"Эффективные формы взаимодействия классного руководителя и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Эффективные формы взаимодействия классного руководителя и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы"
Автор: Сайко Ирина Эдвардовна
Статья на тему «Эффективные формы взаимодействия классного руководителя и семьи в процессе коррекционно-развивающей работы»Подготовила: учитель начальных классов КОУ «Березовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Сайко И.Э. В настоящее время все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.Эффективность воспитания ребёнка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребёнка. Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье. Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер. Именно семья играет важнейшую роль в формировании привычек поведения, представлений о трудолюбии, влияет на эмоциональный настрой ребёнка. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения. Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, стремлением развить лучшие его качества. Родители и классные руководители – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.Главная задача, которую мы - педагоги должны решить педагогический коллектив и родительская общественность – это нахождение взаимопонимания. Основным принципом работы с родителями сейчас является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием «принять меры» без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, дачи рекомендаций сегодня неприемлемо. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна, каковы пределы ее возможностей и ответственности.Работа с семьей – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий. В. А. Сухомлинский утверждал: «Без знаний ребёнка – его умственного развития, мышления, интересов увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Как никто лучше о ребёнке смогут сказать его родители. Какие же формы взаимодействия классного руководителя и родителей наиболее эффективные? Рассмотрим некоторые из них:Посещение семьи – эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребёнка, даёт советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.Переписка с родителями ( классные чаты) – письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.Родительское собрание – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.Виды родительских собраний:организационные; собрания по плану психолого-педагогического просвещения; тематические; собрания-диспуты; итоговые (четвертные) и т. д. Организация совместных досуговых мероприятий.Во многих школах родители частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные мероприятия «День здоровья» и «Огоньки», посвящённые женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Всё это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта.Формы досуга:совместные праздники;подготовка концертов, спектаклей;просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей;соревнования, конкурсы, КВН;домашние клубы выходного дня;кружки, организованные родителями.Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры – всё то, чем семья увлекается в свободное время.Работа классного руководителя с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клуба. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребёнка, но и собственному ребёнку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования совместно со школьными преподавателями физкультуры.Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.Университет педагогических знаний – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учётом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется классным руководителем с учётом контингента учащихся класса и их родителей.Формы организации занятий в университете знаний достаточно разнообразны:лекции;беседы;практикумы;мастер-классы;конференции и т. д.Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать своё мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы классный руководитель может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать.Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребёнка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями классный руководитель должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для её решения?» тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, классный руководитель столкнётся с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность. В работе с проблемными детьми большое значение имеют родительские встречи.Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Уже традиционными в нашей школе стали вечера: “А мамины глаза всегда с волнением глядят за нами”, посвященный Дню матери и семейный капустник “День, пахнущий мимозой”. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.Родительский вечер — это возможность найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива.Замечательно, если итогом родительского вечера станет выпуск родителями газеты, в которой они обратятся к детям с предложением или просьбой, вызовут своих ребят на какое-то соревнование, объявят интересный конкурс.С помощью организации родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.Не менее эффективными формами являются также следующие:« Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не даю рекомендаций, а они сами к ним приходят. Мастер – класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно даю тему нескольким родителям и поручаю каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, например, как научить ребенка ответственно относиться к выполнению домашнего задания. В конце собрания подводится итог. Применение нестандартных форм и методов при работе с родительским коллективом поможет сделать работу педагога более вариативной и привести к положительному результату.Учителя, воспитатели и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и предусмотреть возможные ошибки. Надо заметить, что только в процессе взаимодействия классных руководителей и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребёнка, но, применяя любую форму работы с родителями, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: «Прежде всего, не навреди». Классный руководитель, работающий с коллективом учащихся должен хорошо представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. В зависимости от этого строить свою работу с родителями. Если классный руководитель сумел наладить доверительные отношения с родителями, вызвать у них желание помогать своему ребёнку, поддерживать его в трудную минуту, можно сказать с уверенностью, что своих педагогических целей он достиг.