и компьютерных технологий в этом направлении способно внести решающий вклад в развитие ДОУ.Раскроем некоторые из интерактивных форм работы с родителями, оказавшиеся наиболее действенными.Так, например, в рамках работы можно проводить «Круглый стол» по теме: «Словесные игры в кругу семьи». Где родители могут поделиться опытом по данному вопросу, обсуждать и решать проблемные ситуации, связанные с развитием и поддержанием интереса детей к таким играм в домашних условиях. В настоящее время мы планируем вести работу в этом направлении. Приобщить родителей к активному участию в подборе практического материала для проведения словесных игр, что по способствует развитию РППС группы. В нашем ДОУ был проведен мастер – класс для родителей и детей: «Куклы Пеленашки». В ходе этого мероприятия участники (родители и воспитанники) приобщились к народным традициям декоративно-прикладного искусства; познакомились с технологией создания кукол; получили представление о разных видах народных кукол; с русскими народными обрядами. Данное мероприятие участникам понравилось. Было решено продолжить приобщение к народным традициям. Благодаря этому в нашей группе появился «Мини-музей» Куклы в костюмах Тамбовской области и народных костюмах.Одним из методов активизации родителей является такая форма работы как тематические акции. В ходе реализации этих акций решаются задачи речевого развития: обогащается активный словарь, развивается правильная, речь, дети знакомятся с детской литературой. С цель повышения интереса к книгам провели акцию «Книжки – малышки». При этом родители вместе с детьми выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг. Темы книжек разнообразны, материал, представленный в них, ярко и красочно оформлен.Вывод: Таким образом, использование элементов интерактивной среды для взаимодействия с семьями воспитанников нашей группы, на данном этапе, дает положительные результаты. Многие родители стали активными участниками образовательного процесса и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, значимость своего участия в развитии собственных детей.Кроме этого, целенаправленно организованная интерактивная предметно-развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает, как у детей, так и родителей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности. Дальнейшая работа в данном направлении предполагает поиск новых элементов и форм организации РППС. Планируем использовать в своей работе все новые и новые элементы интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников: симпозиумы, аукционы, семинары – тренинги, интерактивные игры, мастер-классы от родителей и т.д.