"Формирование лексики и грамматического строя"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование лексики и грамматического строя"
Автор: Гусева Елена Алексеевна

  • Развитие ассоциаций.
  • Логопед даёт детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовёте первое слово, какое припомните (или какое придёт в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов: Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет. Стоит, горит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать. Жёлтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный. Быстро, высоко, весело, два, детящий. Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»
  • Классификация предметов по картинкам.
  • Детям предлагаются картинки, и даётся задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Например:Помидор, яблоко, груша, репа, огурец, апельсин.Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.Лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова.Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.
  • Игра «Назови «лишнее» слово».
  • Логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».а) «Лишнее» слово среди существительных.Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч.Стол, шкаф, ковёр, кресло, диван.Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.Волк, собака, рысь, лиса, заяц.Лошадь, корова, олень, баран, свинья.Роза, тюльпан, фасоль, василёк, мак.Автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл.Зима, апрель, весна, осень, лето.Мама, подруга, пап, сын, бабушка.Море, озеро, река, мост, пруд.Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник
  • Разложи картинки по сходству.
  • На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова, колосья. Детям раздаются картинки: свитер, шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинки «овца»); стол, деревянные грабли, деревянные ворота (или забор), стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья». У каждого ребёнка по 1-2 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной их 4-х картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
  • Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).
  • Логопед предлагает выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба).Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша).Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно).Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба).Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковёр).Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница).Стул – дерево, булка – (стол, колос, нож).Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо).Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз).
  • Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?
  • Салат, крапива, морковь.Лук, репа, подорожник, укроп.Чеснок, редис, роза, брюква.Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.Помидор, щавель, свёкла, капуста.Картофель, яблоко, клубника, ромашка.
  • Отгадай предмет по названиям его частей.
  • Кузов, кабина, колесо, руль, фары, дверцы (грузовик).Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).Дно, крыша, стенки, ручки (кастрюля).Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом).Крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт).Глаза, лоб, нос, рот, брови, щёки (лицо).Рукава, воротник, манжеты (рубашка).Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).Пол, стены, потолок (комната).Подоконник, рама, стекло (окно).