Здоровьесберегающие приемы в элементах урока в начальных классах.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие приемы в элементах урока в начальных классах.
Автор: Кирилл Иванович Чуркин

Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем у учащихся отмечается в школах нового типа (гимназии, лицеи, колледжи ), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью. К концу года у многих учеников частота гипертонических реакций увеличивается в 2 раза, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90%, появление повышенной нервозности отмечается у 55-83% учащихся школ нового типа. Заметно возросла заболеваемость: по результатам профсмотров разные заболевания регистрируются у 94% подростков.Таким образом, задача современного учителя состоит в том, чтобы создать на уроке комфортные условия для ученика, не приносящие вреда его здоровью.На протяжении 2 лет я работаю по авторской методической системе В.И. Жохова «Уник» эта методическая система  предусматривает применение здоровьесберегающих технологий, которые я активно использую на уроках: физинутки, создание ситуации успеха, пропаганда здорового образа жизни.Физкультминутки – элемент урока в начальных классах. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.К здоровьесберегающим приемам относятся:- пальчиковые, дыхательные гимнастики,- релаксация,- гимнастики для глаз,- ситуация успеха,- «минутка здоровья»,- изменение положения тела во время урока;- определение своего эмоционального состояния на начало и конец урокаУпражнения для мышц рук.1) «Моя семья»Этот пальчик- дедушка,Этот пальчик- бабушка,Этот пальчик- папочка,Этот пальчик- мамочка,А вот этот пальчик – я,Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)2) «Мы наши пальчики сплелиИ вытянули ручки.Ну а теперь мы от ЗемлиОтталкиваем тучки( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)3) «Капуста»Мы капусту рубим-рубим,Мы капусту солим-солим,Мы капусту трём-трём,Мы капусту жмём-жмём.(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)Упражнения для глаз.По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.Вот некоторые элементы этой гимнастики:1)      Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.2)      Офтальмотренажёр. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы . Цветовые вспышкизелёный – улучшает настроение, успокаивает;жёлтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение. 3)      Специальный тренаж, расположенный на потолке класса снимает физическую и психоэмоциональную напряжённость у детей, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат.4)      Упр. «Ближняя- дальняя точка» (дети фиксируют взгляд сначала на ближней точке указательного пальца левой руки, а потом на  дальней точке, выбранной в любом месте класса под счёт)5)      Моргание, медленное движение глазами вверх-вниз, из стороны в сторону, вращение, повторять 3 раза6)      Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.7)      На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.Упражнения для улучшения осанки.1) и.п.- Принять правильное положение, зафиксировать его;2) ходьба с правильной осанкой;3) ходьба с высоко поднятыми руками;4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)5) лёгкий бег на носках.Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ).1) «Сотвори в себе солнце»;2) «Волшебный цветок добра»;3) «Путешествие на облаке»;4) «У моря»;5) «Золотая рыбка»;6) «Янтарный замок»;7) «Танец рыбки»;8) «На лугу»;9) «Водопад»;«Водопад»- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.Провожу упражнения «надувание воздушного шарика», «сдувание пушинки с ладони», при этом дети соревнуются, кто ее удержит дольше (упражнение на «выдохе»). Если класс вялый, «спящий», мы выполняем упражнение «понюхать что-то приятное» (например, розу, клубнику – упражнение на «вдох»).Применяю некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж. Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.1)    Наличие массажного коврика у каждого ученика даёт возможность выполнять  массаж стопы. Профилактика плоскостопия, причём такой массаж для ног снимает усталость, придаёт бодрость.2)    В  1-2 классах систематически пользуемся массажными мячиками с шипами  для рук, такой массаж используется для развития мелкой моторики и речи, для развития головного мозга, для красивого почерка.лицо3)    Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам – 3 раза, от носа по скулам – 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза. голова4)    Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.5)    при головных болях рекомендую массировать височную область .Точечный массаж – простая и безопасная терапия. Массирование производится надавливанием на определённые точки. При простудных заболеваниях и для повышения иммунитета необходимо массировать определённые точки.Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организую групповую  работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.Очень важно на уроке обращать внимание учителя на соблюдение гигиенических норм: световой режим, проветривание кабинета, ростовая мебель, оформление доски мелом жёлтого цвета, а так же озеленение класса. Чтобы урок «сработал» как здоровьесберегающий, учитель, должен использовать самые различные приемы и методы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод и др. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными целями и условиями, видами деятельности учащихся на уроке: элементарные движения во время урока, физкультминутки, различные виды гимнастики и другие.