Адаптация ребенка 3-4 летв к условиям детского сада.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптация ребенка 3-4 летв к условиям детского сада.
Автор: Анна Александровна Федотова
Консультация для родителей .
Тема: Адаптация ребенка 3-4лет к условиям ДОУ
Детскийсад - новый период в жизниребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует надетский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптационныепроцессы охватывают тристороны:ребенка, егородителей и педагогов. От того, насколько каждый
готов пережитьадаптацию, зависит конечный результат - спокойныйребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Ребенок
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный укладребенкав буквальном смысле этого слова врываются следующиеизменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенкак УДО сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания.
Родители
Родители отдают своего ребенка в детскийсад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи, оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близкомребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порогдетского сада, тем все чаще дают о себе знать следующиепроявления:
• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещениядетского сада;
• начинаетсямаркетинг в песочнице(разговоры с гуляющими мамами надетской площадке);
• обостряется внимание к привычкам и навыкамребенка, причем не только к культурно-гигиеническим, но и к поведенческим;
• в общении сребенкоми друг с другом появляются словадетский садивоспитательница.
И вот малыш вдетском саду. Начинается непростой периодадаптациик новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости кребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельностиребенка;
• повышенное внимание к педагогам.
Выделяют три степениадаптации:
• легкую(15-30 дней);
• среднюю(30-60 дней);
• тяжелую(от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в УДО, переживают среднюю или тяжелуюадаптацию.
Концом периодаадаптациипринято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает,что:
• при утреннем расставанииребенокне плачет и с желанием идет в группу;
•ребеноквсе охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
•ребеноквспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился всаду;
• восстановилась речь и нормальная двигательная активность дома, а затем и вдетском саду;
• нормализуется сон как вдетском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
Адаптация- это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А дляребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
На то, как будет протекать процессадаптациивлияют следующиефакторы:
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режимудетского сада;
С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?
1. Надо помнить, что до 2-3 летребенокне испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает дляребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребностьребенкав доброжелательном внимании и сотрудничестве.
2. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненнойадаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, чторебенокстановится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
3. Дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальныйребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протестребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
4. Дома кребенкуне предъявляют требований ксамостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя вдетский сад,ребеноксталкивается с необходимостью делать некоторые вещисамостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Если уребенкане развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредныепривычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещениядетского сада, тоадаптация ребенкапройдет более гладко.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы уребенка:
• Тревога, связанная со сменой обстановки.
• Режим.Ребенкубывает сложно принять нормы и правила жизни группы.
• Психологическая неготовностьребенка к детскому саду.
• Отсутствие навыков самообслуживания.
• Избыток впечатлений. В УДО малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
• Неумение занять себя игрушкой.
• Наличие уребенкасвоеобразных привычек.
К моменту поступления вдетский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
Ребенокдолжен уметь сам есть, одеваться, раздеваться.
Ребенокдолжен уметь самостоятельно играть, убирать за собой игрушки, самостоятельно ходить в туалет (или проситься, выражать свои мысли чувства и желания вербально.
Самым главным навыком является, конечно, умение взаимодействовать в коллективе.Ребенок должен уметь ждать, уступать, делиться игрушками, выполнять требования воспитателя.
К сожалению, иногдародителисовершают серьезные ошибки, которые затрудняютадаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, чтоон обещал не плакать, тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
• Нельзя пугатьдетским садом. Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде приребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
• Нельзя обманыватьребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Объяснятьребенку, что мама заберет его из садика, не оставит там навсегда. Родители должны поддерживать вребенке уверенность, что он самый лучший, самый любимый, что от него не избавились, отдав в сад. Родители так же не должны чувствовать себя виноватыми, что отдалиребенка в сад.
Способы уменьшить стрессребенка.
• необходимо заранее создавать дома дляребенка режим дня, соответствующий режиму УДО.
• в первые дни не следует оставлять малыша вдетском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
• каждый день необходимо спрашивать уребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именнородителитакими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к УДО.
• Желательно укладыватьребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
• В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в УДО, повторять все виды деятельности.
• Желательно датьребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти вдетский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.
Отдаваяребенка в УДО,родителимогут столкнуться струдностями:
• в первую очередь, это неготовностьродителейк негативной реакцииребенка на УДО.Родителибывают напуганы плаксивостьюребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти вдетский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в периодадаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
• частой ошибкойродителейявляется обвинение и наказаниеребенка за слезы. Это не выход из ситуации.
•ребенокможет привыкать к садику 2-3 месяца.
• самиродителидолжны психологически быть готовы к посещениюребенком УДО. Спокойно относится к шишкам и синякам.
Рекомендуется:
• как можно больше времени проводить сребенкомв этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
• когдаребенокначинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжатьсяадаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к УДО – это также и тест дляродителей, показатель того, насколько они готовы поддержатьребенка, помогать ему преодолевать трудности.